Римма Иванова - кавалер ордена Святого Георгия Победоносца

Римма Иванова - кавалер ордена Святого Георгия Победоносца
ДЕТСТВО И УЧЁБА

Римма Михайловна Иванова родилась в 1894 году в городе Ставрополе в семье мелкого чиновника Ставропольского губернского правления Михаила Петровича Иванова. Римма была вторым и желанным ребенком в семье. Она на два года была младше своего брата Владимира. Небольшая разница в возрасте значительно сближала детей, способствовала тому, что они росли друзьями. На следующий год после рождения дочери, в 1895 году, Михаил Петрович перешёл на работу чиновником консистории Ставропольской и Екатеринодарской епархии. Консистория была расположена недалеко от дома, и отец приходил обедать домой.

Михаил Петрович и Елена Никаноровна души не чаяли в своих детях, которые росли, окружённые любовью и лаской родителей, в мире и добром согласии. Семья жила небогато, но и не терпела нужды. Роскоши в доме не было, но зато были любовь и взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Родители делали всё для того, чтобы их дети росли здоровыми не только физически, но и нравственно. Отец и мать были большими тружениками, являясь примером для своих детей. Елена Никаноровна весь день хлопотала по дому, содержа его в образцовом порядке, и смотрела за детьми. Она научилась шить одежду и обшивала детей, стараясь, чтобы это было по моде и по фасону. Это также помогало существенно экономить средства семейного бюджета. Дети, хотя и не были одеты и обуты роскошно, зато всегда ходили чистыми и ухоженными. Это их приучало к бережливому отношению к вещам. В доме был заведён порядок, при котором дети должны были выполнять посильную работу, а главное - убирать за собой, поддерживать чистоту и порядок в доме, аккуратно обращаться с вещами, уважительно относиться друг к другу и к старшим.

Вообще в семье был культ труда. Родители не отгораживали детей от работы и не хотели, чтобы они выросли белоручками. Отец и мать исходили из того, что леность никогда не украшала человека и всё достигается трудом. Поэтому детей в доме приучали к труду.

Их с малолетства учили приводить себя в порядок, убирать за собой. Им внушали, что каждый человек должен работать, что только труд позволяет ему занять достойное место в жизни. Каждый на своём месте должен выполнять работу, нужную не только для него, но и для людей.
Володя и Римма много времени проводили вместе, играли и росли друзьями. Родители постоянно внушали Володе, что он, как старший брат, должен быть защитником младшей сестры и не обижать её. Мама в свободное время постоянно читала детям книжки и так заинтересовала их познанием нового, что они не просто рано научились сами читать, а полюбили чтение. Отец, хотя и не часто, покупал книги, которые потом обязательно прочитывали в семье. Он также брал книги в библиотеке. По воскресеньям и праздникам семьей ходили в церковь, которая была расположена неподалеку.

Вечера и праздники были для детей самым счастливым временем, когда семья собиралась вместе. Мама с утра стряпала, готовя различные кушанья, а дети ей в этом помогали, чем могли. А потом вместе обедали. С детства Володя и Римма видели, что родители стремились поддерживать хорошие отношения с родственниками, укреплять с ними связи. Те часто бывали в гостях у Ивановых. К их приходу всегда тщательно готовились. Хозяевам хотелось принять гостей как можно лучше. Родственники хотели хотя бы изредка собираться вместе и общаться между собой.

Одним из главных желаний родителей было получение детьми хорошего образования. Поэтому им с детства внушали, что они должны хорошо учиться, получать знания. В 1900 году Володя поступил в Ставропольскую мужскую гимназию вначале в приготовительный класс, а затем и на основное отделение. С поступлением Володи в гимназию хлопот в семье прибавилось. Мальчику было выделено специальное место для занятий. Теперь нужно было своевременно готовить завтрак, чтобы он успевал вовремя прийти в гимназию. Нужно было следить за тем, чтобы Володя подготовил уроки, всё собрал перед уходом в гимназию. Римма в этом также принимала деятельное участие, помогая маме.

Когда Володя выполнял домашнее задание, готовил уроки, Римме было запрещено мешать ему и обращаться с какими-либо вопросами. Но она постоянно крутилась вокруг него, с нетерпением ожидая, когда брат покончит со своими делами, чтобы поиграть.
В 1902 году Римме исполнилось 8 лет, и она поступила в Ольгинскую гимназию в приготовительный класс, к которому уже была хорошо подготовлена, находясь рядом с братом. В гимназию её привели всей семьёй. Их, новичков, торжественно чествовали в первый день занятий, говорили хорошие напутственные слова. С этого времени хлопот для неё добавилось. Беззаботная жизнь осталась позади, и значительно возросла ответственность. Теперь главным стало учиться и набираться знаний. Римма, хотя и не ходила в отличниках, но успешно переходила из класса в класс.

Теперь по утрам в гимназию они с Володей ходили вместе. Только он шёл в мужскую, а она - в женскую. Володя часто доводил её до Ольгинской гимназии, а потом возвращался. Дело в том, что мужская гимназия находилась к дому Ивановых хотя и не намного, но всё-таки ближе Ольгинской гимназии.

Римма Иванова - кавалер ордена Святого Георгия Победоносца

Время учёбы сестры и брата в гимназии пришлось на бурные годы первой русской революции 1905 - 1907 годов. Римма вместе с другими гимназистками заинтересованно наблюдала за развернувшейся в мужской гимназии борьбой учащихся с властями. Одновременно шли волнения в духовной семинарии, где семинаристы требовали для себя свободы. Гимназистки сочувствовали ребятам и старались им хотя бы чем-нибудь помочь.

В городе издавна считали мужскую гимназию рассадником свободомыслия и революционных идей. В подтверждение приводилось немало фамилий известных российских революционеров - выпускников гимназии, в том числе Германа Лопатина, Михаила Фроленко, которые за свою революционную противоправительственную деятельность отсидели в одиночке Шлиссельбургской крепости по 20 лет и вышли на волю только благодаря революции и амнистии для политических заключённых 20 октября 1905 года. Наведением порядка в гимназии занимался сам губернатор Б.М. Янушевич. В конце концов в гимназии крутыми репрессивными мерами удалось навести порядок, но не изжить дух вольности.
Учёба у Риммы занимала много времени. Вначале в гимназии, потом дома - подготовка к занятиям. Кроме уроков в гимназии приходилось много времени уделять разучиванию танцев, участию в хоре. Оставшееся время у Риммы уходило большей частью на чтение.

Римма очень любила читать книги русских, зарубежных авторов о героических подвигах. Особенно когда это касалось женщин. Она сама хотела совершать подвиги во имя людей. Особенно её увлекла судьба Надежды Дуровой, описанная ею самой в книге «Кавалерист-девица».

Та с молодых лет бежала из дому, пристала к уланскому полку под мужским именем и участвовала в сражениях, как нижний чин. За свои подвиги, участие в боях Надежда Андреевна была награждена самой почётной солдатской наградой - Знаком отличия военного ордена, который в народе называли Егорием, или Георгиевским крестом. Орденами в России награждали в армии только офицеров, а для нижних чинов были медали и Знак отличия военного ордена. Затем Надежда Дурова участвовала в боевых действиях во время Отечественной войны 1812 года, но уже в офицерском чине - как корнет Александров. Она была ординарцем у самого Кутузова, выполняла его поручения, участвовала в Бородинском сражении, где была контужена. За героизм и отвагу награждена военным орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия четвёртой степени. О том, что Надежда Дурова награждена орденом святого Георгия, Россия узнала только после того, как она ушла в отставку. Поэтому все считали, да многие и сегодня считают, что она первая женщина в России, награждённая военным орденом. Но при этом многие не учитывают, что она ведь была награждена орденом как офицер-мужчина корнет Александров.

Видимо, чтение книг о подвигах, а также то, что она часто бывала в кругу друзей Володи, способствовало тому, что Римму больше тянуло играть не с девочками, а вместе с мальчишками, Володиными товарищами, в подвижные игры вроде казаков-разбойников. Это, в свою очередь, способствовало формированию и её характера.

Володя, окончив гимназию, в 1910 году по настоянию родителей поступил учиться на медицинский факультет Харьковского императорского университета. Хотя с братом Римма активно переписывалась, но без него в доме стало скучно.

Володя присылал восторженные письма, описывая студенческую жизнь, делился впечатлениями об университете, городе Харькове, интересовался ставропольскими новостями, расспрашивал об общих знакомых, тех, кто остался в городе. Приезжал он домой редко, только на каникулы. Ездить было очень накладно, поскольку для этого нужны были деньги, которых и без того не хватало.

Римма ещё больше погрузилась в чтение книг, журналов. Её не очень увлекали сентиментальные романы со вздохами и ахами. Её влекли книги, воспевавшие мужество и героизм. Особенно много она читала об истории России, о героическом прошлом русского народа, а также других стран. Из всемирной истории её больше всего привлекали рассказы по истории Древней Греции и Рима, в том числе и мифы о подвигах Геракла, об аргонавтах, участии греков в троянской войне и похождениях Одиссея, военных подвигах Александра Македонского, Ганнибала и многое другое. Она с детства мечтала о совершении подвигов.

Николай СУДАВЦОВ,
доктор исторических наук.
(Продолжение следует.)

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов