Свидетели Иеговы: Первый пошёл…

Станислав Маслаков

Запрет Свидетелей Иеговы в России – событие вполне закономерное. И да, конечно же, это только начало

Советский плакат, 1930 год
Советский плакат, 1930 год

У нас почему-то принято считать, что Свидетели Иеговы появились в России где-то в девяностых, на фоне идеологического распада и социального кризиса. Но это не так. В тех или иных формах «иеговисты» пережили в нашей стране смену трёх режимов. Первые упоминания о деятельности этой секты датируются самым началом ХХ века. Правда, не любили и гоняли их при любой власти. Лишь в короткие периоды безвременья они вместе с сотнями других меньшинств имели возможность вздохнуть свободно, прирасти количественно и качественно, чтобы затем вновь попасть в опалу и перейти на нелегальное положение.

Дело не столько в особенностях данного конкретного культа. В мире существует множество религиозных деноминаций и все они тем или иным образом трактуют и перевирают священные тексты. Каждая из них, независимо от численности и времени существования, может восприниматься как секта относительно другой. Все протестантские течения, а заодно и православие можно трактовать как секты по отношению к католической церкви. А само христианство пошло от небольшой мессианской секты внутри иудаизма.

Это обидное слово всегда можно поворачивать в нужную сторону, но суть явления от этого не изменится: каждый раз, когда возникает социальный запрос на новую религиозную идеологию, она возникает в среде старой. Затем отпочковывается, подвергается гонениям и если выдерживает прессинг и не теряет актуальности, то в конечном итоге обретает политическую силу, выходит из катакомб и начинает определять новую идеологическую повестку.

Хотите вы того или нет, но если отбросить мифологическую составляющую, то религия всегда была и будет инструментом идеологического контроля одних людей над другими. Если проще, то религия – это всегда политика. Вначале в Римской империи возник общественно-политический запрос на единую монотеистическую идеологию, затем для его удовлетворения была выбрана христианская секта – одна из многих, но при этом достаточно мощная, выдержавшая все испытания и в целом удачно сочетавшая в себе элементы иудейской мифологии и позднеантичной философии. Когда аналогичный запрос возник в США – молодом государстве, вошедшем в силу, но не имевшем собственной мифологии, там появились «иеговисты», «мормоны» и многие другие ныне признанные и влиятельные религиозные структуры.

Разумеется, каждая из них считает себя единственно верной, а главной целью ставит повсеместное распространение своей идеологии (которая изнутри воспринимается как Истина, «свет миру» и единственный шанс на спасение человечества). А вот то, насколько им это удаётся, зависит от состояния того или иного общества.

Дело в том, что при всём многообразии история человечества сводится к достаточно небольшой череде глобальных цивилизационных проектов, в каждом из которых религии отводится определённая роль. В античности и средневековую эпоху власть сакральна, а монархия всегда делит её с теократией. В эпоху модерна (её ещё называют Новым временем) церковные институты теряют прямую политическую власть, но встраиваются в государственную систему как некое условное «министерство духовности» - так было в постпетровской России и всех странах Запада. А ХХ век, особенно его вторая половина, это постмодерн, который предполагает плюрализм, свободу вероисповедания и отсутствие единой идеологии.

История Свидетелей Иеговы в России полностью вписывается в эту концепцию. И на исходе имперских времён, и в Советском Союзе это была чуждая идеология, которая шла вразрез с государственной, а потому подвергалась прессингу. Модерн всегда стремится к монолитности. Затем, начиная с Перестройки, мы вступили свой, довольно ущербный, постмодерн, и все вчерашние изгои – религиозные, политические, сексуальные, национальные и прочие меньшинства – получили полную свободу.

Но вся суть нынешней ситуации заключается в том, что Россия (и не только она) сознательно отказалась от постмодернизма, и в последние годы во всех сферах общественной жизни строит обновлённый, но укоренённый в своей традиции модерн. Выстраивание вертикали власти, импортозамещение, «традиционные семейные ценности», «духовные скрепы» - это всё оттуда. Это не хорошо и не плохо, это объективный исторический процесс. И в нашем случае он будет во многом сводиться к ликвидации постмодернистских принципов во всех сферах жизни. В экономике мы переходим от монетаризма к новой индустриализации. В политике – к фактически однопартийной системе. В общественной жизни – к стигматизации, маргинализации и выводу за рамки правового поля всех меньшинств.

Причём в каждом случае всё будет предельно логично и обоснованно: благо, гуманитарная сфера тем хороша, что очень гибко подстраивается под любую доминирующую идеологию. Правильные религиоведы будут доказывать зловредность всех сект, правильные политологи – громить оппозицию, правильные психологи – доказывать, что любые формы поведения, выходящие за рамки традиционной патриархальной семьи, – общественно опасная болезнь, которую надо так или иначе лечить.

В социальных сетях укоренилась формулировка «монополизация рынка религиозных услуг» – по сути верная, но несколько ограниченная. В России сейчас идёт монополизация всего. Во многом, во всяком случае, изнутри, она кажется обоснованной. И «Свидетели Иеговы» не первыми стали жертвой этого процесса. Равно как на них он не остановится. Просто начинают с самых удобных, сомнительных и очевидно чуждых нашим новым трендам.

Что будет потом, предсказать несложно. Попытка отменить приговор в Коллегии Верховного суда очевидно провалится. А ЕСПЧ, скорее всего, встанет на сторону этого религиозного движения, но его решение будет проигнорировано. Имущество Свидетелей Иеговы отберут в пользу государства. В случае со Ставрополем это два так называемых «Зала Царства» - бывшее кафе «Льдинка» в Северо-Западном микрорайоне и цокольный этаж одного из общежитий на Туапсинке. Районы не самые благополучные, и соседство чистоплотных во всех смыслах сектантов пошло им скорее на пользу. Теперь многое зависит от того, кому передадут наши власти экспроприированные помещения. Хорошо, если детским центрам научно-технического творчества, например. Плохо - если в пользу нынешнего "министерства духовности".

Ну а что касается самих «Свидетелей», то им не привыкать уходить в подполье. Так же будут собираться, так же будут заниматься миссионерством, только уже на нелегальной основе. Кого-то будут ловить, сажать, но когда это останавливало верующих?

Альтернативное мнение

Верховный суд РФ, религия, тренды, свидетели иеговы, свобода вероисповедания, постмодерн, модерн, философия

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление