Спасибо, город мой, за все уроки...

Лариса Ракитянская

Ставрополь в моей судьбе

6 февраля «Вечерка» анонсировала рубрику «Ставрополь в моей судьбе». Она посвящена предстоящему 240-летию родного города.

Несколько публикаций читатели уже увидели на страницах газеты. Вот и сегодня новый рассказ о городе. Его прислала нам Эльвира Константиновна Леонова, ветеран педагогического труда.

Нас здесь как будто ждали...

Ставрополь — мой город. Судьба мне подсказывает это не один раз.

До сих пор в памяти первое знакомство с городом. Это же настоящее чудо!

Я родилась в 1939 году во Владикавказе (тогда он назывался Орджоникидзе). В 1941 году моя мама, медицинская сестра, была призвана в армию и направлена в тыловой военный госпиталь в Грузию, в поселок Цагвери. Там мы встретили День Победы. Потом мама стала женой замечательного человека, инвалида, получившего тяжелые ранения в самый первый день войны (он служил в пограничных войсках). Александр Алексеевич Вандровский заменил мне отца, и я до конца жизни буду вспоминать его с благодарностью. После окончания войны его направили в Ставрополь.

Маленький грузовик высадил нас на улице Дзержинского, там, где теперь Александровская площадь. Ни мама, ни отчим никогда в этом городе не были, никого здесь не знали. Мама взволнованно смотрела по сторонам: куда идти, где остановиться до тех пор, пока оформят документы и отчиму, как инвалиду, дадут жилье?

И тогда произошло чудо номер один! Вдруг мы услышали радостный крик: «Леночка, как ты сюда попала?!». Навстречу нам, улыбаясь, бежал мужчина. Это был военный врач, вместе с которым мама работала в военном госпитале Владикавказа. Узнав о том, что нам негде остановиться, он, не задумываясь, сказал: «Пошли ко мне! Пока поживете у нас в семье, я здесь рядом живу!». И он показал на небольшой двухэтажный дом. Он и сейчас стоит неподалеку от места нашей встречи.

Несколько дней мы прожили в одной комнате с его семьей — за перегородкой из простыни. Все случилось так, как будто нас в этом городе ждали...

Потом нам дали комнату в коммуналке. Именно так можно назвать маленький одноэтажный дом № 7 на улице Победы. Тогда эта улица называлась Третья Подгорная. В коридор выходили шесть дверей маленьких комнатушек, здесь же стояло шесть примусов, на которых готовили еду. Все жили как одна семья: двери не запирались, едой всегда делились, несмотря на то, что был сплошной дефицит...

Каким был Ставрополь в то время, как жили в нем люди? Это невозможно вспоминать без боли! На улицах было очень много инвалидов без рук, без ног. Протезов еще не было...

Рядом со многими домами не было кранов с водой. Приходилось с ведром ходить на соседние улицы. С раннего утра нужно было бежать в центр города, чтобы занять очередь за хлебом. Это было детство, опаленное войной. Но не спаленное!

Мы, дети, весело играли во дворах, бегали по улицам, ходили на пруды, гуляли по вечерам вдоль железной дороги — поезда тут ходили редко...

Детство пионерское, юность комсомольская

В 1946 году я поступила в первый класс 12-й школы, теперь это гимназия № 12. Детство, конечно же, было пионерским, потом пришла комсомольская юность.

Но случилось в это время очень знаковое событие: когда мы учились в девятом классе, школа была женской. И тут вдруг нас объединили с мальчишками. Боже-Боже, что тогда началось! Было не до физики, не до литературы — пошла сплошная любовь. Но каким-то странным образом все шло: двоек никто не получал — это считалось позором для комсомольца.

Сразу появились влюбленные пары. Некоторые потом стали супружескими — из нашего выпуска оказалось четыре таких. В их числе была и я со своим мужем, Валентином Алексеевичем Леоновым, бывшим одноклассником. Он окончил летное училище и сделал мне предложение. Никакой пышной свадьбы не было. Счастливые, мы вышли из загса, а на следующий день он должен был лететь в Хабаровск, куда получил назначение. Я в то время училась на третьем курсе историко-филологического факультета Ставропольского педагогического института.

С огромной благодарностью вспоминаю сегодня всех своих преподавателей, как и школьных друзей, и наших учителей. Какие они нам давали знания, каким примером служения своей профессии они были для нас! Это В. П. Михайловская, учитель математики, наш классный руководитель (12-я школа), Р. Н. Павлова (учитель физики, 12-я школа), Н. К. Климова, учитель русского языка и литературы (12-я школа), А. В. Попов, К. Г. Черный, Н. А. Панова, Л. А. Ушакова (пединститут) и многие другие...

Студенческие годы были неповторимыми. Для страны это была эпоха 60-х, для нас — эпоха поэтов. Нашими кумирами были А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко. И в Ставрополе в это время был бум поэтического слова. В институте учились ставшие потом известными поэтами люди — А. Москвитин, В. Бабиченко. В. Гнеушев, начинающий поэт, был руководителем литературной группы при редакции газеты «Молодой ленинец». Когда мы собирались слушать и обсуждать стихи, время словно останавливалось: иногда выходили после горячих споров уже после полуночи.

И конечно же, были поездки в колхозы на уборку урожая, выезды на посадку лесополос...

Судьба сделала круг

И вот пришлось мне расставаться с любимым городом — надо было ехать к мужу в Хабаровск. Поезд вез меня туда 11 суток, а я все вспоминала улицы города, Ворошиловский проспект (теперь — проспект Октябрьской Революции), по которому мы любили гулять, Центральный парк, где по вечерам играл духовой оркестр и все бежали на танцплощадку. Я не могла себе представить, что уезжаю из города насовсем...

Но оказалось, и не надо было этого представлять! Шесть лет мы с мужем прожили в Хабаровском крае. Он летал сначала на маленьких самолетах, потом стал командиром ИЛ-14.

И опять судьба — необъяснимая, непредсказуемая! Его направляют в Ставропольский аэропорт! Возвращаемся в родной город. У нас уже есть сын. Жилья пока нет. Нас принимает с детства знакомая улица Ташлянская. Здесь в стареньком домике жила моя свекровь. Все соседи быстро стали нам друзьями, наш сын сразу стал своим среди ребятишек.

А мне нужно было устраиваться на работу по специальности — учитель русского языка и литературы. Пошла в городской отдел народного образования, записалась на очередь. Да, тогда желающих работать в школе было много! Приходит сентябрь, мне говорят: места учителя пока нет, но вы можете начать работать школьным библиотекарем в 12-й школе.

Это что? Опять — судьба? Я ничего не знала о профессии библиотекаря, но быстро адаптировалась. Шесть лет проработала в этой должности, и это был для меня бесценный опыт. Повезло еще и в том, что приходилось вести самые разные факультативы - «Этика и психология семейной жизни» «Дискуссия как метод развития самостоятельного мышления», «Кино, воспитывающее человека и гражданина». Я вела дискуссионный клуб, мы приглашали к себе ставропольских поэтов. Особенно запомнились встречи с В. Гнеушевым и И. Кашпуровым.

В 1969 году муж получил квартиру в «доме летчиков» - так мы называли дом по ул. Доваторцев, 15. Здесь прожили 10 лет. И это было очередное чудо, незабываемые годы. Двери в подъездах никогда не закрывались: летчики, бортинженеры и другие работники круглосуточно уходили на работу и возвращались. Жили как одна семья: вместе отмечали дни рождения, дети наши дружили, играли во дворе, никто никогда не ссорился. Вот такое это было прекрасное время...

На работу в 12-ю школы мне ездить было далековато, и я все ждала места учителя русского языка и литературы. Сентябрь 1970 года. Прихожу в гороно, и опять меня направляют в библиотеку, в 17-ю школу (сейчас в этом здании 38-й лицей). Несколько лет была здесь библиотекарем, а потом предложили стать учителем начальных классов. Опять новое призвание! Для меня, как я вскоре поняла, наступило очень счастливое время. Работа с маленькими детьми, с чистыми душами — великое счастье!

В 1991 году стала победителем конкурса «Учитель года». Это был первый в городе конкурс. Несколько лет потом была руководителем городского методического объединения учителей начальных классов. В то время 17-я школа уже находилась в новом здании — там же, где и сейчас. Почти 10 лет директором школы была Людмила Семеновна Гончарова — необыкновенно талантливый человек, руководитель. Школа постоянно участвовала в инновационной деятельности, самые лучшие результаты которой были показаны именно в то время. Я была руководителем школьной инновационной лаборатории, потом стала педагогом дополнительного образования. В этой должности проработала много лет — это был постоянный поиск новизны, самосовершенствования, участия в проектах, конкурсах, авторских программах по экологическому воспитанию и просвещению. Я очень благодарна всему педагогическому коллективу лицея, детям. Все мои чувства выразила в стихотворениях «Прощай, лицей!», «Гимн лицея»...

И сердце вновь согрето от любви

Меня иногда спрашивают знакомые: ты ездила в Турцию, ты была в Крыму? Нет, не была. Не манит! И мне хочется спросить у них: а вы видели Ставрополь с Крепостной горы? Где еще есть такой город, в котором из самого центра можно видеть окраины, а в хорошую погоду — силуэты гор? Хочу спросить: а вы были на «Корытах», на Холодном роднике, вы смотрели на город со стороны Мамайки?

Вот и делюсь я с вами своими чувствами, которые я испытываю каждый раз, возвращаясь в родной город после небольшого отсутствия. Как только автобус (а чаще всего мне возвращаться приходится через Невинномысск) подъезжает к Татарке, сердце мое начинает учащенно биться — хоть кардиограмму снимай! Эти холмы, эти травы, эти облака, этот ветерок! Еще немного, и я увижу силуэты родного города! Он — моя жизнь, моя судьба!

«Спасибо, город мой, за все уроки,

За переулки, улицы твои,

За то, что появились эти строки,

И сердце вновь согрето от любви!»...

 

город, воспоминания

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление