Сибирский характер ставропольца

Валерий Манин

Сибирский характер ставропольца
Нельзя сказать, что Ваня Кирьянов рос слабаком, но отца, воспитанного в послевоенных сибирских дворах, где стычки и рукопашные схватки были делом постоянным, даже обыденным, не устраивал очень уж миролюбивый характер сына. Ваня почти никогда не влезал в драки, впрочем, и его мало кто трогал — мальчишка был хоть и худощавый, но жилистый, при случае мог постоять за себя. Да и в спортивной семье (мама в свое время занималась легкой атлетикой, а отец даже был чемпионом Новосибирской области по боксу) на неспортивного сына (уличный футбол не в счет) смотрели с беспокойством.

Поэтому когда известный на весь Изобильненский район спортсмен и тренер Виктор Мащенко объявил о наборе в секцию сетокан каратэ-до, Борис Борисович взял Ваню за руку и привел в спортзал. Восьмилетний мальчишка без должного пиетета отнесся к новому занятию — не понимал смысла команд-криков на иностранном языке, этих плавных движений, которые якобы являются основой ударной техники каратэ. Вот в футболе все ясно и понятно: обвел всех, забил гол и ты — герой. Ну а кто из мальчишек-первоклашек не хочет быть героем?

Так бы, помаявшись пару лет и успокоив родителей послушанием, и завязал бы Ваня с каратэ. Но Мащенко быстро стал переводить ребят, в той или иной степени освоивших ката (формальные комплексы упражнений), на кумитэ (спарринги, то есть бои). А это уже совершенно иной уровень выплеска адреналина. И Кирьянов уже с большим удовольствием стал трижды в неделю приходить в спортзал. А когда на первых же своих официальных соревнованиях — первенстве Изобильненского района — стал победителем среди ребят в возрасте до 12 лет, энтузиазм на тренировках перехлестывал все разумные пределы. Трудолюбивого, внимательного парнишку иногда приходилось даже силой выпроваживать домой — спорт спортом, а уроки делать надо.

Но спортивная бацилла уже прочно засела в Кирьянове. А тут еще наиболее перспективных малышей перевели в зал, где они занимались на одном татами с чемпионами мира Ченцовым и Гизенко. Как говорится, ориентиры были перед глазами. И мальчишеский энтузиазм, помноженный на тренерское мастерство Виктора Мащенко, дал хорошие и стабильные результаты. Кирьянов в своем возрасте практически не про-игрывал соревнований. И Мащенко стал выпускать его на поединки в более серьезных турнирах.

Благо, что он, как и многие другие лучшие ставропольские каратисты, попал под опеку ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», которое обеспечило ему регулярное участие в соревнованиях, что в подростковом возрасте очень важно — ведь сколько ни тренируйся, а если не будешь регулярно выступать на турнирах, то прогресса не видать.

В 16 лет Ваня выигрывает открытый Кубок комитета Ставропольского края по делам молодежи. А тут ему уже противостояли бойцы почти со всего Северного Кавказа, как известно, задающего тон в каратэ в России. Год спустя он выигрывает Кубок Южного федерального округа среди семнадцатилетних юношей и получает право биться за открытый Кубок России. Из Москвы, где, по сути, состоялся его дебют на международной арене, Кирьянов возвратился победителем. Таким образом, он попал в сборную страны и поехал в Польшу на свое первое первенство Европы.

Спокойный, уравновешенный парень легко освоился в компании сильнейших каратистов Старого Света. Хотя в его ситуации любой мог бы дрогнуть. Что ни говори, а выйти на финальный бой в день своего восемнадцатилетия непросто. Тут собраться и опытному спортсмену — проблема. Что уж говорить о юноше!

Но Ваня блестяще справился и со своими эмоциями, и с соперниками, с первого захода став чемпионом Европы. Вот такой подарок к собственному дню рождения. Год спустя в Германии ставрополец — а после окончания средней школы Кирьянов поступил в Ставропольский государственный университет на факультет физической культуры и спорта — повторил свой польский успех.

Повзрослев еще на год и перейдя в категорию юниоров, Кирьянов дебютировал и на мировом татами. И снова для дебюта выпала счастливая для него Польша. Проиграв всего один бой, Иван стал третьим в мире!
Но всего лишь год он довольствовался бронзовой медалью. В 2008 году он с удовольствием обменял ее на золотую, став в Любляне чемпионом мира!

- Но если быть честным, — несколько смущаясь (а вдруг его слова примут за кокетство), говорит Иван, — то все-таки самым сложным, наверное, поэтому и запоминающимся, стал для меня не чемпионат мира, а чемпионат Европы 2008 года. Его в Лондоне проводила международная федерация ESKA — под чьими знаменами собраны практически все сильнейшие мастера сетокан каратэ-до. В тот год неожиданно много было и стран-участниц. В общей сложности мне пришлось провести 11 боев! Поверьте, нагрузка колоссальная — как чисто физическая, так и психологическая. Правила каратэ таковы, что тут нет права на ошибку. Исправить ее можно, как минимум, только через год.

Семь боев в личном кумитэ провел Кирьянов в Кроули — пригороде Лондона. И после каждого, как бы его ни пытались отправить отдыхать, оставался в зале, наблюдая за возможными соперниками. Эту привычку анализировать сильные и слабые стороны противников, чтобы потом выработать план боя с ними, он перенял у своих старших товарищей Ченцова, Гизенко, Мащенко. И такая методика себя оправдала, когда в решающей схватке за европейское юниорское золото Кирьянов лицом к лицу сошелся с литовцем Альгирдасом Сурвиласом. Тот был опытнее — год назад выигрывал этот турнир, да и сейчас половину боев закончил досрочно. Но Иван заметил, что в тех боях, где рубка шла до последней минуты, литовец в конце перестраховывался и высоко поднимал руки, чтобы не пропустить удар в голову, оставляя открытым большую часть туловища. Кирьянов с Мащенко решили, что если бой затянется, то в его эндшпиле как можно ярче продемонстрировать стремление атаковать в голову, а на самом деле нанести решающий удар по корпусу.

Так оно и случилось. При ничейном счете Кирьянов пару раз явно показал желание закончить бой ударом ноги в голову. Сурвилас, как говорится, повелся на провокацию и поднял руки, наглухо закрыв голову. А Кирьянову того и надо, и он четким ударом руки по корпусу выиграл заветное очко. Которое и стало золотым.

Через мгновение крепкие руки товарищей подняли чемпиона и понесли по залу. Ставрополец навсегда вошел в историю российского спорта, став за все время проведения чемпионатов первым из отечественных каратистов чемпионом Европы именно в юниорской возрастной категории. Это, в первую очередь, ценится тем, что юниоры уже на следующий год могут выступать в турнире взрослых.

Но из Англии Иван возвратился еще с одной медалью — за участие в командных соревнованиях. Там он провел еще четыре победных боя!

А потом Кирьянов таки попробовал свои силы в главной возрастной категории, с ходу став бронзовым призером чемпионата Европы среди взрослых. Если вспомнить, что он и на юниорском чемпионате мира начал с «бронзы», которую через год поменял на «золото», то его перспективы выглядят вполне оптимистично…

Такие успехи молодого спортсмена не остались не замеченными: по итогам прошлого года Иван Кирьянов признан лучшим спортсменом Ставропольского края. Но у Ивана, который уже и сам начал тренировать каратистов СГУ, есть заветная мечта — выиграть Кубок Сёто. Он проводится раз в три года и бьются за эту самую почетную среди каратистов награду только самые лучшие среди поклонников сетокан. Российские спортсмены этим трофеем еще не владели. Но ведь до Кирьянова мы не выигрывали и чемпионат Европы среди юниоров…

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление