Россия в огне

Наталья Буняева

Россия  в огне
В самом прямом смысле. 17 областей превратились в очаги страшнейших пожаров. Сейчас интернет взорвал крошечный ролик: группа молодых ребят на машине пробивается сквозь стену огня. Страх, страдание, их крики, похожие на крики затравленных зайцев. И вот парни наконец-то преодолевают стену огня! Честное слово, «кина» про ужасы не надо. В ролике показано все: и решительность, и страх смерти, и ее ожидание, и чудо спасения…
Увы, это наша действительность. Число сгоревших населенных пунктов уже не поддается исчислению: только что были названы одни цифры, через час они изменились: сгорела еще деревня, еще десяток домов, погибли люди, домашние животные…
Вчера я звонила брату, он живет в Подмосковье, и мой всегда жизнерадостный брат сменил смех на печаль: «Мы чувствуем запах дыма… Я на всякий случай организовал себе спальное место на улице».
Дом горит несколько минут, это недавно прямо по федеральному каналу показали: вот, он вспыхнул за спиной корреспондента, и пока шел репортаж — рухнула крыша…
Теперь о самом страшном на сегодня: в Сарове, в районе, где расположен Федеральный ядерный центр, сотрудники МЧС борются с огнем. В городе группировка по борьбе с лесными пожарами увеличена в десять раз, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на руководителя оперативной группы МЧС, главного военного эксперта министерства Павла Плата. По его словам, пожар планируют локализовать, а сегодня его должны полностью ликвидировать. А если огонь доберется к ядерным нашим делам, сами понимаете…
Пожары в России видны из космоса. Причем явно видно, что горит все: и Средняя полоса, и «Замосковье», и Кавказ: везде, где жара, где нет дождей и где есть полнейшая безалаберность. Вот простейший пример. Сидим с месяц назад на селекторе, который проводит МЧС. Там спокойные, улыбающиеся люди в погонах и без рассказывают, что у них в областях все прекрасно, есть кое-какие недочеты, но все в общем и целом… Ведущий селектор первый заместитель министра спрашивает: «Может, вам вертолет дать? Чтобы в случае чего…» — «Да нет, не надо, если возникнут пожары — справимся!» Справились… Кто-то из «отчитывающихся» рассказал, что купил какой-то аппарат, а зачем — не знает: «А мы его еще не испытывали, я даже не знаю, к чему его применить». Сейчас, наверное, любуется приобретением. Если, конечно, ангар с ним не сгорел. С аппаратом…
Торфяники — это головная боль всей России: горят десятками лет, веками горят. Как их потушить? Да никто не знает! Тут ученые предложили: а давайте пробьем шурфы и просто их зальем. Пусть внутри будет сыро, тогда и тлеть не будут… Выяснилось, что денег нет.
Об этом теперь можно и писать и говорить бесконечно: и про то, что цены взлетят, и про скот, умирающий в Калмыкии (самое засушливое нынче место) и тушами «украшающий» пейзаж, и про то, что дожди крестным ходом не вызвать…
Остается благодарить Бога, что наш край относится к более-менее благополучным зонам. Хотя районы, примыкающие к той же Калмыкии, камыши на Маныче — самые уязвимые на сегодня. Осколок стекла на солнце, и все: уже не потушить. На днях губернатор Валерий Гаевский разослал всем главам муниципальных образований предписание — вокруг всех населенных пунктов, сел, хуторов, провести опашку земель, окосы трав. Эти, в общем-то, несложные меры должны спасти нас от обширных пожаров. И они недороги, тут нет катастрофы со средствами.
Наш бич — как раз сухая трава. Помнится, ехали ночью из командировки, и от Буденновска до Грачевского района нас сопровождали огненные сполохи. Какой-то умник решил выжечь стерню. Но пока на фоне всей России мы прямо красавчики, честно. До тех пор, пока какой-нибудь умник не бросит костер в лесу, или сигарету в поле. В Австралии за непотушенную и не втоптанную намертво в землю сигарету можно срок схлопотать, а у нас… Ну, во-первых, не найдут. А найдут — пожурят маленько. Думаю, что после драмы этого лета в УК будут внесены изменения.
Вот ИТАР-ТАСС «радует»: «Ситуация с пожарами может осложниться в субъектах России, где уже сложилась неблагоприятная пожарная обстановка, сообщил глава МЧС Сергей Шойгу. По его словам, серьезная ситуация сложилась во Владимирской, Московской областях и в Карелии, где низовые пожары переходят в верховые. «По всем 17 субъектам может сложиться такая ситуация, особое внимание мы уделяем населенным пунктам в лесных массивах», — сказал Шойгу.
На строительство и восстановление зданий потребуется более четырех с половиной миллиардов рублей, сообщает Минрегион данные на вечер 31 июля. Вы только подумайте — это же фронтовые сводки: на утро, на вечер… Да что далеко ходить: достаточно вспомнить, как у нас дачи горели года три назад. До сих пор неизвестно, сколько их там на самом деле превратилось в пепел…
По предварительным данным министерства, пожары нанесли ущерб жилым домам в 14 регионах России. Больше всего сгорело домов в Нижегородской области — 759, Воронежской и Рязанской областях — 292 и 233 дома.
К полудню 2 августа на селекторном совещании МЧС появилась робкая надежда, что пожары вроде утихают. Правильно — гореть-то больше нечему… Что могло, то выгорело. Спасти бы то, что осталось. А для этого нужно как «Отче наш» запомнить: открытый огонь в такую жару — это риск для всех.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление