Случайно разбили товар. А кто его собственник?

Лариса Денежная

Если вы случайно разбили в магазине недорогую кружку, то продавцы могут и простить вам такую неосторожность. Другое дело, если из ваших рук упало дорогое фарфоровое блюдо или, к примеру, бутылка с элитным коньяком.

В таких случаях продавцы чаще всего наседают на покупателя с требованием возместить ущерб. Иногда для убедительности призывают на помощь и дюжих охранников. Так все-таки: правомерно ли поступает администрация магазина, заставляя покупателя оплачивать нечаянно разбитый товар? Вот какие разъяснения дают специалисты краевой службы Роспотребнадзора:

Согласно ст. 211 Гражданского кодекса РФ «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором». Кроме того, согласно ст. 459 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Следовательно, необходимо определить: кто являлся собственником товара в момент его повреждения или утраты. При розничной покупке в магазине между покупателем и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. Однако формой договора в данном случае согласно ст. 493 ГК РФ будет являться чек (или иной документ, подтверждающий факт оплаты). Таким образом, до момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара. Но после того как оплаченный товар оказывается в руках покупателя, он становится его собственностью. Однако  вышеупомянутые правила будут действовать только при случайной гибели товара.

Статья 1064 ГК РФ определяет, что «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Таким образом, вред подлежит возмещению почти во всех случаях. И вроде бы, на первый взгляд, лицо, разбившее в магазине товар, должно возместить ущерб. Однако не стоит быстро спешить с ответом. Действительно, лицо, причинившее вред другой стороне, обязано нести соответствующую ответственность, которую в гражданском праве принято называть деликтной. Наступление деликтной ответственности зависит от наличия следующих обязательных условий:

— противоправное поведение причинителя вреда;

— причинно-следственная связь между противоправным действием и причиненным вредом.

Взыскать стоимость разбитого товара магазин может с покупателя либо в добровольном, либо в судебном порядке. Если покупатель считает, что порча товара произошла вследствие его виновных действий, он может возместить ущерб в добровольном порядке. Однако если покупатель не считает себя виноватым, то заставить его возместить ущерб администрация магазина не вправе.

Покупатель, если он не намерен в добровольном порядке возмещать ущерб, тоже должен в корректной форме объяснить администрации магазина свои доводы, принять участие в составлении акта или протокола (если администрация магазина будет их составлять). Это необходимо сделать, потому что если вдруг администрация магазина решит обратиться в суд за возмещением ущерба, то вышеуказанные документы будут являться доказательствами. И если в них будут занесены сведения не в пользу покупателя (только позиция администрации магазина), то доказать свою невиновность в суде будет сложно.

Таким образом, если покупатель не признает свою вину и отказывается возмещать ущерб за разбитый товар, администрация магазина может взыскать стоимость испорченного товара только в судебном порядке. Тем не менее, как правило, руководство торгового предприятия обращается в суд за возмещением ущерба, только если он существенный. Тем более что в большинстве случаев риск случайной гибели товара уже заложен в саму стоимость товара. Поэтому чаще всего вопрос о возмещении вреда в подобных ситуациях решается в досудебном порядке и зависит в основном от самих покупателей и продавцов.

порча товара, потребитель, магазин

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление