Способен ли наш мир обрести справедливость?

Василий Скакун

Овца и волк по-разному понимают справедливость,
и в этом все неразрешимые проблемы современного мира.
Авраам Линкольн, 16-й президент США.

Справедливость… Сколько жизней положено во имя твоего воплощения, сколько копий сломано лучшими умами человечества, чтобы обосновать твою необходимость, сколько революций совершено во имя тебя, Справедливость. Но тебя как не было, так и нет, и, по всей вероятности, миру людскому, судя по его агрессивности, еще долго осознавать реальность твоего воплощения.

Как вы думаете, зачем после окончания Второй мировой войны была организована Лига Наций – прообраз ООН? Именно с целью, собрав воедино представителей всех стран, пытаться влиять на развитие справедливости взаимоотношений в мире. Несомненно, ООН вносит свой определенный вклад в дело мира, но до победы той самой справедливости нам всем еще шагать и шагать. В какой век ни загляни – сплошная несправедливость.

«В 1682 году в Англии доктор Лейтон, почтенный человек, написавший книгу против епископства, был судим и приговорен к следующим совершенным над ним наказаниям. Его жестоко высекли, потом отрезали одно ухо и распороли одну сторону носа, потом горячим железом выжгли на щеке буквы SS – сеятель смуты. После семи дней его опять высекли, несмотря на то, что рубцы на спине еще не зажили, и распороли другую сторону носа, отрезали другое ухо и выжгли клеймо на другой щеке. Все это было сделано во имя христианства» (Морисон Давидсон).

Все скажут – да, времена невежественного средневековья и «охоты на ведьм» католической церковью. О какой справедливости было рассуждать тогда? Быть может, кто подзабыл, то нелишне напомнить о том, как в тридцатые годы прошлого столетия сажали в тюрьмы (пытая и издеваясь над людьми) только за то, что, например, человек, завернув в газету «Правда» с фотографией Сталина кусок сала, чтобы подкрепиться им в обеденный перерыв, а затем эту замасленную бумажку, скомкав, выбросил в урну - стопроцентный компромат, гарантирующий от десяти до пятнадцати лет лагерей. О какой справедливости можно было говорить и в те уже новые времена.

Ну а сейчас? Помните, когда затопило станицу Барсуковскую и многим вынужденным переселенцам обязаны были выдавать подъемные для приобретения жилья в любых населенных пунктах края. Так практически никто без «отката» не мог получить эту законную помощь. И откат этот зачастую составлял чуть ли не половину причитающейся суммы (180 тысяч из 480). Вот тебе и справедливость сегодняшнего дня, не говоря уже о беззакониях, творимых в ЖКХ. Да, люди еще и не забыли о советской пенсии в сто двадцать рублей, которой хватало пожилым и жить безбедно, да еще и помогать детям и внукам. А какая она, пенсия, сейчас – едва хватает оплатить коммунальные расходы.

В чем же загвоздка? Все человечество понимает неверность выбранных взаимоотношений между странами, национальностями, религиями и отдельными людьми (понимают ведь все, без исключения), и все шаги, предпринимаемые всевозможными мировыми, континентальными и государственными организациями, направлены в сторону увеличения мира, стабильности и взаимопонимания. Но той самой справедливости как не было, так и нет. За нее сражался Марат, освобождая Бастилию в период французской революции, но в результате вместо справедливости вся Франция получила террор, гильотины работали без выходных. За всеобщее благо, равенство и братство положили миллионы жизней в Гражданскую войну в России, а в награду получили высшее проявление несправедливости (как говорится, с чем боролись, на то и напоролись). Сейчас всем понятно, что в Белоруссии правит скрытая (или явная) форма диктатуры одного человека. Но сами белорусы говорят о том, что как только уйдет (или уйдут) А.Г.Лукашенко, тут же московские воротилы все скупят на корню: всю промышленность, сельское хозяйство, земли и тем самым развалят всякие остатки былой стабильности.

Так что справедливость – это иллюзия, недостижимое состояние в людском общежитии. Еще раз вчитаемся в высказывание А.Линкольна, в котором утверждается, что у овцы и волка ни под каким предлогом не может существовать одинаковое понимание о справедливости. И это понятно, потому что они, во-первых, животные, а, во-вторых, и что является главенствующим признаком, – какие могут быть добрые (справедливые) намерения у хищника к своей потенциальной жертве. Так вот в этом и есть разгадка всех наших недобростей во взаимоотношениях с другими людьми. Мы все, не осознавая сути, ведем себя как те самые персонажи (волки и овцы), продолжая жить по правилам животной жизни: у сильного всегда бессильный виноват, так гласит и басня И.Крылова. А что, разве не так построены взаимоотношения между власть (или деньги) имущими и простым людом – все один к одному.

Еще Чарльз Дарвин утверждал, что самую сильную черту отличия человека от животного составляет нравственное чувство, или совесть. Значит, получается так, если кто-то поступает безнравственно, то, значит, он поступает так, как в подобном случае поступило бы животное, ведь получается так.

Нам невдомек, что человек – это, скажем так, двухуровневое существо, объединяющее в себе сочетание духовной энергии, вложенной в физическое тело. Мы не хотим этого понять, признать, и главное - использовать. Да, естественно, у тела есть свои (присущие только ему запросы) столь похожие на аналогичные запросы животных. Но главное (выбор той самой свободной воли, дарованной каждому) зависит от самого человека – каким он видит себя в своем облике, и в этой связи, какие качества пытается развивать в течение своей жизни (духовные или физические). Прошедшие века и реальность полной потери справедливости говорят о том, что абсолютное большинство народа живут запросами тела.

«Разумением жив человек, - говорил Марк Аврелий две тысячи лет назад, - никогда не приписывай свойства жизни телу – сосуду, заключающему в себе эту внутреннюю силу. Вся оболочка человека жива лишь этой силой разумения: без нее она – как челнок без ткача, перо без писца».

Почему же двадцать веков назад это понимали и пытались жить сообразно своему пониманию (а ведь Марк Аврелий – император Рима), теперь же запросы тела, как оказалось, являются неприкасаемыми авторитетами наших жизней. Быть может, нам всем довелось жить в такое сложное время, когда каждого проверяют на прочность – кто ты есть на самом деле, человек, чего стоишь. Ведь еще каких-то полвека назад нравственные устои были не в пример нынешним. Хотя пятьдесят лет для человечества это не более полстраницы его многотомной истории.

Почему в принципе все это может происходить? Оглянувшись по сторонам и анализируя происходящее, можем догадываться, что внешняя жизнь со всеми ее трудностями, испытаниями и искушениями является своеобразным полигоном испытаний человеческого сознания. Об этом говорят и все религии мира, причем каждая на свой лад. Но в чем трудность для нас – тех, кого и испытывают. Это так похоже на то, что мы, игнорируя курсы по обучению плаванию, ринулись на свой страх и риск в бурную реку и, естественно, выбраться на берег (то есть понять, что, зачем и почему) удается единицам, а остальных река жизни уносит вниз по течению, и им, бедолагам, кроме как на самих себя, надеяться ни на кого не приходится. Хотя, может быть, это и не так. А разве не было Великих Учителей жизни и в древности, и сейчас, целью прихода которых было именно внедрение тех самых правил жизни, озвученных ими законов бытия, которые и не позволят утонуть в той самой бурной реке.

Прислушаемся к одному из них: «Истинная разумная жизнь состоит в том, чтобы признать причиной своих поступков духовное, не имеющее причины начало, и этим началом руководствоваться в жизни. Люди же, не признающие духовного начала, берут в руководство поступков причинную связь физическую, ту самую, которая так сложна, что мы никогда не можем знать ее, так как каждое следствие есть следствие следствия. И потому такие люди никогда не могут иметь твердых оснований для своих поступков» (Л.Н.Толстой). И естественно, что такие люди понимают справедливость как некую личную привилегию только для себя, и никак иначе.

P.S. Справедливость жизни на планете Земля может восторжествовать только в том случае, если мы из «волков и овец» наконец-то превратимся в людей с сострадательными сердцами.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Колонки»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов