Романтическое путешествие в музыкальную Европу прошлых столетий

.

Концерт «Романтическая Европа» прошёл в Ставрополе

Сергей Поспелов, педагог Людмила Тихомирова, Елисей Мысин, Татьяна Диева, Анжелика и Юрий Михайленко.
Сергей Поспелов, педагог Людмила Тихомирова, Елисей Мысин, Татьяна Диева, Анжелика и Юрий Михайленко.

В тёплый июньский вечер страждущие попасть на закрытие 114-го концертного сезона Ставропольской государственной филармонии заранее собрались в надежде приобрести хотя бы входной билет на концерт «Романтическая Европа». Надежды оказались тщетными - в кассе не было ни одного билета! Ничего удивительного, в прошедшем сезоне многие симфонические концерты были аншлаговыми. Программа выступления симфонического оркестра под управлением дирижёра Юрия Михайленко с участием специального гостя – юного пианиста Елисея Мысина и солиста Московской государственной академической филармонии скрипача Сергея Поспелова, составленная из произведений композиторов-романтиков прошлых столетий, вызвала огромный интерес у любителей классической музыки.

Всё было тщательно продумано. Красочные афиши радовали глаз, стены украшали картины - гобелены с изображением сцен театральных постановок, на большом баннере разместились проспекты лучших концертов сезона с портретами исполнителей, роскошные букеты цветов и канделябры, в вестибюле и на лестнице гостей встречали дамы в пышных нарядах XIX столетия в высоких париках и загадочных масках, в фойе звучали романтические пьесы Ф. Шопена в одухотворённом исполнении лауреата Международного конкурса пианиста Ольги Козыревой. Хозяйка вечера директор филармонии Лариса Конева в вечернем платье и художественный руководитель Сергей Захарченко радушными улыбками встречали публику.

В воздухе витал дух романтики! И вот... под аплодисменты зрителей на сцену вышли артисты симфонического оркестра и ведущая - музыковед Татьяна Диева. Красивая, стройная, молодая леди в романтическом красном платье с чёрным поясом - ввела слушателей в мир исполняемых произведений и рассказала о статусе приглашённых солистов...

Елисей Мысин – музыкальный «крестник» Дениса Мацуева

Совсем недавно ставропольцы внимательно следили за участием в телевизионном конкурсе «Синяя птица» ученика подготовительной группы детской музыкальной школы №1 Ставрополя 5-летнего Елисея Мысина, который стал финалистом проекта и услышал в свой адрес добрые слова от мэтра фортепиано народного артиста России Дениса Мацуева. Начало творческой жизни юного пианиста со сказочным пушкинским именем складывается очень удачно. Обучение в классе опытного педагога заслуженного работника культуры России Л.Д. Тихомировой - большое счастье. Участие Елисея во многих всероссийских и международных конкурсах было неоднократно оценено жюри лауреатскими званиями и принесло известность в стране.

Последние месяцы были насыщены ответственными выступлениями в столичных городах. По приглашению Дениса Мацуева Елисей играл в Санкт-Петербурге в большом концертном зале «Октябрьский», участвовал в Москве в ежегодном фестивале «Джаз в кругу друзей» в Кремлёвском дворце, музицировал вместе с народным артистом России композитором Е. Крылатовым, показал свои пьесы для фортепиано - «Торнадо» и «Марш хэллоуина» народной артистке СССР А. Пахмутовой, которая пришла в восторг от этих композиций и нашла в них «прокофьевский музыкальный язык». Сегодня уже 6-летний Елисей, успешно сдав вступительные экзамены в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, стал учеником 1-го класса лучшего в стране музыкального учебного заведения, давшего путёвку на мировую сцену многим знаменитым музыкантам, в том числе и Денису Мацуеву, который стал «крёстным отцом» Елисея и взял его под своё доброе и надёжное крыло.

В концерте «Романтическая Европа» юный музыкант вместе с симфоническим оркестром исполнил пьесу норвежского композитора Э. Грига «В пещере горного короля». Когда на сцену вышел юный обаятельный блондин, зал невольно вздохнул в изумлении. «Звёздочка», прославившая свою семью, педагога, ДМШ №1, город и край, в ответ на восторженный приём слушателей исполнил «Марш хэллоуина». Были цветы, возгласы «браво» и пушистый серый слоник от маленькой поклонницы! Впереди у Елисея Мысина - занятия в летней школе Дениса Мацуева, переезд семьи в Москву, годы обучения в ЦМШ - всё то, что даёт Елисею возможность стать большим музыкантом и когда-нибудь приехать на гастроли в родной Ставрополь настоящей звездой.

«Сергей Поспелов – скрипач от бога!»…

Такими словами оценил высокий профессионализм своего ученика народный артист СССР профессор Московской консерватории имени П.И. Чайковского Эдуард Грач, у которого Сергей учился в ЦМШ, консерватории и аспирантуре. Сегодня Сергей Поспелов - лауреат 1-й премии пяти престижных международных конкурсов скрипачей, музыкант экстра-класса, достигший значительных высот мастерства, имеющий мировые ангажементы. Популярность и востребованность молодого харизматичного артиста стремительно растёт. В своё время, услышав игру Сергея, маэстро М. Ростропович воскликнул: «Удивительно чистый звук!», а Ш. Минц, оценивая школу скрипача, сказал: «Настоящий русский музыкант!».

Кроме великолепных профессиональных достоинств Сергея, хочется отметить его благородство, обязательность, скромность и доброжелательность. Понятно, что согласие артиста такого уровня на участие в периферийном концерте не так просто получить. Но отказать своему соученику по консерватории - дирижёру Юрию Михайленко он не мог, поэтому в плотном гастрольном графике выбрал два дня, чтобы прилететь в Ставрополь. Для этого пришлось за неделю выучить виртуозное произведение Э. Лало, которое с блеском им было исполнено.

Французский композитор Э. Лало написал «Испанскую симфонию» в 1874 году для скрипача П. Сарасате. В монументальном пятичастном произведении представлено богатство испанского музыкального колорита, красочная гармония и ритмические находки, в основе которых лежит народная песенная и танцевальная тематика. «Испанская симфония» вдохновила П.И. Чайковского на сочинение знаменитого скрипичного концерта.

В интерпретацию «Испанской симфонии» Сергей Поспелов внёс свою индивидуальность и неповторимость творческого почерка, что является ценным качеством в искусстве скрипача. На сцене царило взаимопонимание солиста и дирижёра, единое дыхание и проникновение в замысел композитора.

После продолжительных аплодисментов Сергей исполнил ещё два романтических произведения. «Концертный полонез» польского композитора Г. Венявского, требующий первоклассной техники и чарующей певучести смычка, входит в список любимых пьес концертирующих скрипачей. Картину праздничного шествия солист изобразил с эмоциональным накалом, виртуозностью и красотой звучания. И в этом ему помогает скрипка французского мастера Жана Батиста Вийома, с которой артист разделяет успех, показывая на вытянутых руках драгоценный инструмент публике в ответ на аплодисменты. «Маленький венский марш» австрийского композитора Ф.Крейслера отличала элегантность и ритмическая живость исполнения.

Все произведения были сыграны с большой эмоциональной отдачей. На сцене Сергей всегда помнит мудрое напутствие своего учителя Э. Грача, который, отпуская ученика в «большое плавание», сказал: «Артист на сцене должен быть ярким пламенем - тогда он будет гореть вечно!».

После концерта в приватной беседе Сергей Поспелов отметил, что ему было очень комфортно играть с дирижёром Юрием Михайленко, чутко реагирующим на каждый музыкальный посыл солиста. Высоко оценил артист гостеприимство и радушие директора филармонии Ларисы Коневой и художественного руководителя Сергея Захарченко, а также высокий профессионализм музыковеда Татьяны Диевой.

Публика восторженно принимала талантливого музыканта и долго не отпускала со сцены. Это даёт надежду на новую встречу с ярким музыкантом.

Симфонический оркестр. Дирижер Юрий Михайленко

После концерта мы встретились с Юрием Михайленко, для которого этот год стал первым в должности дирижёра симфонического оркестра Ставропольской государственной филармонии. Должна отметить, что приход в коллектив выпускников Московской государственной консерватории Юрия и Анжелики Михайленко дал заметные положительные результаты в работе филармонии. Анжелика наладила постоянно действующую связь со средствами массовой информации. Радио и телевидение информируют горожан о предстоящих концертах, газеты «Вечерний Ставрополь» и «Ставропольская правда» анонсируют и рецензируют деятельность творческих коллективов. Дирижёр Ю. Михайленко провёл ряд аншлаговых концертов с интересными программами и замечательными солистами. Достаточно вспомнить концерты - «Музыка от гурмана», в котором принимали участие звезда мировой оперы Вероника Джиоева и Кирилл Золочевский, «Золотая маска» с солистами театра «Новая опера» Алексеем Татаринцевым и Еленой Терентьевой, «Соло для тенора» с лауреатом Международного конкурса Юрием Беляевым. Можно предположить, что публику привлекали именитые солисты, но аншлаговый концерт «Метель под скрипки Мендельсона», в котором не было солистов и звучали только симфонические произведения Ф. Мендельсона, показал, что публика шла на Юрия Михайленко и симфонический оркестр. А в кассу филармонии стали поступать телефонные звонки с вопросом: «Когда будет дирижировать Юрий Михайленко?». Это говорит о признании и высокой оценке творчества молодого музыканта.

Программа концерта «Романтическая Европа» составлялась дирижёром очень продуманно и тщательно. Хотелось показать во всей красе оркестр, поэтому Юрий остановил свой выбор на торжественной, очень красивой «Паване» французского композитора Г. Форе - церемониальном придворном танце, который кавалеры исполняли при шпаге, а дамы - в платьях со шлейфами. В исполнении оркестра пьеса прозвучала с пленительной нежностью и трепетностью французского шарма. Аккомпанируя в сложных произведениях Сергею Поспелову, оркестр гибко подчинялся точному дирижёрскому жесту, сохраняя ансамблевое единство и композиторский замысел. В очередной раз хочется отметить хорошую мануальную технику дирижёра, продуманность каждого жеста, доскональное знание партитуры с проникновением в философскую концепцию каждого произведения и работу на сцене не НА публику, а ДЛЯ публики.

Финальным аккордом концерта стал танец «Мамбо» из мюзикла «Вестсайдская история» в исполнении оркестра. Зажигательная музыка Л. Бернстайна не оставила в зале равнодушных. По требованию публики пьеса прозвучала на «бис» и уже вместе с оркестрантами по указанию дирижёрской палочки слушатели кричали - «МАМБО»! Потом был традиционный выход участников концерта на прощальный поклон. Уставшие и счастливые Елисей Мысин, Сергей Поспелов и Юрий Михайленко под бурные аплодисменты и возгласы «браво» принимали цветы и слова благодарности.

Завершился сезон истинно романтическим музыкальным праздником. Впереди – юбилейный. 115-й концертный филармонический сезон, который обязательно порадует публику интересными программами, знакомством с известными солистами и открытием новых талантов!

Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры России.

Фото автора.

 

концерт, классика, музыка

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление