С любимыми не расставайтесь…

Мария Крюкова

С любимыми не расставайтесь…

Истории любви, как правило, развиваются по одним и тем же сценариям. Встретились (или познакомил кто-то), влюбились (или сначала были просто друзьями), поженились (или не сразу поженились) и т.д. Возможны варианты. 

Эта история – не исключение: стара как мир! Только вот от других подобных отличает ее то, что произошла она совсем рядом, в реальной жизни, а не в трогательной мелодраме или красивом романе. Рассказчицей нижеизложенного стала моя собственная бабушка, на глазах у которой и развивалась вся эта трагическая сказка о Нем и о Ней, о настоящей любви, достойной стать легендой.

С чего начать? Пожалуй, с главного: познакомились Они еще в детстве. Родились в одном селе, с детства дружили, хоть и жили на разных улицах. Тогда ни о каких «встречаниях» речи идти не могло, но и дружба явно была «теплее», чем обычно. Он был на два года моложе, но это ничуть не мешало Им до поздней ночи сидеть на лавочке и болтать, строить наивные планы на будущее. Но у будущего, как выяснилось, свои планы. С наступлением весны Ему пришло время проходить военную службу, а Ей – сдавать экзамены в техникум. Так и разошлись.

Она была прилежной студенткой, все свободное время отдавала учебе. Считалась настоящей красавицей: большие карие глаза, густые каштановые волосы, миниатюрная и стройная. Ухажеров было много, но как-то все не те и все не так. 

Однажды соседки по общежитию позвали провожать весенних призывников, и Она вместе с моей бабушкой отправилась к военкомату. Молодые, красивые, крепкие парни, принаряженные девушки, весна… Ну какая еще атмосфера, как не эта, более подходит для соединения сердец? Так и случилось: подошел к Ней Сашка, душа и заводила компании, и за полчаса до отправления воинского эшелона признался в любви. «Ты девушка хорошая, я парень неплохой! Замечательный у нас союз будет. Да что уж там! Вот же загс, сразу и решим!» 

В те годы Ставропольский загс располагался рядом с военкоматом (думаю, это хорошо продуманная стратегия), и новоявленная невеста, недолго думая, поспешила стать женой. «Прасковья, ну ты сама подумай! – говорила Она моей бабушке после импровизированной свадьбы. - Он и вправду хороший, дождусь его – и заживем!» А еще говорят, что современная молодежь необдуманно женится и замуж выходит. Знала бы Она, чем закончится ее скоропалительное замужество.

Мужа не дождалась. Приехала к его родителям один раз, но не захотела в чужом доме, да еще и на чужой земле жить. А через год, летом, направили Ее на практику в родной колхоз. Приезжает – а тут Он: долг Родине отдал и теперь служит на благо сельскохозяйственной промышленности в том же колхозе. 

Что уж тут произошло! Любовь закрутилась – держите семеро. Он втайне от друзей ходил на Ее улицу, Она втайне от родителей убегала к Нему. Кстати, отца и мать о своем законном муже не уведомила, да и не до этого было – голова совсем другим забита, все мысли-то о Нем. Мужу, конечно, написала: так, мол, и так, ты прости, но я встретила любовь всей жизни (пророческие слова) и без него жить не смогу, да и не хочу.

Но не тут-то было. Муж решил за законную супругу бороться всеми правдами, а если понадобится, и неправдами. Написал письмо Ее отцу: папа, мол, образумьте дитя свое. Мы с ней по закону расписаны, официально она – моя, а позорит не только меня, но и всю свою семью.

Ну, тут уж, конечно, в ход пошла тяжелая артиллерия. Как в популярной песне – «мамка – двери на замки, батька – больно не лупи!». Отец, мужик старой закалки, потерявший на войне обе ноги, о кнутово-пряничном воспитательном процессе ничего не знал и семейный конфликт разрешил с помощью одного лишь «кнута» (помогла палка из штакетника). Написал мужу, чтоб забирал свою «вторую половинку». Она, конечно, рыдала, объясняла, что любит другого, угрожала, что с мужем жить все равно не станет и руки на себя наложит. Но все оказалось абсолютно бесполезно, а по-другому и быть не могло: у родителей одно представление о семье – как ячейке социалистического общества. Тем более что в селе все друг друга знают, и позор потом не смоешь. А «настоящая» любовь – понятие условное.  

Приехал муж, погрузил с вещами в машину и увез в другой район, на свою малую родину.

Она терпела побои обиженного супруга, пряталась, рыдая где-нибудь в сарае, пыталась ужиться со свекровью, которая сразу (по понятным причинам) Ее возненавидела. Он ходил к Ее отцу, вставал на колени, умолял вернуть дочь, обещая сделать Ее самой счастливой. Но родитель был непреклонен – в ход шел все тот же штакетник, а иногда и костыли. 

Отец следил за почтой, и тогда Она стала писать моей бабушке и просить передать письма Ему. Так бабушка стала тайным почтальоном. Бегала и передавала короткие записки с обещаниями вечной любви, с раскаяниями о глупом замужестве, с просьбами обязательно Ее дождаться. Он не мог Ей писать даже через бабушку, поэтому просто просил упомянуть между строк, что до сих пор не может забыть и будет верен всегда. 

И, наверное,  обязательно нашелся бы способ соединиться этим людям, но произошло вполне логичное событие – Она забеременела. Муж и после этого не перестал бить, а свекровь все равно не простила, но Она поняла, что теперь бежать от мужа не сможет: есть ребенок, а он не заслужил страданий еще до своего рождения. 

Родилась дочь, а за ней и сын. Она свыклась со своей жизнью, научилась молчать, плакала по ночам и продолжала любить. Чувствуя постоянное присутствие другого мужчины в душе любимой, муж начал пить. Она свыклась даже с этим. Все эти годы Ее единственной надеждой и связующим звеном с Ним была моя бабушка. Она звонила ей, когда никого не было дома, и спрашивала, как Он живет. Бабушка рассказывала, что все хорошо, что Он постоянно просит передать Ей привет, что до сих пор надеется на встречу. И, невозможная до этого времени, встреча все-таки произошла. На Пасху. Она приехала на кладбище привести в порядок могилу отца. И вот на этой-то могиле, могиле человека, который не позволил соединиться двум сумасшедшим, влюбившимся так опрометчиво и глупо, Они и встретились. Ничего, кроме взгляда, не дало Им узнать о сохранившихся чувствах друг к другу, но каждый понял, что любовь жива и что никакие события в жизни не уничтожат ее.

Конечно, Он любил. Бабушка рассказывает, что даже когда Он начинал встречаться с какой-то девушкой, то приводил ее к друзьям и спрашивал тайком: «Похожа?» В каждой искал Ее черты, пусть не внутреннее, но хотя бы внешнее сходство. Причем девушек выбирал из соседних сел – в родном все знали, что сердце Его давно и навсегда принадлежит другой. 

Через пятнадцать лет совместной жизни Ее муж погиб. Попал под поезд. К тому времени он окончательно спился, и теперь уж никто не знает, был ли это несчастный случай или он сам так решил успокоить больную душу. «Прасковья, - говорила Она моей бабушке, когда та приехала на похороны, - дети мои взрослые, поймут. Меня здесь больше ничто не держит. Я с тобой вернусь, к Нему». Только не все было так просто. Бабушке пришлось рассказать: «Он, подруга, женился. Жена беременная, уж рожать скоро…»

И опять – не судьба. Интересное это выражение – не судьба. А может, как раз это и была судьба, ведь не всем же судьба жить долго и счастливо. 

Судьба или не судьба, но так уж вышло. Он женился на девушке из соседнего села, причем все гости на свадьбе заметили, как она похожа на ту самую, единственную.

Жизнь пошла дальше своим чередом. Она снова вышла замуж, причем на родину ехать не захотела, осталась жить в селе, куда Ее когда-то силой увез покойный супруг, родила еще двух дочерей, у Него тоже росли две дочери. Ее новый муж ничего не знал о многолетних тайных чувствах, Его жена тоже. Правда, однажды Он сильно заболел и в бреду постоянно звал Ее. Тогда-то жена и заинтересовалась, что за незнакомка такая. Пошла спрашивать у соседок, они Ей и рассказали о большой и несчастливой любви. С этого дня все Его письма и разговоры по телефону контролировались. 

Но все так же, на Пасху, Она приезжала и останавливалась у лучшей подруги. И все разговоры сводились к одному: «Паша, ну как он? А жена как? А дети? Паша, позвони Ему, я хотя бы скажу, что приехала…» И все так же, на могиле отца, встречались Их взгляды, улыбки. Даже говорить не надо было, стояли и молчали. У каждого своя жизнь, своя семья, дети, работа, проблемы, и только одно общее – судьба. Или не судьба. Она плакала и говорила моей бабушке, что уже поздно что-то менять. Он, когда приезжал, тоже плакал. И любил, и любит до сих пор. 

Не так давно Она пропала. Перестала звонить, писать. А тут еще и Он рассказал, что ночью, впервые за все годы разлуки, Она позвонила прямо ему домой: «Плакала сильно и просила, чтобы я ее забрал, что ей очень страшно… Прасковья, ты мне только не ври! Что с ней? Где Она? Найди ее, Паша, пожалуйста». Бабушка забеспокоилась, разыскала ее сына. А он сказал, что мама тяжело заболела, убегала из дома, теряла память. Сейчас лежит в больнице. Состояние очень тяжелое, все тело парализовало. Врачи никаких надежд не дают.

Бабушка сразу Ему позвонила. Подняла трубку дочь: «Здрасьте, теть Паш! А папа в больнице, невралгия… Все тело парализовало, состояние очень тяжелое… Врачи никаких надежд не дают…»

Бабушка плакала долго, никак не могла успокоиться. На ее глазах росла и крепла эта странная, обреченная любовь. «Умрут в один день, я точно знаю», - вот что она сказала.

Всю жизнь Они стремились друг к другу. Заметьте, не «быть вместе», а друг к другу. Вместе были их мысли, их сознание, их души. С самого начала им дали понять, что у них – не судьба. Поэтому их судьбой стала разлука физическая, но не духовная. Неизвестно, как бы сложилась жизнь, если бы Они поженились и нарожали кучу детей. Но именно в разлуке им удалось сохранить чистое светлое чувство. Замечательный фильм Павла Арсенова призывает с любимыми не расставаться. И они не расстались. Сейчас, где-то на недостижимом для нас уровне, они точно вместе…


Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление