Ростки фашизма. Часть вторая

Станислав Маслаков

Любой праздник - это не столько повод расслабиться и отметить памятную дату, сколько момент, когда мы можем и должны вспомнить прошлое и задуматься о будущем. В этом отношении 70-летие Победы над фашизмом должно стать уроком мужества для каждого с обязательным «домашним заданием». И главный его вопрос - а достаточно ли той Победы? Действительно ли фашизм уничтожен раз и навсегда? Сохранился ли у человечества иммунитет к нему? И если нет, то как нам обновить прививку, пока не стало слишком поздно? Давайте приглушим звуки фанфар и всёрьёз поговорим на этот счёт.

Окончание. Начало в № 78.

Часть вторая. Больные ненавистью

Увы, тенденции к делению людей на сорта с последующей ликвидацией неугодных растут по всему миру. Можно ли было представить два-три десятилетия назад, что по всему арабскому миру прокатится волна геноцида христиан? Или что мусульманские эмигранты будут вызывать такую ненависть и страх у жителей Европы, что те вновь начнут голосовать за неонацистов? Что в Париже арабы будут чинить расправы над евреями, а в Норвегии белый террорист уничтожит несколько десятков детей мигрантов и для многих станет героем?

Ну а у нас-то всё хорошо в том, что осталось от страны, победившей фашизм? Если вам не приходилось участвовать в разговорах на тему недоразвитости и неполноценности украинцев, европейцев, американцев, евреев, людей того или иного вероисповедания, религии (либо её отсутствия), сексуальных предпочтений или политических взглядов, значит вы наделены удивительной способностью формировать своё окружение из людей, не больных ненавистью. А заодно не смотрите федеральные каналы, откуда она льётся в удивительной концентрации. Увы, конструктивная критика без перехода на личности и категории населения практически исчезла из нашего информационного пространства. Правда, наша ненависть кажется нам аргументированной, обоснованной и справедливой, но разве на «той» стороне думают не так же?

Сама суть фашистской пропаганды заключается в том, что начинается со вполне справедливых с позиции большинства претензий к тому или иному меньшинству. Когда надо объединить народные массы на почве ненависти, то в первую очередь она обрушивается на тех, кого и так не любят почти все. В Германии двадцатых-тридцатых это были евреи и коммунисты. На Украине - русские и тоже коммунисты. В России...

Увы, у нас этого тоже хватает. Когда Андрей Макаревич стал высказывать свои позиции по Крыму, Донбассу и так далее, для многих это стало своего рода пощёчиной. Для меня в том числе, даже песни его как-то сами собой пропали из плейлиста: неприятно стало их слушать. Но травля, которая началась после этого - с карикатурами, копанием в родословной и личной жизни, окунанием в мусорный бак, запретом концертов и так далее, заставила меня задуматься: а чем мы лучше?

Другой показательный пример - история с противостоянием пропаганды нетрадиционных отношений, усилиями отдельных персон и движений превратившаяся в уроки ненависти к проклятым содомитам. Пару лет назад в Ставрополе тоже прошёл пикет на эту тему, один из участников которого не удержался да и сказал в камеру: «Если он стал этим... человеком, то всё уже. Можно считать, что это не человек». Разумеется, такая фраза не делает автоматически её автора фашистом. Но и немецкие обыватели не сразу начали громить витрины еврейских лавок и строить концлагеря. Всему нужно время, но на хорошо удобрённой почве эти семена хорошо прорастают.

Впрочем, сейчас другой тренд: ненависть к либеральной оппозиции и отдельным её представителям. А также к излишне дерзким деятелям культуры, покушающимся на то, что для многих свято. А в ответ - такая же волна гнева и презрения со стороны «продвинутой» общественности в адрес православных, коммунистов, сторонников Путина, патриотов и русского народа в целом. И не то чтобы эти взаимные претензии не были (хотя бы иногда) справедливыми, а гнев - праведным. Но выражается это с такой отчаянной избыточностью, что вряд ли может претендовать на адекватную реакцию здорового общества на внешнюю агрессию. Скорее, это симптом болезни. Мы все в той или иной мере больны ненавистью.

И да, у нас, к счастью, невозможны парады недобитых эсэсовцев. Но вот форум европейских ультраправых - во многом идейных наследников Гитлера - недавно провели в городе-герое Ленинграде. Видимо, по принципу «нашего сукиного сына»...

Как остаться человеком

Всё вышесказанное - не повод сказать, что мы не лучше. Страна, победившая фашизм, и 70 лет спустя не растеряла к нему антитела. Поэтому и провокации не особо срабатывают, и даже такие застарелые проблемы, как межнациональная напряжённость на Северном Кавказе, в последнее время пошли на спад. Во многом это произошло благодаря консолидации нашего народа на фоне событий в пылающей Украине, во многом - результат того, что мы оказались способны договориться между собой. Но это вовсе не означает, что у русских - стопроцентный и вечный иммунитет к фашизму.

Эту прививку нужно обновлять постоянно - не только на государственном уровне, но и в порядке личной гигиены. У десятков миллионов немцев была возможность одуматься, пока не стало слишком поздно. Отвлечься от пропаганды доктора Геббельса и задуматься: неужели все евреи, коммунисты, славяне и так далее настолько плохи? Ведь у каждого были знакомые из их числа, многие читали их книги, пока не запылали костры возле каждой библиотеки и университета. Но немцы пошли по пути наименьшего сопротивления и получили то, что получили.

Откуда взялось в наших предках столько мужества и мудрости, чтобы, придя в Германию в 1945 году, не устроить ответного геноцида - великая историческая загадка. Но я очень надеюсь, что это уникальное свойство нами не утеряно. Оно ведь возникло не просто так: русские от немцев ничем не отличаются. Значит смогли воспитать в себе нечто такое, что в самых отчаянных обстоятельствах оставляет человека человеком. Да, в те времена этому способствовала коммунистическая идеология, сейчас её нет. Но кто отменял самовоспитание? В конце концов, это несложно: проводить ревизию того, что ты читаешь, смотришь, говоришь, думаешь, чувствуешь... Держать в рамках даже самый праведный гнев, различать врагов мнимых и действительных и даже сражаясь с последними, не переходить ту грань, которая превращает убийцу дракона в такое же чудовище. Просто понимать, что все мы разные и это прекрасно.

Мы живём не в лучшее время, и, по всем признакам, впереди могут быть совсем скверные годы. А ещё мы - последнее поколение, которое застало победителей фашизма. Поэтому на нас лежит особая ответственность и за самих себя, и за всё, что произойдёт завтра. Празднуя 70-летие Великой Победы, мы не столько отдаём дань уважения ветеранам (увы, эта подленькая в своей сущности позиция, что это их праздник и их война, к которым мы не имеем никакого отношения, сейчас весьма распространена), сколько учимся на их примере. И в этом контексте поговорить с одним из них, а заодно прочитать пару книг и пересмотреть «Обыкновенный фашизм» куда полезнее, чем нацепить георгиевскую ленту и размалевать машину патриотическими лозунгами. Потому что Победа не произошла 70 лет назад. Она тогда началась. И жизненно важно сделать так, чтобы она никогда не закончилась.

коммунизм, фашизм, Великая Победа, ВОВ

Другие статьи в рубрике «В мире»

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление