Спасателям звонят и пострадавшие, и маньяки

Наталья Ардалина
Недавно я получила SMS-сообщение: если хотите скачать на свой мобильный телефон 'Черного бумера' или песню Жанны Фриске, звоните на номер 000. Сами мелодии мне были неинтересны, но вот номер, по которому предлагалось звонить, показался смутно знакомым. В этом контексте оказалось довольно сложно опознать телефон... Службы спасения города Ставрополя!

Такие вот шуточки практически отнимают у людей, действительно нуждающихся в помощи спасателей, надежду дозвониться. Диспетчеры подсчитали количество звонков - их оказалось более 800 за один час. К счастью, эта напасть длилась недолго - 3 - 4 дня. Но телефонных шутников у нас немало. То бомбу 'подложат', то решат сорвать свою злость на ни в чем не повинных диспетчерах. Попадаются и телефонные сексуальные маньяки.

Разбираться с телефонными 'террористами', с одной стороны, сложнее - не отреагировать на вызов нельзя: даже если он заведомо ложный, спасатели обязаны оповестить все экстренные службы, эвакуировать людей и провести розыскные мероприятия. С другой стороны - за такие шуточки серьезно наказывают. А вот с теми, кто позвонил и нецензурно обругал диспетчера, причем не по какому-то конкретному поводу, а просто так, потому что плохое настроение, поделать практически ничего нельзя. По словам директора МУ 'Служба спасения' Александра Епифанова, иногда один и тот же человек звонит несколько раз подряд. А диспетчер не имеет права не брать трубку - вдруг там действительно беда у человека. До сих пор в Ставрополе был наказан только один из злостных телефонных хулиганов (не 'террористов', которые 'закладывают' бомбы) - ему на некоторое время отключили телефон.

А проблем у Службы спасения и без этого хватает. Так, ее подразделения разбросаны по трем местам, находящимся в разных концах города, не все службы подключены к единой диспетчерской сети, спасательное и компьютерное оборудование постепенно устаревает, а взять новое неоткуда. Естественно, все это влияет на работу спасателей не в лучшую сторону. О перспективах, проблемах и задачах Службы спасения мы попросили рассказать ее директора Александра Епифанова.

- Александр Максимович, единая диспетчерская информационная система работает в городе уже довольно давно - с 1998 года. Но до сих пор к ней не подключены большинство служб - ни 'Скорая помощь', ни горгаз, ни теплосеть, ни ГИБДД. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы исправить эту ситуацию?

- В первую очередь, конечно, нужны средства. Чтобы подключиться к системе, необходимо дополнительное оборудование. Но на самом деле зачастую это является простой отговоркой. Ведь посудите сами: любая служба, подключившись к этой системе, становится абсолютно прозрачной. Глава города сразу получает непосредственный доступ ко всей текущей информации. Например, у кого-то принятый вызов остается невыполненным длительное время, у кого-то по одному и тому же адресу день за днем появляются идентичные заявки. На сегодняшний день к единой сети подключен только 'Водоканал'. Все остальные службы подают нам сведения по телефону, естественно, только те, что считают нужным.

Эта программа была создана нашими сотрудниками и получила очень высокую оценку. Губернатор края Александр Черногоров во время своего визита к нам сказал, что хотел бы видеть весь край охваченным этой сетью. Я от себя могу добавить, хотя, может быть, это прозвучит нескромно, что было бы неплохо охватить ею и всю страну. Программа дает массу преимуществ: любая информация обо всех происшествиях собирается в одном месте. Можно будет с легкостью определить, какие объекты требуют уже не косметического, а капитального ремонта, на каких участках дорог происходит больше всего аварий и многое-многое другое.

- Если говорить непосредственно о вашей службе, с какими ситуациями вы чаще всего сталкиваетесь в повседневной работе, как справляетесь с ними?

- В среднем за день к нам поступает около 500 обращений от горожан, а при чрезвычайных ситуациях - до двух тысяч. Мы выезжаем на аварии, пожары, туда, где возникает угроза жизни человека. Одна из самых распространенных заявок - закрытые двери. Например, когда в квартире находится пожилой человек, который не реагирует на звонки, родственники обращаются к спасателям. Иногда, чтобы попасть в квартиру, наши ребята становятся альпинистами, в полном снаряжении карабкаются по стенам.

- Как быстро вы попадаете на место происшествия?

- Экипаж выезжает сразу после поступления заявки, а когда он прибудет, зависит от отдаленности места происшествия и дорожной ситуации. Большинство водителей дисциплинированны, но случается, что нашим машинам не уступают дорогу. А ведь в ситуации, когда дорога каждая секунда, может оказаться любой из нас. Поэтому не редкость, что наш водитель в громкоговоритель просит уступить дорогу спецтехнике. Если все экипажи на выездах, то диспетчер действует по ситуации: где самая большая опасность, туда и направляется машина в первую очередь. В конечном итоге, мы приезжаем ко всем, но, конечно, если у кого-то котенок не может слезть с дерева, а в другом месте произошло ДТП, то сначала спасатели поедут на аварию.

- Александр Максимович, недавно к вам приезжал руководитель московского центра 'Антистресс' Александр Кучер. Чем было вызвано приглашение провести курс занятий и насколько эффективны они оказались?

- Александр Кучер провел с нашими психологами семинары и тренинги на тему 'Экстренная и немедикаментозная помощь людям, пострадавшим в ЧС'. Необходимость проведения такого семинара возникла после командировки психологов Службы спасения в Беслан в сентябре прошлого года. За шесть лет существования Службы они наработали богатый опыт оказания экстренной помощи горожанам, но с работой во время теракта они столкнулись впервые. Поэтому и пригласили московского специалиста для проведения занятий и повышения своего квалификационного опыта.

Такой семинар - всего третий в России. Первые два прошли в Москве под эгидой МЧС России. Наши психологи остались очень довольны. Жаль только, что семинар не посетили психологи других экстренных служб. Кроме наших, здесь занимались специалисты краевой психиатрической больницы и одного психологического городского центра.

- Какой круг работ вы наметили на этот год?

- Само собой, наша ежедневная работа никуда от нас не уйдет, мы будем продолжать, как ни высокопарно это звучит, спасать жизни людей. Если же говорить о внутренних проблемах Службы, то, во-первых, мы постараемся решить проблему со зданием - давно пора собрать все наши подразделения в одном месте, да и техника у нас сейчас стоит под открытым небом. Кроме этого, спасателям необходимы спортивная площадка, учебный полигон. Далее - создание единой информационной сети, оснащение отряда современным спасательным оборудованием.

- Что бы вы могли пожелать ставропольцам?

- Конечно, не попадать в такие ситуации, когда без нашей помощи не обойтись. Пусть уж лучше мы останемся без работы. А если серьезно, то всем горожанам нужно обновить свои знания правил поведения при чрезвычайных ситуациях, хотя бы на уровне школьной программы. И если все же что-то случилось, набирайте '01', мы приедем сами и вызовем всех остальных.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов