Родом я с Кубани...

Лариса Ракитянская

Родом я с Кубани, из хлеборобного Каневского района. Детство мое прошло, как мне сейчас кажется, незаметно и быстро. Вот уже я и в 10-м классе...

6 февраля «Вечерка» анонсировала новую рубрику в нашей газете. Она посвящена предстоящему 240-летию родного города. Напомним: мы предполагаем готовить публикации под этой рубрикой и рассказывать о замечательных людях разных поколений, чья жизнь неразрывными узами связана с прекрасным городом на юге России. «Знаменитые и неизвестные, наши земляки вносили и вносят свою лепту в жизнь Ставрополя. И судьба каждого вплетается в судьбу города, отмечающего юбилей», - написал главный редактор «Вечерки» Михаил Василенко и пригласил всех горожан - независимо от возраста, профессии, должности, трудового стажа — в соавторы.

Несколько публикаций читатели уже увидели на страницах газеты. Вот и сегодня новый рассказ о городе. Его прислала нам Клара Кирилловна Журавлева.

1941-й год. Сегодня выпускной бал. А завтра — война. Великая Отечественная. Детство кончилось, а юности так и не было. Мальчики вместе с директором школы ушли на фронт, а мы, девчонки, остались.

Мне пришлось рыть окопы, охранять стратегические мосты на дороге "Ростов - Краснодар". Работала в поле, управляла быками и впрягала в брички коров, косила и сушила траву, сено вязанками носила на станцию к товарняку — для отправки на фронт.

Посылали агитатором в колхоз — рассказывать о делах на фронте, а иногда вместо почтальона вручать похоронки. А это — ком в горле и боль в сердце...

В школе работала военруком, а после работы — ночные смены.

Пережила оккупацию. Приходилось добывать какую-то еду не только для себя, но и для младших сестер и мамы, прятаться, чтобы не угнали в Германию. А в списках была...

Такой я запомнила свою родину. Мой школьный товарищ, с которым сидела за одной партой три года и которого в первый день войны обещала ждать, пропал без вести под Москвой.

Ставропольский парень, вернувшись с войны и окончив сельскохозяйственный институт, был направлен на работу в нашу станицу, «подсмотрел» меня и забрал в Ставрополь. 65 лет моей жизни отданы этому городу!

Тогда на месте площади Ленина был большой пустырь...

1952-й год. Итак, я приехала в Ставрополь. После жизни на хуторах и в станицах Ставрополь показался мне красивым. Поезд пришел рано утром, только что взошло солнце. Муж встретил, и мы поехали на Железнодорожную улицу, где был дом его родителей. Запомнились спуски-подъемы, виляющая дорога вокруг ватной фабрики...

Работу искали недолго: уже 19 мая нас приняли в Ставропольское книжное издательство. Оно находилось в одном здании с краевой типографией на улице Артема. Типография была загружена выпуском заказов издательства, а оно выпускало книги русских и советских авторов, труды ученых институтов Ставрополя и местных литераторов. Через три месяца я стала корректором, проработала 10 лет, пять из которых — старшим корректором. Мне пришлось читать и править Валентину Туренскую, Сергея Дроздова, Ивана Кашпурова, Владимира Гнеушева и многих других.

Сейчас той типографии уже нет, в городе работает немало частных.

Мы продолжали жить на Железнодорожной улице. Вечерами и по выходным муж знакомил меня с городом. Я, никогда не жившая в городах, надевала единственное свое платье — длинное, до щиколоток, и щеголяла с мужем под ручку.

Проспект Октябрьской революции был тогда местом гуляний горожан. Сюда вечерами приходили молодые люди, холостые и женатые, парами и в одиночку, и прохаживались мимо почты — от улицы Дзержинского до Комсомольской. Делали поврот и шли обратно. Встречались друзья, беседовали, знакомились. Это место и прилегающий парк в те годы были главным культурным центром города.

Тогда не было площади Ленина и зеленых насаждений, не было голубых елей и памятника Ленину, а был большой пустырь, куда в базарные (выходные) дни из окрестных сел возили на продажу продукты, скот и птицу. В эти базарные дни на площади стоял гул и гомон людских голосов, мычанья коров, хрюканья поросят, кудахтанья кур. Здесь стояли подводы с арбузами и картошкой, тачки с овощами и фруктами. Пахло дынями и конским навозом. А когда базар разъезжался, на земле оставались притоптанные скотом сено и солома, помет и другой мусор. А еще там была невзрачная керосиновая лавка...

Небольшая площадь между музеем и торговыми зданиями — тоже пустырь. На вкопанных длинных деревянных столах продавались домашние молочные продукты с городских подворий, яйца, птица, овощи и фрукты.

Напротив рынка и будущего Дома правительства Ставропольского края был стадион «Динамо», футбольная команда которого в 1949 году стала чемпионом РСФСР.

Ставрополь тогда был другим. Жителей не больше, чем 150 тысяч, да и двухэтажных домов — раз, два и обчелся...

И все как на ладони...

Комсомольская горка. Ее нынешнее название — Крепостная гора. Еще до войны здесь был собор, но его взорвали. Теперь он снова венчает собой высоту. Высоту веры, красоты, возрождения жизни...

С верхушки Комсомольской горки и теперь открывается чудесная панорама. И тогда отсюда была видна вся Ташла. С того места, где был собор, если подойти метров на пятнадцать к краю, был виден глубокий обрыв, а с него казались такими маленькими домики ташлянцев. Ночью этот далекий низ красиво светился рядами уличных фонарей и окнами домов. И все как на ладони: на севере, под обрывом, - просторная долина Ташлы, на юго-востоке — речки Мутнянка, Желобовка. Где-то в другой стороне, у виднеющегося отсюда села Надежда, муж показывал мне две речки Мамайки, которые там якобы сливались в одну.

Здесь, с этой высоты, я впервые увидела в солнечную погоду сверкающие белоснежные шапки двуглавого Эльбруса, отсюда в те годы просматривалась и железная дорога, уходящая из города.

Проспект, идущий от железнодорожного вокзала к дому губернатора, был красив и тогда. И дом губернатора — большой, двухэтажный, с балконом — был величественен. Он впечатлял и кариатидами... Дом этот сейчас изменился, но до сих пор так же украшает проспект...

Об этом природном уголке нашей страны можно говорить и писать много. Коренные жители Ставрополя знают историю своего города — с остатками Крепостной стены, с новыми зданиями, парками и скверами. Ставрополь внесен в список исторических городов и населенных мест России. История его богата фактами и интересна...

Первое время, приехав в Ставрополь, я тосковала по кубанским степям, по своей земле, на которой родилась. Мою тоску по родине постепенно залечило время. В Ставрополе у меня началась другая жизнь. И этот город стал моей второй родиной — город, которому (надеюсь!) я немало сделала полезного. В этом году ему исполняется 240 лет, и это уже совсем другой город. Но история его продолжается!

 

Письмо, Ставрополь в моей судьбе, история

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Я вам пишу»



Последние новости

Все новости

Объявление