Сотрудничать с краем, но не с Черногоровым

Валерий Манин

Сегодня состоятся публичные слушания по вопросу об отмене решения Ставропольской городской Думы «О присвоении звания «Почетный гражданин города Ставрополя» губернатору края Александру Черногорову». Каковы реальные перспективы у этой инициативы большинства депутатского корпуса Ставрополя? Связано ли это решение с предстоящими выборами? Возможно ли сотрудничество краевой и городской властей в принципе и когда векторы усилий города и края получат одно направление? На эти и другие вопросы мы решили получить мнение опытного эксперта – депутата Государственной думы Ставропольского края Михаила Кузьмина.

­ Михаил Владимирович, вы много лет возглавляли администрацию краевого центра. И отношения с краевой властью у города при вашем руководстве, мягко говоря, не ладились. Сегодня другой мэр, но отношения тоже не сахар. Сегодня вы – депутат краевой Думы, а значит, имеете возможность взглянуть на ситуацию несколько со стороны. Кому, как не вам, задать вопрос: противостояние города и края в условиях нынешнего законодательства ­ это неизбежно или все зависит от персоналий?

­ Конечно, сегодняшнее законодательство несовершенно. Межбюджетные отношения оставляют желать лучшего, прописаны они нечетко. Но это не мешает в большинстве российских регионов губернаторам и мэрам столичных городов не только мирно сосуществовать, но и активно сотрудничать на благо жителей как краевых, областных, республиканских центров, так и на благо жителей субъектов федерации в целом.

Отвечу на ваш вопрос более конкретно: с губернатором Александром Черногоровым диалог невозможен. Я это испытал на себе, когда был главой города Ставрополя. Он все время говорил, что я – в оппозиции краевым властям. Но на самом деле именно власти края на протяжении многих лет находились в оппозиции ко мне! Ни одно конструктивное предложение, ни один здравый расчет, ни одна дельная инициатива не проходила через аппарат краевого правительства. Я уже не говорю о самом губернаторе – сколько писем мы писали ему, сколько документов и финансовых обоснований предоставляли – ну не может краевой центр, город­донор, жить на подачки края! У Ставрополя отбирали все, что могли, и даже то, что не должны были отбирать ни в коем случае. Но краевой центр как жил, так и сегодня выживает через силу. А губернатор ездит по краю и хвалится своими «достижениями». Разрезает ленточки, «дарит» автобусы и даже электрички. Как будто он вытащил деньги из своего личного кармана. А это карманы наших горожан, это жители Ставрополя заработали средства для того, чтобы жить в современном, красивом, благоустроенном городе. Но Александр Леонидович ходит по городским тротуарам и возмущается: почему бордюры где­то там не покрашены? Да просто заработанные нашими земляками деньги у города отобрали, откуда их взять?!

­ Ваше отношение к Александру Черногорову – не тайна. Но оно основывается только на «немилости» к городу Ставрополю и к его жителям или здесь есть более глубокие причины?

­ Разумеется, причины гораздо глубже. Я ведь не только житель города, я еще и житель края. И депутат Государственной думы. Мне небезразлично, как сегодня живет или, даже правильнее сказать, выживает Ставрополье, некогда богатый и самодостаточный регион.

Короля делает свита. Но свиту ведь назначает король! Вы посмотрите, кто окружает сегодня Александра Черногорова. Причем это уже четвертая или пятая команда, которую подобрал себе губернатор. В краевом правительстве ­ кадровая чехарда. Никто ни за что не отвечает. Назначаются руководители, вице­премьеры из приезжих, временщики, которые работают на сегодняшний день, а там – хоть трава не расти! Мы, депутаты краевой Думы, с каждым вновь назначенным руководителем договариваемся о реализации стратегических, очень важных для края программ, а потом руководителя увольняют без объяснения причин. В результате ­ работа парализована, все начинай сначала.

­ Можно поподробнее, кого конкретно вы имеете в виду?

­ Ну, например, бывший министр ЖКХ Орешков. С трудом, шаг за шагом, мы достигли взаимопонимания. Наметили программу долгосрочного сотрудничества, конкретные мероприятия. Люди в городе ждут результатов, ждут ремонта дорог, коммуникаций, фасадов зданий. Вдруг без каких бы то ни было объяснений идет замена, рушится вся запланированная программа. Стрелки переводятся на бывшего министра, назначается новый. Теперь уже формируется программа под вице­губернатора Калиничева, который ведет политику по вопросам ЖКХ, в частности, по дотации на содержание жилья. Он уверяет нас в том, что необходимо дотации сократить под какие­то финансовые возможности федерального центра, который под это нам выделит определенные ресурсы. И мы идем на этот непопулярный шаг. Но через какое­то время вдруг и вице­губернатора просят уйти. Программа наша оказывается попросту брошенной, без какой­либо поддержки. Возникает новый руководитель, и так далее. В результате страдают люди, но, похоже, в краевом правительстве уже давно до этого никому нет дела…

­ Но ведь вы – депутат, представляющий интересы Ставрополя. Неужели от вашего слова ничего не зависит?

­ Кадровые назначения в правительстве края – не в нашей компетенции. Но мы можем и уже давно делаем многое, чтобы защитить интересы жителей города и края. При поддержке других депутатов и органов местного самоуправления, общественности нам удалось, к примеру, не позволить реализовать инициативу правительства края о приватизации краевых предприятий жилищно­коммунального хозяйства. Краевые чиновники хотели их целиком приватизировать, отдать в частные руки и ничего не оставить муниципальным образованиям. Представляете, если ЖКХ сегодня оказалось бы в частной собственности? Это был бы страшный удар по кошелькам самых незащищенных слоев населения!

Такая же позиция у нас сложилась по «Ставропольхлебпрому». Была инициатива правительства акционировать это стратегическое предприятие, отдать право на продажу хозяйственной собственности. Депутатский корпус достаточно серьезно встал против этого процесса, в результате краевая власть отступила. Но никто не гарантирует, что эти попытки не будут предприняты вновь. Если в Думу будет избрано большинство подконтрольных губернатору депутатов – пиши пропало, случится непоправимое: последнее, что осталось у людей, приватизируют и отберут.

­ Уверен, что вы еще можете привести много примеров в поддержку своих слов. И все же вернемся к губернатору края. Решением Ставропольской городской Думы ему присвоили звание почетного гражданина города Ставрополя. Сейчас хотят это звание отобрать. Связано ли это с политической ситуацией накануне выборов?

­ Вообще­то данный вопрос находится в правовом поле депутатов города. Но я выскажу свое личное мнение. Если и связано предстоящее лишение почетного звания губернатора края, то только потому, что Черногоров позволяет себе путать личное с политикой. Ему принадлежит инициатива по сносу стелы героям­доваторцам, но он в угоду своим карьерным соображениям сваливает все это на городскую власть. И, нисколько не стесняясь, обвиняет городских депутатов в пренебрежении к памяти защитников нашей Родины! Хотя Черногоров даже фотографировался на фоне стелы, говорил при журналистах: «Снимусь, пока не снесли!» Ну разве это не цинизм?

Но главное даже не в этом. Я уже сказал, что Черногоров делает все для того, чтобы отобрать у города Ставрополя честно заработанные деньги. А потом с помпой малую часть из них возвращает. Ездят по краевому центру троллейбусы с надписью «Подарок от губернатора края». А в чем заслуга губернатора? Из миллиардов вернуть миллионы? Я считал и считаю, что этот человек почетного звания не заслуживает. И если городские власти здесь ошиблись, то эту ошибку нужно исправить как можно скорее.

Беседовал
Вадим БАКАНОВ.



Последние новости

Все новости

Объявление