Репетитор. Он же - гувернер?

.

Когда-то давным-давно было сказано, что времена меняются, а вместе с ними меняемся и мы.

Действительно, было время, причем длительный его отрезок, когда репетиторства стыдились, а если и не стыдились, то чувствовали себя неловко и те, кто помогал, и те, кому помогали.

Произошло то, что произошло. Сейчас, мне кажется, что репетитор необходим. Воля ваша, но согласитесь, что опасная тенденция ничегонеделания среди подрастающего поколения просто витает в воздухе. А от скуки, безделья можно натворить много глупостей. Кроме того, все убедились, сколь вредны бесконтрольные просиживания у компьютера.

Ребенок рождается, и за его воспитание берутся не только родители, но и среда, в которой он живет. Школа дает и тренирует различные навыки: чтение, письмо, «говорение», решение тематических задач и т. д. К сожалению, в жизни всем этим пользуются люди по-разному. Может, поэтому рядом со спортом, музыкальной и художественной школами, занятиями в кружках по интересам прочное место занял домашний учитель, репетитор. Опять же, часа два в день душа родителей спокойна: ребенок занят делом - и делом нужным. Состояние общества наложило свой отпечаток на образование. Сегодня обычное требование воспитательного процесса ставится под сомнение и затрудняется, тормозится сам воспитательный процесс. Каждый родитель считает себя великим педагогом и защищает свое дитятко упорно и виртуозно. Истинная педагогика вынуждена «тормознуть» во избежание большего конфликта. Происходит отставание интеллектуального развития, но, что гораздо хуже – тормозится не только его рост, но и накопление. Многие просто отстаивают свою «очередь за дипломами». Забыта старая истина: купить можно все, кроме здоровья и знаний. Это - первичный результат издержки воспитания, а эти издержки начались давно, с того времени, когда еще родители нынешних школьников были детьми. Здесь бы и пригодился «усатый нянь», который на протяжении хотя бы двух часов не просто «натаскивал» ребенка по предмету, а и поговорил по душам, обсудил то, что его подопечный не решается сказать родителям.

Хорошо подготовленный ребенок чувствует себя на уроке комфортнее, свободнее: он знает ответ на вопрос, и у него появляется возможность свободнее мыслить, решать поставленную задачу. Родители это понимают. Но беда в том, что они опаздывают с решением прибегнуть к помощи репетитора, считают, что как-нибудь обойдется. Одна-две двойки - не показатель катастрофы. А ребенок тем временем где-то в глубине души начинает побаиваться предмета, возникает неуверенность в знаниях. А это — плохо!

Начинается поиск хоть какого-то выхода. Жалобы, надуманные ситуации, прогулы – все идет в ход, потому что это родители отстали от требований времени: они никак не хотят понять, что сегодня без дополнительной помощи ребенку не обойтись. Жизнь диктует борьбу - жестокую, уверенную и регулярную.

Опытный репетитор исподволь, ненавязчиво помогает, подталкивает к настойчивой и даже увлекательной борьбе с возникающей проблемой. Он найдет какое-то время и на доверительный разговор о чем-то, казалось бы, совсем отвлеченном. А это «отвлеченное» как раз и есть элемент воспитания, без которого никак нельзя. И это будет не нудное поучение нотации «хорошо-плохо», а осторожная, но своевременная поддержка в трудной ситуации.

Посмотрите, товарищи взрослые, на ту трещинку, которая появляется между вами и вашими детьми из-за криков и упреков, недослушанных объяснений, недосказанных аргументов. Происходит что-то непонятное, необъяснимое. И копятся взаимные обиды, и растет непонимание с недоверием! Здесь таится еще одна беда, о которой не думают родители, а вернее, не верят в нее. Каждый считает, что уж его-то ребенок с ним искренне откровенен, а если есть где-то ложь, то не в их семье. Ан нет, дорогие родители, ваши нежные девочки и правдивые мальчики вас часто-часто обманывают. Нет, они не врут, а лукавят, говорят чуть-чуть не то и не так, как есть на самом деле, а вы верите. Вам так удобно, у вас нет времени, наконец, вам хочется, чтобы было так, чтоб беда прошла мимо. Дальше - больше. Жизненные ситуации накладываются на гены, и уже вместе они образуют личность со слабым фундаментом начального воспитания. Ведь в самом деле, сколько людей не чувствуют себя ущербными, не отличая, как говорится, Бабеля от Бебеля, считающих балет пустой тратой времени, а уж оперные арии просто - давлением на ушные раковины. Тут поневоле вспомнишь И. Северянина:

Чем эти самые живут,

Что вот на паре ног проходят?

Пьют и едят, едят и пьют

И в этом жизни смысл находят.

И это – то, на паре ног,

Так называемые люди,

Живут себе…И имя Блок…

Для них бессмысленный,

Нелепый слог.

Могучая русская классика! В ней есть все. Недаром 2015 год был посвящен именно ей!

Но вернемся к нашим баранам. Что греха таить, преобразование нашей жизни и образования в течение последних лет не способствовали росту качества ни образования, ни воспитания. Сколько бы мы не твердили о красоте души, о необходимости культурного развития подрастающего поколения, о благородстве в отношениях, сосед-спекулянт с мобильником последней модели, с золотыми «тросами» на шее, заезжающий колесами «Ленд Ровера» на газон, кривой ухмылочкой перетягивает на свою сторону мятущуюся и неокрепшую душу подростка. Вот и томится от безделья в подворотне ваш ребенок, бросает камни в кошек и собак, хамит прохожим…

Он бы и сел за уроки, да некому подтолкнуть, он бы выполнил домашнее задание, да некому помочь. А жаль! Жаль, что некому встретить младшего школьника после занятий, прогуляться с ним по улице, одетой в золотые листья или снежный наряд, заглянуть (ненадолго) в один из залов музея, обсудить увиденное, покормить и потом уж неторопливо заняться уроками. Родители меньше бы ругались, учителя больше бы радовались, а душа ребенка не уходила бы в пятки при мысли о том, что вызовут к доске или дадут контрольную.

Вот и идет наше домашнее воспитание как Бог на душу положит. Вспомните миниатюру А. Райкина: «…Кто стукнет, кто свиснет…».

Грешно перекладывать на школу негатив плохого домашнего воспитания. Нельзя упрекать учителей в недостаточном внимании или излишних запретах. Слишком много свободы сегодня у наших чад. У вас их один-два, а у них, у учителей - двадцать-тридцать. Опять права классическая педагогика: многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «нельзя». И это, заметьте, упрек не школе.

Гувернерство ушло вместе с позапрошлым веком. Дворянские дети становились студентами университетов в пятнадцать-шестнадцать лет. Ф. И. Тютчев в семнадцать лет университет окончил. Разумные люди обращались к репетиторству. Уже при советской власти отец великого ученого А. Сахарова, сам будучи преподавателем физики, определил сына к педагогу-физику на дополнительные занятия, несмотря на его общую отличную успеваемость. И это - при советской власти, то есть в прошлом веке. Сам не стал с ним заниматься. Почему? Он был человеком умным и не стал предварять ошибки многих сегодняшних родителей, которые подменяют занятия педагогов собственной сомнительной неквалифицированной помощью. Новый век набрал обороты во всех отраслях деятельности, принес такие перемены и нагрузки, что без помощи школьникам не обойтись. А кто поможет, поддержит – решайте сами и помните, что не все старое следует отметать напрочь, особенно в воспитании и образовании - с их веками накопленным опытом.

О. П. Пашковская, преподаватель СБМК.

школа, репетитор, письмо номера

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»