«След в след»: выставка, где танцуют танго и открывают дополнительную реальность

Ольга Метёлкина

«След в след»: выставка, где танцуют танго и открывают дополнительную реальность

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась выставка «След в след», приуроченная к 60-летию художника Евгения Кузнецова и 40-летию его творческой деятельности. Впервые в экспозиционном пространстве соединились работы представителей трех поколений династии, в которой, вопреки расхожему мнению, природе отдыхать не приходится. Отец – Георгий Кузнецов, сын – Евгений и внук – Георгий, все они художники, мастера своего времени. Каждый по-своему интересен и уникален.

Александр Плотников

Окончивший Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Георгий Иванович Кузнецов заложил академическую базу художественной династии. Выставку открывает ряд его графических работ. Портреты, выполненные с натуры, дают представление о творческой манере автора и даже немного навевают ностальгию по временам, когда реализм в искусстве был основным направлением. Полотно Г.И. Кузнецова «Хрущев на Ставрополье» нередко покидает музейное хранилище и участвует в тематических выставках. Написанное много лет назад, сегодня оно воспринимается не в качестве иллюстрации обозримого прошлого или идеализации ушедшей эпохи, а скорее как галерея интересных образов наших земляков.

В живописи Евгения Кузнецова, студенческие годы которого и начало творческой деятельности тоже совпали с советской эпохой, наиболее ярко проявился романтический символизм. Метафоры и аллегорические образы в его работах вызывают ассоциации с мудрыми притчами. Среди них полотно «След в след», которое и дало название выставке. Публика по-своему расшифровывает заложенные автором смысловые акценты и аллюзии.

Александр Плотников

Интересно было увидеть на выставке работы Евгения Кузнецова, которые создавались на глазах многочисленных зрителей на арт-пленэре «Мастер-класс на Крепостной горе». В том числе и полотно с сюжетной композицией, навеянной еще одной страстью художника – танго. Через неделю после открытия выставки в зале музея состоялся открытый урок и мастер-класс «Танго – Живопись», на который Евгений Кузнецов пригласил членов ставропольской студии аргентинского танго «Буэнос-Айрес». Вместе со своей музой и супругой Ольгой он тоже является участником этого танцевального клуба. Хореографы Ольга Власова и Илья Потапов для всех желающих провели открытый урок. «Танцующий художник» Евгений Кузнецов на глазах зрителей импровизировал у холста, создавая под музыку новую работу…

Третий представитель династии - Георгий Кузнецов–младший, которого чаще называют Егором, со времен учебы в Художественно-промышленной академии Краснодарского государственного университета культуры и искусств в Ставрополе бывает крайне редко. Вместе с художником Андреем Блохиным он организовал арт-группу Recycle. Так называлась их первая выставка, проходившая в Москве, в галерее современного искусства «М’АРС» в 2008 году. С тех пор работы Георгия Кузнецова и Андрея Блохина имели успех в Париже, Лондоне, Венеции, Нью-Йорке. В 2010 году Георгий и Андрей стали лауреатами Премии Кандинского.

Александр Плотников

В переводе с английского recycle – вторичная переработка, утилизация. В творчестве художников это слово приобрело более глубокий смысл. Как было сказано в одном из интервью: «История современности завершается в мусорном баке, и бак становится её универсальной упаковкой». Достаточно внимательно приглядеться, из каких материалов созданы работы арт-группы Recycle, и эта мысль становится очевидной. Серия «Культурный слой», представленная на выставке, – это массивные барельефы из полиуретановой резины, «Саркофаг-1» - из пластика.

Искусство Recycle отражает эстетику постиндустриального общества. Завораживает глубина, многослойность, ироничный подтекст смыслов, заложенных авторами в их произведения из пластика, силикона и полиуретана. При этом идеи, воплощенные посредством «бездушных» материалов, близки и уму, и сердцу зрителя.

Александр Плотников

Георгию Кузнецову-младшему не довелось познакомиться с дедом, Георгия Ивановича не стало за год до его рождения. Но их работы «встретились» в экспозиционном пространстве выставки «След в след» и дали зрителям повод для размышления. Например, о том, как от поколения к поколению меняются художественные традиции и изобразительные методы в искусстве, которые в данном случае не вступают между собой в противоречие. Если одним из самых распространенных образцов соцреализма, хорошо знакомых Георгию Кузнецову-старшему, была пресловутая «девушка с веслом», то для поколения Георгия Кузнецова-младшего знаковым персонажем стала фигура унисекс с «селфи-палкой» в руках. Заходя в выставочный зал, посетители невольно останавливаются, впечатленные объемной двухуровневой композицией, встречающей их в выставочном зале. Кроме всего прочего, авторы предложили посетителям оценить возможности современных технологий в музейной среде. Работы арт-группы Recycle снабжены табличками с QR-кодами, можно скачать на мобильное устройство специальное приложение и, как сообщается в сопроводительной информации, «открыть для себя дополнительную реальность с виртуальными объектами, сделать неповторимое селфи и видео в невидимом для людей мире».

Замечательно, что юбилей Евгения Кузнецова стал поводом создать большую экспозицию, которая объединила произведения художников, идущих след в след друг за другом, и при этом так не похожих друг на друга. В пространстве выставки до второй половины января 2020 года запланирована большая программа, включающая презентацию каталога работ Евгения Кузнецова, творческие встречи с художником, мастер-класс импровизации под авторские песни А. Гуленко «Поэтическая живопись».

Читайте также: В Ставрополе открылась пеpсональная выставка художницы из Нальчика Виктории Аксировой

арт-группа «Recycle», художник Евгений Кузнецов, Ставропольский музей изобразительных искусств, живопись, выставка, современное искусство

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление