Спасите детей от наркотиков

.

У современных родителей есть все возможности предотвратить трагедию

Главный нарколог России - директор научно-практического центра наркологии, заведующий кафедрой наркологии РМАПО Минздравсоцразвития России доктор медицинских наук Евгений Брюн, врач, наркозависимость
Главный нарколог России - директор научно-практического центра наркологии, заведующий кафедрой наркологии РМАПО Минздравсоцразвития России доктор медицинских наук Евгений Брюн

Есть такой особый период - от 13 до 17 лет – когда даже послушные дети становятся «трудными», «отбиваются от рук». Взрослые им уже не указ – им важнее, что скажут сверстники. А правила в этом возрасте существуют для того, чтобы их нарушать. И «запретный плод» особенно сладок… «Подростковый бунт» - важное условие для развития личности, поиска своего места в жизни. Но не всегда и не у всех получается преодолеть этот бурный период без потерь. Поиск новых ощущений, неустойчивость психики плюс плохая компания - и вот уже спутниками человека на пути во взрослую жизнь становятся алкоголь и наркотики – ведь с ними поначалу все кажется и легче, и проще, и понятнее…

О том, какую опасность для молодых россиян представляют наркотики, и как можно предотвратить эту беду, мы побеседовали с главным наркологом России - директором научно-практического центра наркологии, заведующим кафедрой наркологии РМАПО Минздравсоцразвития России доктором медицинских наук Евгением Брюном.

- Евгений Алексеевич, как вы думаете, почему наркотики так быстро распространились в России? Ведь еще 10-15 лет назад проблема молодежной наркомании так серьезно не стояла…

- Да, мы все должны открыто признать, что наркотики за последние 15 лет стали неотъемлемой частью молодежной субкультуры. В России, как и на Западе, есть неформальные молодежные движения – это готы, панки, эмо, рейверы, растоманы и так далее… Чтобы влиться в ряды себе подобных, стать своим в таком сообществе, нужно попробовать «кислоту» или марихуану. Конечно, каждый выбирает образ жизни по себе. Кто-то, пожив в таком режиме, благополучно перерастает подростковые эксперименты и меняет стиль жизни на здоровый. А кто-то втягивается, становится настоящим взрослым наркоманом. Но, к счастью, на самом деле таких людей совсем немного. У нормального, психически здорового человека вовремя срабатывает инстинкт самосохранения. И он просто «уходит» от этого увлечения.

Недавно по международным стандартам мы провели исследование среди подростков 15-17 лет и обнаружили, что в 2014 году, впервые за последние несколько лет, в этой возрастной группе произошло снижение спроса на табак, алкоголь и наркотики. Этот факт я напрямую увязываю со стартом наших тестов на употребление наркотиков, его общественными обсуждениями, а также с новыми программами, которые пропагандируют среди молодежи здоровый образ жизни. И мы видим, что те, кто прошел тест и оказался «чист», – очень гордятся этим. Так что российские школьники весьма мотивированы на тестирование.

- Принято считать, что наркомания больше всего угрожает молодым людям из так называемых «депрессивных» регионов России и тем, кто живет в «спальных» районах крупных городов, то есть – выходцам из небогатых семей. Это так?

- Как показала практика, социальная составляющая здесь не имеет большого значения… Наркоманы в равной степени встречаются и в бедных кварталах, и в элитных коттеджных поселках. Тяга человека к употреблению наркотиков и алкоголя связана с биологическими поломками, генетическими изменениями в организме индивида. Любопытно, что такие «особенные» люди с аддиктивным поведением всегда существовали в человеческой популяции. Когда не было наркотиков, аддикты спивались, переживали невротические расстройства, становились преступниками или проявляли иные признаки поведения, которые заметно отклонялись от нормы. Появились наркотики – количество алкоголиков уменьшилось, зато наркоманов - увеличилось. Сейчас к ним прибавились еще и игроманы.

Уже доказано, что при свободной продаже алкоголя два процента популяции будут страдать алкоголизмом с психическими расстройствами, десять процентов населения будут злоупотреблять алкогольными напитками и страдать от этого соматическими заболеваниями и расстройствами, и где-то в среднем 25-30 процентов будут довольно часто выпивать, и, с большой вероятностью, со временем пополнят вторую группу.

- Известный факт, что и алкоголиков, и наркоманов много среди тех, кого молодые люди считают своими кумирами – это и известные музыканты, и актеры…

- Действительно, аддикты зачастую очень остро, эмоционально воспринимают мир. Среди них много нестандартных, творчески одаренных личностей. Ведь для того, чтобы начать принимать наркотики, тоже нужна определенная смелость. Потенциально эти люди очень полезны для общества, если бы не их порочная страсть. Поэтому мы их любим, сопереживаем их проблеме, стараемся по возможности «вмонтировать» в социум.

Наркомания - проблема социальная, медицинская, юридическая, культурологическая – тут весь мир в одной капле! Хотя у нас есть уверенность, что в России наркотизация пока значительно ниже, чем на Западе.

- С чем это связано?

- С тем, что на Западе увлечение наркотиками - это побочное явление толерантности общества к разным его членам. Демократия подразумевает свободу личности, идет легализация наркотиков. Хочешь употреблять? – Твое право! Только не будь опасен для окружающих, иначе мы тебя изолируем.

- А почему именно в подростковом возрасте велика опасность пристраститься к наркотикам?

- В подростковом возрасте дети впервые пробуют границы мира на прочность, их притягивает запретное, появляется желание нарушить всяческие табу. Это период первой любви, дружбы, разочарований, депрессий, адаптации в социуме, развития тела и психики. В детстве мальчики и девочки играют в машинки и в куклы, а теперь начинают играть со своим сознанием, душой. Появляются размышления о смысле жизни, постигается понятие бесконечности. Подросток – как телеграфный столб, сквозь который проходит электричество – он под воздействием разносторонних импульсов дрожит, вибрирует, меняется, колеблется… Это достаточно мучительное состояние, особенно остро оно отражается на нашей «группе риска» - на тех, кто склонен «выходить за периметр» общественных норм.
Когда мы реконструируем прошлое наших больных - мы видим, что эти ребята начинают принимать изменяющие сознание вещества, чтобы адаптироваться в новой среде, сгладить трудности вхождения во взрослый мир.

- При этом, видимо, меняется и поведение ребенка? На что родители должны обратить внимание?

- У подростка как будто в один момент меняется вся система поведения. Он отказывается учиться, выполнять работу по дому, днем спит, ночью бодрствует, от него может исходить какой-то новый запах - химический, растительный. Появляется лживость – главный спутник наркомании. Сын или дочь закрываются в комнате, прячут вещи, воруют деньги, ведут тайные, шифрованные разговоры по телефону с какими-то неизвестными личностями. Если родители заметили, что ребенок стал нестабилен, появились колебания настроения, неожиданное раздражение, дерзость без особого повода – это должно их заставить насторожиться.
- Предположим, родители что-то заподозрили… Но что им делать дальше? Как правильно себя вести в этот момент?

- Тут очень важно взорвать ситуацию! Этот психологический прием называется интервенция - внедрение. Нужен штурм! Ни в коем случае нельзя умалчивать, игнорировать происходящее. Напротив: надо собрать всю семью, друзей – чем больше близких, авторитетных для подростка людей, тем лучше. И поговорить начистоту: «Мы видим, что с тобой происходят странные перемены, мы волнуемся за тебя, у нас страшные подозрения – разъясни, в чем дело? И давай вместе искать выход из ситуации. Именно – вместе, ведь мы - твои родные, мы – тебе друзья, а не враги. Это не только твоя проблема - она наша общая, давай действовать сообща. Мы тебя любим!»

- И какие действия нужно дальше предпринять, если ребенок пошел на контакт?

- Нужно уговорить его пройти тест на употребление наркотиков – для общего успокоения. Так и сказать: «Чтобы в наших отношениях воцарился мир – иди и сдай анализ». Может быть, дело вовсе не в наркотиках, а в несчастной любви или в плохом отношении внутри подросткового коллектива. Поэтому тут важна ясность. А чем мы быстрее диагностируем заболевание – тем лучше, через пять лет может быть уже поздно. В любом городе есть наркологический диспансер, обследование там абсолютно бесплатное. Тест на наркотики можно купить и в аптеке. Правда, иногда препараты могут быть некачественные и бывает ложноположительный результат. Поэтому сразу паниковать не стоит - можно пересдать анализ повторно.

- Евгений Алексеевич, в прессе активно обсуждается, что скоро всех российских школьников начнут тестировать на предмет употребления наркотиков. Это правда?

- Выборочное тестирование учащихся мы проводим силами сотрудников Центра наркологии на протяжении последних 13 лет. Параллельно разъясняем преподавателям и родителям актуальность этих тестов, и сами считаем их очень действенной профилактической мерой. Приведу такие красноречивые цифры: в 2010 году мы обнаружили среди старшеклассников Москвы около десяти процентов лиц, хотя бы однократно употреблявших наркотики. А в 2014 году эта цифра снизилась до трех-пяти процентов. То есть сам факт нашего присутствия в школе, училище, вузе уже позитивен.

А повсеместное обязательное тестирование учащихся, начиная с 15 лет, на употребление наркотических средств начнет проводиться уже в очень скором времени. Технически к этому мы полностью готовы, ждем только заказа от Департамента образования. Исследования, как прежде, будут выборочные, но для школьников и студентов - уже обязательные.

- Как происходит сама процедура тестирования?

- Мы будем действовать в рамках 120-го Федерального закона «О добровольном тестировании школьников на употребление наркотиков», он вступил в силу еще 7 декабря 2013 года. Тестирование проводится в два этапа. Сначала проходит письменное анкетирование школьников – они отвечают на вопросы. По результатам анкетирования психолог сможет понять, насколько тема наркотиков близка конкретному ребенку.

- Это какие-то специальные вопросы?

- В основе теста лежит 16-факторный личностный опросник Кеттела, он позволяет как бы просканировать личность человека, его склонности, интересы и особенности характера, а также выявить людей с аддиктивным поведением – это поведение, которое демонстрирует интерес к употреблению наркотиков.

- А что происходит на втором этапе?

- Второй этап включает медицинский осмотр и анализ мочи, по которому можно определить наличие или отсутствие в организме метаболитов основных групп наркотиков.

Поголовного и принудительного тестирования закон не предусматривает. Если анализы на употребление наркотиков окажутся положительными, об этом будет сообщено родителям, а с ребенком будет проведена профилактическая беседа. Закон также не предусматривает огласки результатов теста, постановку ребенка на учет в медицинское учреждение, заведение на него карты пациента и принудительное лечение. Выявленная информация является строго конфиденциальной, и результаты проверки будут сообщены только ученику и его родителям.

- То есть дальше родители уже сами должны решать, что им делать со своим ребенком?

- Мы выявленные случаи будем учитывать анонимно - для формирования единой государственной статистической отчетности, которая поможет нам разработать единую программу по борьбе с наркоманией в России. А родители школьников должны понимать, что в случае с их ребенком речь идет, скорее всего, о психологической проблеме, а не о медицинской. Ведь чаще всего первые пробы наркотиков происходят из любопытства. И пока еще их ребенок не наркоман. Поэтому опасения, что пострадает социальный статус детей или реноме родителей, напрасны.

- А если все же подтвердится горькая правда, что ребенок, подросток употребляет наркотики. Что его родителям делать дальше?

- Нужно стать своему ребенку настоящим другом. Вместе с ним идти к наркологу, психологу, налаживать нормальную, здоровую жизнь без наркотиков. Голова на плечах и критическое мышление должны быть и у родителей, и у детей. Уверен, что исторический оптимизм нам не изменит, и сообща мы справимся с этой ситуацией - снизим порог наркотизации нашего общества до минимальной концентрации зла. Волна увлечения запретным пройдет - это неизбежно.

Наталья Смирнова
Материал предоставлен ООО «Столица» специально для «Вечернего Ставрополя».

наркозависимость, дети, наркотики, алкоголь

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление