Самые юркие, оперативные и... опасные

Тамара Коркина

 

Вот уже пять лет в Ставрополе действует рабочая группа по контролю за качеством транспортных услуг при межведомственной комиссии администрации города. Все эти годы она собирается еженедельно, по четвергам, разбирая жалобы и обиды горожан.

На что жалуются горожане

«... Водитель начал обзывать меня нецензурными словами и прибавил ходу, в результате чего я только по счастливой случайности не вывалилась из маршрутного такси. Когда я закричала: «Немедленно остановите!», он со словами: «Я тебе сейчас все зубы пересчитаю!» попытался нанести мне удар рукой в лицо через подголовники кресел, разделяющих водительскую часть от пассажирской». Или такая жалоба: «После посадки водитель резко дернул, я упала в проход и ударилась головой. Поднявшись, сказала водителю: «Молодой человек, вы меня чуть не убили!». И услышала: «Скажи спасибо, что не убил!».
А вот письмо, только что пришедшее на сайт «Вечернего Ставрополя»: «Здравствуй, дорогая редакция! Моя мама в хорошем настроении пришла на остановку, чтобы ехать на работу. Здесь она встретила подругу, и они обратились к водителю с просьбой открыть им дверь на передние места, так как ехать им далеко, до Нижнего рынка. В ответ посыпались откровенные оскорбления, мат, водитель предложил вообще убраться из «маршрутки», так как ему не интересно возить пассажиров, которые садятся на конечной и едут почти весь маршрут. Объяснил по ходу дела, что ему выгоднее, чтобы поменялись три - пять пассажиров, а не так - сели и до конца маршрута. Мы, пассажиры, постоянно видим, что водители то спешат, срываясь с места и заставляя нас прямиком падать на сидящих пассажиров, то курят, то болтают по «мобильному», принуждая нас слушать порой то, от чего вянут уши. Раньше можно было прочитать в салонах номера телефонов для подачи жалоб на плохое вождение, а теперь в них только реклама и объявления о стоимости проезда».
Все эти и подобные ситуации обсуждаются на заседаниях рабочей комиссии с вызовом нарушителей и потерпевших, к виновным принимаются жесткие меры, вплоть до рекомендаций комитету городского хозяйства администрации Ставрополя расторгнуть договор на транспортное обслуживание. А жалоб не уменьшается. И то сказать, в городе - 1700 перевозчиков. Горожане жалуются на грубость водителей, на их «хозяйское» поведение: хотят - курят, хотят - врубают на полную мощность музыку, хотят - берут «стоящих» пассажиров. Словом, «я тут хозяин, не нравится - иди пешком». Могут даже притормозить у обочины, настойчиво предлагая недовольным выйти.
О том, что транспортная проблема в Ставрополе - одна из самых тяжелых, говорится постоянно и на всех уровнях. В городе, к нашему общему прискорбию, на сегодня сложился монополизм «Газелей», ставших основными перевозчиками. На их долю приходится около 55 процентов пассажиров, по статистике это - многие миллионы.

Эмоциональное перенапряжение

Безусловно, юркие мобильные машины выручают горожан, последние десять лет, можно сказать, просто спасают. По множеству маршрутов, особенно окраинных, только они и бегают. И вечернее передвижение по городу мы связываем только с «маршрутками».
Но... Сложившееся засилие «маршруток», диктат некоторых водителей, их пренебрежение к пассажирам вызывают и острое недовольство. Проблема обросла эмоциями, стала чувствительной и для перевозчиков, и для горожан. Нельзя не понимать, что то и дело вспыхивающие конфликты до добра не доводят, а до трагедии - в два счета. За девять месяцев этого года маршрутные такси стали участниками 122 дорожно-транспортных происшествий, в которых серьезно пострадали десять человек.
В руках водителя - наши бесценные жизни, к сожалению, и мы, пассажиры, далеко не всегда об этом помним. Сотворить скандал, выговорить водителю все, что о нем думаешь, и гордо удалиться - такое тоже сплошь и рядом встречается. Как потом еще много часов будет возить людей оскорбленный и издерганный человек - над этим надо задумываться прежде, чем «ставить» перевозчика на место.
И то сказать, сами по себе машины малой вместимости - вспомогательный, дополнительный вид транспорта. А что «маршрутки» стали в городе основным видом, вина прежних городских властей, допустивших разорение муниципальных транспортных предприятий, пустивших на самотек организацию пассажирских перевозок в краевом центре.

Ради безопасности людей

Все они постоянно попадают в поле зрения рабочей комиссии. Контрольно-ревизионная служба МУ «Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта Ставрополя» за девять месяцев этого года провела 6100 проверок, составила 495 актов о нарушениях, приняла 420 решений о наказании виновных - предпринимателей и водителей. Как говорит директор ЦДС Георгий Лоянич, сегодня одна из самых серьезных проблем, связанных с работой «маршруток», - это отсутствие у водителей маршрутного расписания. Иными словами, они ездят сами по себе, не подчиняясь установленным требованиям и графикам. Прежде всего, это грозит безопасности движения. В маршрутном расписании поминутно расписано: когда водитель выезжает на линию, когда должен закончить рабочий день, когда ему пора передохнуть. По правилам человек, занимающийся перевозкой людей, должен отдыхать не менее четырех часов в смену. Ясно, что все эти требования подчинены одному - людей должен перевозить отдохнувший, спокойный и сытый человек. Не будем акцентировать внимание на том, какой стресс вызывают нынешние забитые транспортом дороги. И какие нервы нужны водителю, работающему в пробках?
Сейчас в городе начал восстанавливаться муниципальный транспорт. Горожане сполна оценили курсирующие сейчас по маршрутам автобусы средней и большой вместимости, в которые можно комфортно, а не согнувшись в три погибели, войти, сесть и спокойно ехать. Их на линиях - 20, пришли и сейчас проходят стадию оформления еще 30 автобусов. В бюджете на будущий год заложены деньги на покупку 50 машин.
А «маршрутки» были и будут оперативным мобильным транспортом, рассчитанным на определенную категорию горожан и определенные обстоятельства. Будет полноценная альтернатива им - будет конкуренция, сформируется настоящий рынок транспортных услуг.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов