Школа, где учат обращаться с «цифрой»

Школа, где учат обращаться с «цифрой»


На одном из домов на улице Лермонтова в Ставрополе нынешней весной появилась вывеска - «Школа классической фотографии». Движимые любопытством, мы спустились в полуподвальное, вполне просторное помещение и... встретили известного в городе фотографа Олега Барабаша.

У такого профессионала поучиться — большая удача. Олег Юрьевич - доцент кафедры средств массовой информации Ставропольского государственного университета, кандидат педагогических наук, но что важнее - талантливый учитель. Другой фотограф, может быть, гениально снимает, а передать своё мастерство ни желания, ни способности не имеет. А Олег Юрьевич всегда готов поделиться всем, что знает и умеет.
Что же такое «Школа классической фотографии», спрашиваем у него.
– Школа она и есть школа, - говорит Олег Юрьевич. - Центр дополнительного образования Промышленного района выделил помещение для создания структуры для обучения школьников 5 - 10-х классов и приобщению их к фотографии. Школа — это серьёзно. Мы ведь говорим о профессиональной подготовке начального уровня. Полный курс программы — 3 года. Помимо Школы фотографии, есть студия для всех желающих ребят, независимо от возраста. Обучение бесплатное.
Да, размышляю я, трудно будет объяснить ученикам, что они до сих пор не умели фотографировать. Сегодня же почти каждый, взяв в руки цифровую «мыльницу», не сомневается в собственной гениальности. Делюсь этими мыслями с мастером.
- Фотографирует не аппарат, а человек, - соглашается он со мной. - Я и мои коллеги прошли через то, что брали сначала старенький аппаратик, долго с ним работали, учились снимать. Потом отваживались предложить фотографию «Ставрополке». Никто даже не говорил о гонораре. Человек приходил в фотоклуб с газетой, и это был праздник! Потом начинали фотографировать свадьбы, копить деньги на серьёзную аппаратуру. Сейчас делается всё наоборот: человек «раскручивает» родителей или спонсора, покупает сразу крутой аппарат. У меня такие студенты есть. Я спрашиваю: «А ты инструкцию к нему читал?» - «А зачем?». Простота обращения с серьёзной аппаратурой создаёт у людей иллюзию, что взял камеру, и все сразу будет получаться.
Совершенствование фототехники действительно привело к тому, что от человека снимающего требуется только вовремя нажать кнопку. Никаких многочасовых бдений в фотолаборатории, возни с реактивами, хитроумных приспособлений для исправления ошибок с выдержкой (кто самостоятельно проявлял фотоплёнки и печатал фотографии, знает, о чём это я). Сегодня, как говорит Олег Барабаш, многие считают, что любую ошибку можно исправить с помощью фотошопа.
– Это иллюзия, - замечает Олег Юрьевич. - Фотошоп может многое, но им вы не сделаете иронию улыбки и чёртиков в глазах. Это может только сам фотограф. Фотография должна не столько научить делать картинки, сколько выработать в человеке творческий алгоритм: уметь поставить задачу, найти пути её решения, выполнить, получить результат и оценить его. Занятие фотографией даёт возможность пройти все эти этапы за минимальное время: увидел, щёлкнул, посмотрел и оценил, если хорошо, то почему, если плохо — тоже почему. Подобные навыки дают только моделирование, оригами и игра в шахматы.
Казалось бы, я и раньше об этом знала, но когда Олег Юрьевич вот так незамысловато сформулировал простую истину, мне стало понятно, почему иногда с таким трудом удаётся выбрать пару-тройку приличных фотографий из доброй сотни кадров. Почему же не было такой проблемы, когда приходилось снимать на плёнку? У Олега Юрьевича и на это готов ответ:
– Плёнка вырабатывает чувство уверенности. Профессионального фотографа видно сразу: он снимает и не смотрит на дисплей. Такую уверенность можно получить, когда знаешь, что у тебя в аппарате не флешка на 8 гигабайт, а всего одна плёнка - 36 кадров. В старые добрые времена профессионал шёл снимать свадьбу и брал с собой только две плёнки, их было достаточно. Есть два принципа работы фотографа — «снайперская» и «пулемётная». «Снайпер» ждёт момента, он точно знает, что фотографирует, работа идёт на опережение. А «пулеметчик» рассчитывает на то, что из четырёхсот кадров всегда можно выбрать пять приличных.
Олегу Юрьевичу больше по душе «снайперский» подход. Он и ребят этому учит. И с плёнкой они познакомятся в своё время. Какая же классическая фотография без неё?! Правда, сначала должны будут хорошенько освоить «цифру». А ещё им предоставится возможность общаться с участниками городского фото-клуба. Олег Юрьевич уверен, что начинающие должны не просто видеть качественные работы, но и пользоваться возможностью общаться с опытными фотографами...
Жаль, что школьные годы позади, думаю я, выходя на улицу. Но, пожалуй, Олег Барабаш прав - учиться никогда не поздно. Главное, поставить цель и не останавливаться на полпути.
Ольга МЕТЕЛКИНА.
Фото
Александра ПЛОТНИКОВА.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов