«Сфера достойно выдержала испытание»

Лариса Денежная

Нынешний год выдался непростым для всех сфер, в том числе и для торговли. Пандемия новой инфекции, охватившая весь мир, изолировала друг от друга и государства, и жителей внутри стран. Остановила работу многих предприятий. Как торговая отрасль краевого центра выдержала испытание? Какие уроки извлекла и чем живет сейчас? Об этом и другом мы беседуем с руководителем комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Игорем Кащаевым.

- Игорь Валентинович, поскольку наше интервью проходит в канун Дня работника торговли, расскажите, что из себя представляет на сегодня сфера торговли краевого центра.

Рынок «Нижний»: на торговых рядах — многоярусные витрины с витаминной продукцией.
Лариса ДенежнаяРынок «Нижний»: на торговых рядах — многоярусные витрины с витаминной продукцией.

- Это наиболее динамично развивающаяся сфера экономики. В нашей отрасли, куда входят предприятия торговли, общепита, бытового обслуживания, трудится двадцать два процента трудоспособного населения города. Это около 60 тысяч человек.

На сегодня в городе функционирует около четырех тысяч предприятий потребительского рынка. Но и этот порог мы преодолеем. Город развивается, а вместе с ним - и наша отрасль. На сегодня — это 1200 продовольственных магазинов, более 1800 непродовольственных, 139 объектов мелкорозничной сети; 250 оптовых предприятий; 5 розничных рынков, почти полтысячи предприятий общественного питания, в том числе 73 из них - при производственных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях.

- Шесть лет назад сфера впервые столкнулась с таким явлением, как торговые ограничения, связанные с санкциями Запада по отношению к нашей стране. В этом году на отрасль выпало новое испытание. Пандемия стала рушить торговые цепочки. Отдельные сегменты сферы торговли вообще приостановили деятельность. В регионах России, где снят карантин, уже подсчитывают убытки. А что у нас?

У обновленного Нижнего рынка —  современный облик.
Лариса ДенежнаяУ обновленного Нижнего рынка — современный облик.

- В целом первый квартал был для отрасли стабильный. Хотя и наблюдалось определенное снижение товарооборота, связанное с подготовкой введения режима изоляции на период пандемии нового коронавируса. 26 марта в крае был введен режим повышенной готовности, который приостановил деятельность большого количества предприятий по торговле непродовольственными товарами, а также общественного питания и сферы услуг. Конечно, это сказалось на товарообороте. За 5 месяцев этого года он снизился на 13 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако это не критично по сравнению с 2014 годом, когда были введены торговые ограничения и взаимные санкции России - Запада. Мы преодолели зависимость от импорта по многим группам товаров.

- После объявления пандемии нового коронавируса и введения режима изоляции первыми проверку на прочность прошли продуктовые магазины. Сначала за рубежом начался ажиотажный спрос на ряд товаров. Эта волна потом докатилась и до нас. Глядя, как в странах Европы быстро смели с полок продукты, наш народ, переживший в свое время пору тотального дефицита, тоже стал делать запасы. Как этот период прошла торговля Ставрополя?

Общепит работает в формате летних площадок:  площадка кофейни «Бульвар».
Лариса ДенежнаяОбщепит работает в формате летних площадок: площадка кофейни «Бульвар».

- Справилась на отлично. Хотя этот ажиотажный спрос не имел никакой экономической подоплеки. Запасов товаров было достаточно. В магазинах он своевременно пополнялся. Во время ажиотажного спроса — в ежедневном режиме. И когда люди поняли, что ничто никуда не пропадает, успокоились и вернулись к обычным покупкам. Были, конечно, перекосы. Когда появилось сообщение, будто имбирь и лимоны повышают иммунитет в борьбе с коронавирусом, цена на первый взлетела до небес. Некоторые особо предприимчивые продавцы решили на этом сделать прибыль, но рынок потом все отрегулировал — спрос на имбирь упал уже через полторы недели. Люди поняли, что на коронавирус этот продукт никак не влияет и нет резона переплачивать баснословные деньги.

Рынок «Нижний»:  в торговом зале светло и просторно.
Лариса ДенежнаяРынок «Нижний»: в торговом зале светло и просторно.

По ключевым социально значимым продуктам цены не увеличились, и дефицита не было. В комитете работали четыре рейдовых группы. Наши специалисты совместно с коллегами из краевого комитета торговли и Роспотребнадзором проводили мониторинг цен на социально значимые товары, а также контролировали работу предприятий, чья деятельность была разрешена на период ограничений, с учетом рекомендаций Роспотребнадзора. Причем   меры реагирования были не нужны, так как сами предприниматели регулировали и снижали цены.

Сейчас Ставропольский край находится на первом этапе выхода из изоляции. И сегодня, когда сняты некоторые ограничения, отрасль начинает набирать обороты. Все продовольственное направление — магазины, рынки - функционирует. С 18 июня открылись бани как социально значимые объекты сферы услуг. Возобновили деятельность торговые предприятия непродовольственного профиля площадью до 400 квадратных метров. В них обеспечены все меры безопасности — отдельный вход, наличие антисептиков и пр.

На 1-м этапе возобновили свою деятельность более 1300 предприятий по продаже непродовольственных товаров и сферы услуг. Ограничительные меры по ряду предприятий до сих пор не сняты. Это касается и порядка 60 крупных торговых центров и магазинов. Но они находят выходы. Чтобы начать работать — разделяют территорию торгового зала до 400 разрешенных квадратных метров с отдельным входом на улицу.

Общепит сегодня работает в формате уличных столиков и террас. С конца июня открылись летние площадки, которые функционируют при стационарных кафе и ресторанах. Из 112 площадок работают все. В период пандемии их наличие при ресторанах и кафе стало конкурентным преимуществом для этих предприятий, потому как на данный период разрешено только обслуживание на открытом воздухе.

На сегодня закрыто 498 предприятий общепита, при этом около 280 отпускают свою продукцию только навынос и на заказ с доставкой курьером.

- Мы потеряли какие-то предприятия?

- Эта тенденция не обошла и наш город. В основном пострадали торговые предприятия развлекательного характера — досуговые центры. Но на уровне Правительства России предпринимаются меры поддержки — их около двух десятков видов - пострадавших отраслей. В этот перечень попали и предприятия потребительского рынка.

- Торговля работала в непривычных условиях. Какие новые тренды появились за это время?

- Наша сфера оперативно реагирует на любые изменения. Для снижения издержек предприятия перешли на новые форматы работы. Получила распространение онлайн-торговля. Многие на сегодня крупные торговые центры непродовольственного профиля обновили свои сайты. Сделали их более доступными для тех категорий покупателей, которые не сильно присутствовали в онлайн-пространстве. Разместили инструкцию, как приобрести товар. А те, кто мог испытывать какие-то проблемы при заказе онлайн, могли воспользоваться так называемой кнопкой помощи. На сайтах сделали презентацию товаров, качественно выставив их в Интернете. Это был один из способов функционирования предприятий в условиях ограничений. При этом товары продавались с доставкой по адресам. Рестораны и кафе также работали и навынос, и с доставкой через Интернет, соцсети. При заказе на определенную сумму предоставляли покупателям скидки.

Во время пандемии торговые работники проявили лучшие свои качества. Они не остались в стороне от общегородских мер поддержки уязвимых слоев населения Ставрополя и возрастной категории 65 плюс, на которую до сих пор распространяется режим обязательной самоизоляции. Некоторые предприятия организовали и собственную доставку продуктовых наборов параллельно со службой волонтеров на уровне города. Это магазины шаговой доступности, фирменной сети «МКС» и «Балахоновский».

Торговые предприятия выступили с инициативой проведения благотворительной акции «Бесплатный прилавок» - ее поддержали 75 магазинов. Это ИП Сараджанц И.Р., ЗАО «ПРИМА», ИП Нарыжный А.А., ООО «БРЭК», ООО ТК «Южный», МУП «Жемчуг», ИП Пащенко Е.А., ООО «Техсервис-2000», сеть магазинов «Fix Price», ООО «АПК Ставрополье», ООО «Эрмис», ООО рынок «Любимый», ИП Борцова Л.Д. , ИП Волосатова В.Н., ИП Петросян Ф.К., ООО «САВ Трейд», АО «Тандер», ИП Мануйлов А.В., ООО «Агрокомплекс» и другие. Магазины выкладывали на бесплатный прилавок товары первой необходимости — сахар, масло, крупы, консервы, растительное масло, печенье и пр. Через наш комитет предоставляли и весовую продукцию в мешках, а мы через магазины организовывали их расфасовку. Круп раздали более трех тонн, тонну сахара. То есть только сахара получила по килограмму тысяча человек.

Рестораны и кафе, чтобы поддержать медиков, организовали акцию «Напои врачей кофе». Позже и кормили медработников, которые сутками фактически жили в медицинских учреждениях, не уходя домой.

– Коль заговорили о летних площадках, продолжим тему сезонной торговли. Раньше она открывалась в начале мая. Первыми появлялись на улице точки по продаже кваса, в том числе и вендинговые автоматы.

- Пандемия внесла коррективы в работу сезонной торговли. Пока не все сезонные объекты открыты. Когда край перейдет на второй этап выхода из изоляции, откроем все уличные форматы, в том числе и нестационарные торговые объекты по продаже прохладительных напитков, мороженого.

На сегодня, как уже упомянул, работают все летние площадки общепита. Открыт сезон выездной торговли в рамках акции «Овощи к подъезду».

В сезон массового созревания сельскохозяйственной продукции в городе определена 61 внутриквартальная площадка по 3 машиноместа для торговли плодоовощной продукцией с автомобилей. В Ленинском районе их 19, в Октябрьском — 15 и в Промышленном — 27. В первом полугодии 2020 года заключено 98 договоров с сельхозпроизводителями. Цены процентов на 30 ниже, чем в супермаркетах. Показателен пример с клубникой. В начале июня эта ягода продавалась по 450 рублей за килограмм. Когда мы запустили акцию «Овощи к подъезду», через несколько дней цена упала до 140 рублей. А когда поспела черешня, подобных скачков цен на нее уже не произошло. Она продавалась по ценам сельхозпроизводителей. В крае есть несколько крупных хозяйств, выращивающих ягоды: КФХ Педашенко из Изобильненского района, КФХ Губарев из Грачевского и другие. Педашенко, например, вел торговлю на 20 площадках Ставрополя.

С 4 июля возобновили работу ярмарки выходного дня с соблюдением всех необходимых рекомендаций Роспотребнадзора. Только за время проведения первых пяти ярмарок было продано около 26 тонн продукции. Их посетило около пяти тысяч покупателей. Сейчас идет массовое созревание овощей, фруктов. Начался сезон заготовок. И ассортимент продукции расширяется. В работу ярмарок включились новые участники: ИП Акопова Н.И. (г. Минеральные Воды), ООО НПП «Колос, КФХ Крец В.Н. и ЛПХ Маслова Н.В. (Труновский район), ЛПХ Шкляев А.Е и ЛПХ Березуцкая Л.И. (Шпаковский район), ЛПХ Овчаренко А.П., ЛПХ Чуряк Н.В., ЛПХ Тарасова Н.П. (Изобильненский район).

- В 2018 году Ставрополь впервые участвовал во Всероссийском конкурсе «Торговля России», организованном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Дебют нашего города в этом конкурсе был удачным - из семи номинаций сразу в двух мы победили! Участие в этом конкурсе потом стало традиционным. Его результаты обычно были известны к профессиональному празднику. А что в нынешнем?

- В этом году мы подали заявки на участие в конкурсе по пяти номинациям. Организационным комитетом конкурса одобрены три из них: в номинации «Лучшая ярмарка» - ярмарки, проводимые администрацией города Ставрополя; в номинации «Лучший розничный рынок» - универсальный рынок «Нижний» ООО «НАНОТЕХ»; в номинации «Лучший магазин» - магазин молочного комбината «Ставропольский» «Дары сыра» индивидуального предпринимателя Демурина Сергея Петровича. Но в этом году подведение итогов перенесено на более поздний срок. Оно запланировано на сентябрь.

- С каким настроением торговля подошла к празднику?

- Мы полны оптимизма. Знаете, как тренируют боевых пловцов Российской армии? Бросают в бассейн со связанными ногами. Наиболее опытные сразу идут ко дну, отталкиваются от него и всплывают на поверхность. То же происходит и с торговлей. Сфера, настрадавшись за время пандемии, начала совершать этот толчок, а некоторые готовятся это сделать. С переходом на первый этап выхода из изоляции работники торговли воодушевились. Когда во время общения с ними мы интересовались, пользуются ли они предоставленными государством мерами поддержки, они отвечали: «Самая большая поддержка для нас — дайте возможность работать. А дальше - справимся».

 

интервью, работника, торговли, Игорь Кащаев, день

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Экономика»