Счастливый пленник рояля

.

Слева направо: Татьяна Диева, Лариса Конева, Светлана Щёголева,  Дмитрий Маслеев, Юрий Михайленко.
Слева направо: Татьяна Диева, Лариса Конева, Светлана Щёголева, Дмитрий Маслеев, Юрий Михайленко.

Самые известные музыкальные критики называют Дмитрия Маслеева одним из великих пианистов своего поколения. Триумфальной победой в XXV Международном конкурсе имени П.И.Чайковского он доказал право взойти на пьедестал мировой музыкальной культуры. Посвящая занятиям на любимом инструменте по восемь часов ежедневно, счастливый пленник рояля сетует на потерянное время в перелётах и переездах в гастрольных турне по миру.

Безусловно, участие Дмитрия Маслеева в фестивале «Музыкальная осень Ставрополья» стало ярким событием в культурной жизни нашего города. Билеты на концерт были распроданы заранее, и переполненный зал филармонии не смог вместить всех желающих услышать игру мага рояля. На сцену вышел стройный, хрупкого телосложения молодой человек на вид лет 18, застенчиво поклонился, благодаря публику за приветственные аплодисменты, сел за рояль, и на слушателя обрушилось мощное бравурное звучание торжественного «Полонеза» Ф. Шопена, которое сменилось тёплым проникновенным исполнением «Ноктюрна» – посмертного сочинения великого польского композитора. Премьерным для ставропольцев стало исполнение «Экспромта» Карла Фильча – австрийского пианиста и композитора, любимого ученика Ф. Шопена, которому судьба подарила всего лишь 14 лет жизни, погибшего от чахотки в 1845 году. В первом отделении концерта прозвучала Вторая соната С. Прокофьева, написанная композитором в 1912 году и впервые исполненная на ставропольской земле – в городе Кисловодске. Это стилистически очень сложное монументальное сочинение, написанное музыкальным языком XX века, в котором феерические изыски и острые гармонии сменяются жалобно стонущими интонациями на фоне мерного аккомпанемента, а изломанная восточная мелодика добавляет шарма в богатую звуковую палитру. Интерпретация Д. Маслеевым этого произведения стала гармоничным синтезом новаторских поисков музыканта в сочетании с лучшими традициями исполнения русской музыки. Технически очень сложная фактура сонаты была сыграна с необычайной лёгкостью. Ловкие руки музыканта порхали над клавиатурой рояля фирмы STEINWAY, который, почувствовав мастера, послушно откликался на тонкую нюансировку от нежного пианиссимо до грозного фортиссимо.

Во втором отделении концерта игру Дмитрия сопровождал симфонический оркестр Ставропольской государственной филармонии под руководством главного дирижёра Юрия Михайленко. Думаю, что не только я испытала чувство гордости за наш город, когда на сцену вышел оркестр. «Испанская рапсодия» Ф. Листа в обработке М. Петухова для фортепиано и струнного оркестра также стала премьерой для публики. Д. Маслеев учился в Московской консерватории в классе профессора М. Петухова. Включение в репертуар этого произведения – дань уважения и почитания учителя. В «Рапсодии» Д. Маслеев продемонстрировал феноменальную виртуозность, сценическую свободу, пленительное звучание в лирических эпизодах и ошеломляющую мощь в кульминациях. Союз солиста, дирижёра и оркестра был прекрасен.

Программа концерта, умно выстроенная по нарастающему эмоциональному накалу, держала зал в интересе. Очень хочется отметить роль музыковеда Татьяны Диевой, мудро расставляющей смысловые акценты в преамбулах перед каждым произведением. Грамотная речь, безупречное знание материала, умение заинтересовать и даже заинтриговать публику, элегантность и чувство меры, несомненно, способствовали успеху музыкального праздника.

Финалом концерта стало исполнение «Рапсодии на тему Паганини». Это сочинение С. Рахманинова очень дорого для Дмитрия, поэтому было исполнено с особым чувством и любовью. В каждой вариации Рапсодии (а их – 24!) музыкант поражал то совершенной виртуозностью, то необыкновенными оттенками лирической задушевности, то глубоким проникновением в драматическую сущность сочинения, раскрывая тайну бессмертной популярности композитора и его музыки – красивой и доступной для каждого человека. Зал, завороженный удивительным откровением исполнителя, на минуту замер, а потом взорвался аплодисментами и возгласами: «Феноменально!», «Браво!». Успех солиста в полной мере разделили симфонический оркестр и дирижёр. Доскональное знание партитур произведений Юрием Михайленко, серьёзная репетиционная работа с оркестром, чуткое понимание замысла исполнителя и деликатность в сопровождении получили высокую оценку Дмитрия Маслеева, выразившего свой респект оркестру и главному дирижёру. Необходимо отметить возрастающий профессионализм оркестра в каждой новой программе. И в этом несомненная заслуга Ю. Михайленко, скрупулёзно работающего над интонацией, ритмической организацией и чувством ансамбля.

После невероятно сложной и объёмной программы концерта, откликаясь на просьбы публики, Дмитрий с хулиганским озорством исполнил пьесу-шутку «Футбол» Д.Шостаковича, посвящённую виду спорта, который очень любил великий советский композитор, в очередной раз поразив запредельной виртуозностью при чёткости и ясности каждого звука. В приватной беседе после концерта гость фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» выразил благодарность за тёплый приём директору филармонии Ларисе Коневой, руководителю концертного отдела Светлане Щёголевой, замечательным слушателям и приветливому городу Ставрополю, в который он с радостью готов вернуться с новой программой. Прекрасные мгновения соприкосновения с вечной музыкой в блестящем исполнении маэстро надолго сохранятся в сердцах благодарных слушателей.

Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры России. Фото автора.

«Музыкальная осень Ставрополья», Дмитрий Маслеев, Ставропольская государственная филармония

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление