Штурман и воспитатель

Елена Павлова

Вчера, 24 марта, свой профессиональный праздник отметили штурманы Военно-Воздушных Сил России. Герой сегодняшнего рассказа майор в отставке Владимир Гурьев посвятил этой сложной профессии 20 лет жизни.

После окончания Ставропольского высшего военного училища летчиков и штурманов он служил в 372-м истребительном авиаполку в Даугавпилсе, а потом получил назначение в Туркестанский военный округ – самый на ту пору «горячий». Там Владимиру Гурьеву довелось служить больше 10 лет – почти с начала и до окончания Афганской войны. К 1985 году он уже имел квалификацию «старший штурман 1-го класса» и занимал должность начальника связи полка старшего штурмана самолета ЯК-28. Одной из основных задач, которые выполнялись во время боевых вылетов в Афган, было ведение воздушной разведки: фотографирование заданных объектов, фотоконтроль результатов ударов штурмовой и бомбардировочной авиации, ведение радиотехнической разведки.

 Владимир Гурьев в начале службы.
Владимир Гурьев в начале службы.

О себе лично Владимир Иванович рассказывать не очень любит и практически ничего не говорит. Он из той категории людей, которые словам предпочитают дело. Сегодня он помогает ставропольским школам в их музеях боевой славы оформлять стенды, посвященные событиям Афганской войны. Он видит свою задачу в том, чтобы донести до нынешних школьников живую правду о том, как жили и служили летчики войны, о которой и старшее поколение знает немного, а уж молодое – и подавно. То, что представлено сейчас в музеях боевой славы пятнадцати общеобразовательных школ Ставрополя, кадетской школы имени генерала Ермолова, военно-патриотического клуба «Русские витязи», музеях нескольких городов края, в региональном отделении общественной организации «Боевое братство», Владимир Гурьев собирал многие годы. Это детали средств связи и локации самолетов, фрагмент купола и стропы тормозного парашюта, копии маршрутных полетных карт, снимки-данные фоторазведки. Есть, например, снимок местности Панджшерского ущелья, сделанный с самолета ЯК-28Р отдельного разведывательного авиационного полка. На снимке видны два вертолета, которые раньше стояли на вооружении авиации правительственных сил ДРА, а потом каким-то образом были угнаны моджахедами. Но попользоваться трофеями им не дали уже наши летчики. Угнанная техника была уничтожена с воздуха уже советской авиацией – звеном СУ-17 из состава 136-го авиаполка истребителей-бомбардировщиков. Данные фотоконтроля свидетельствуют об успешно проведенной операции. Это только один из живых примеров, который знакомит нынешних мальчишек и девчонок с фактами и событиями Афганской войны. И главное – воспитывает их на примерах подвигов героев Афганской войны. У этих стендов ребята узнают о подвиге нашего земляка Героя Советского Союза Владимира Ковалева, который, приказав экипажу покинуть подбитую машину, сам продолжал ею управлять. Внизу был населенный пункт, и командир «тянул», сколько мог. И вытянул – вертолет рухнул уже за аулом. Жителей аула Ковалев спас, а сам погиб – он покинул машину в последний момент, парашют раскрыться не успел.

Такие стенды оформлены  в пятнадцати школах Ставрополя.
Такие стенды оформлены в пятнадцати школах Ставрополя.

Анатолий Левченко (Герой Советского Союза посмертно) 27 декабря 1985 года повторил подвиг героя Великой Отечественной войны Николая Гастелло. Для эскадрильи МиГов-23 полка истребительной авиации 40-й армии это был напряженный и удачный день. Задачей экипажей была ликвидация душманских караванов, шедших из Пакистана с оружием и продовольствием. Два боевых вылета для подполковника Левченко были результативными – оба раза успешно удалось «накрыть» караваны. В середине дня две машины снова поднялись в небо. В районе Джабаль-Уссарадж было замечено скопление «духов». В этой операции самолет Левченко был подбит с земли ПЗРК. Пилот ведомого майор Щербак услышал в рации голос Левченко: «Держись, сейчас прикрою!». Щербак в первую секунду даже не понял, как Левченко может его прикрыть на подбитой машине, и тут прогремел сильнейший взрыв на позициях душманов. Подполковник Левченко направил горящий МиГ на позиции моджахедов, полностью уничтожив прикрывавший караван отряд, вооруженный стингерами. Это был первый в послевоенной истории отечественных ВВС огненный таран истребительной авиации.

Школьники с интересом изучают маршрутные полетные карты.
Школьники с интересом изучают маршрутные полетные карты.

Вот об этом и рассказывает Владимир Иванович Гурьев на встречах со школьниками. И радуется, если видит в их глазах интерес, чувствует отклик.

 

 

Владимир Гурьев, штурманы Военно-Воздушных Сил России, профессиональный праздник

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление