Справедливость восторжествовала спустя семь с половиной лет

Наталья Ардалина

Семь с половиной лет понадобилось правосудию, чтобы найти и наказать виновного в смерти 21-летнего парня в Ставрополе

Эта трагическая история началась 24 сентября 2010 года. Вечером Алексею Филиппову позвонил друг и попросил забрать его из кафе «Ориент-хаус», находившегося в переулке Степном. Алексей всегда был добрым и отзывчивым парнем, отказать в такой, казалось бы, пустяковой просьбе другу он не мог. Подъехав к увеселительному заведению, Леша вошел внутрь, где увидел и других своих знакомых — в частности, бывшего однокурсника дагестанской национальности. За тем столом было шумно, гулявшая молодежь уронила на пол бокал, который   разбился вдребезги. Официантка потребовала заплатить за разбитую посуду, парни в ответ попросили включить сумму в счет. Но, судя по всему, компания к тому моменту уже получила не первое замечание по поводу своего поведения, а может быть, тон ответа был слишком резок — в общем, на помощь охранникам кафе была вызвана целая группа крепких молодых людей, вооруженных газовым, травматическим оружием и битами.

Погибший в 2010 году Алексей Филиппов.
Погибший в 2010 году Алексей Филиппов.

Нужно напомнить читателю, что происходило в краевом центре в том году: молодежь из соседних республик, приехавшая в Ставрополь кто учиться, а кто и просто отдыхать, регулярно устраивала ночные шумные посиделки в различных питейных заведениях города, нередко прямо на улице среди ночи раздавались звуки лезгинки, сменявшиеся стрельбой. Честно говоря, сейчас и мне это кажется дикостью, а ведь все было, и коренные жители Ставрополя боялись выходить на улицу поздними вечерами, чтобы не нарваться ненароком на такую компанию.

Вот и сложилась в городе группа крепких спортивных мужчин, которые решили подменить собой правосудие. Их телефоны знали охранники ночных клубов, официантки, и в случае необходимости вызывали на помощь. «Летучий отряд» быстро приезжал, быстро раздавал всем, попавшимся под руку, тумаки и так же быстро скрывался с места. А кто уж попал под удар — правый или виноватый — никого сильно не волновало, главное, что после «работы» этой группы больше шуметь было некому. Ходили разговоры, что в этот отряд входили бывшие и даже действующие сотрудники самых разных силовых структур.

Ранее мы писали о том, как продвигается расследование этого громкого уголовного дела.

Но вернемся к тому роковому вечеру 24 сентября 2010 года: Алексей с другом вышли из кафе, шумная компания с его знакомым из-за соседнего столика тоже вполне спокойно покинула заведение, благополучно оплатив счет с разбитым стаканом, впрочем, только для того, чтобы перебраться в соседний диско-бар Nash”. Но администратор клуба не захотела впускать их, поскольку ребята показались ей сильно навеселе. Пока один из компании договаривался с администратором о том, что они придут на следующий день, на молодых людей, находившихся на улице Тельмана, и налетела вооруженная группа из 30 человек. Выскочив сразу с двух сторон, они полукругом окружили всю площадку перед клубом. Нападавшие не пытались выяснить, кто нарушал порядок в кафе, а кто нет, по большому счету, им было  все равно, кого бить. Под выстрелы и удары попали друг Леши — армянин, проходившая мимо русская девушка, попавшая позже в больницу с пулевым ранением ноги, и, разумеется, практически все молодые люди, находившиеся в тот момент на площадке. Им пускали в лицо газ, в них стреляли из «травматики», их били дубинками и арматурой. Началась паника, крики, суета, все бежали в разные стороны, многие ничего при этом не видели из-за едкого газа. Мощный удар в голову получил Алексей Филиппов. Парню раздробило затылочную кость, он упал на землю, после чего в него, уже лежащего без сознания, еще стреляли из пистолета. Позже врачи вынули из его головы три пули от травматического оружия. Но решающим все же, по заключению медиков, стал именно удар «тупым предметом».

«Налет» длился минуты 3-4, после чего на улице остались только пострадавшие. Почти безжизненное тело Алексея на земле обнаружили те самые дагестанцы, против которых, видимо, и затевалась акция. Ребята, несмотря на собственные травмы, быстро погрузили парня в машину и отвезли в больницу, где ему была сделана срочная операция. По данным медиков, тяжелейшая травма привела к контузии и отеку головного мозга. А вот повреждений на руках, говоривших бы о том, что он хотя бы защищался, не оказалось. Его подло ударили сзади. На протяжении трех с лишним недель молодой человек лежал в коме. За это время его родные подняли на ноги все медицинские светила страны, но даже нейрохирурги из госпиталя Бурденко не смогли дать им надежды.

18 октября Алексей Филиппов умер, не приходя в сознание. Через три дня ему должно было исполниться 22 года. Парень в том же году только окончил с красным дипломом университет, уже нашел хорошую работу. У него было столько планов, его  жизнелюбия и доброты хватало на всех окружающих...

Читайте так же: Убийство 13-летней давности раскрыто на Ставрополье.

Его дедушка Иван Алексеевич Семенихин на могиле внука поклялся, что виновные будут наказаны. Сначала казалось, что это будет сделано «по горячим следам», ведь было достаточно свидетелей. И уж точно никто не ожидал, что расследование затянется на долгие семь с половиной лет. Внезапно оказалось, что никто толком не видел, чей именно удар оказался для Алексея смертельным. Все нападавшие были одеты в джинсы и олимпийки, их лица прикрывали бейсбольные кепки. И только спустя четыре года, в 2015-м, удалось наконец получить свидетельские показания от двух мужчин, пожелавших скрыть личные данные в целях безопасности, о том, кто убил парня. Это оказался Юрий Крылов, в 2010 году проживавший и работавший в Ставрополе, а позже уехавший на свою малую родину в Ростовскую область.

Впрочем, в обвинительном заключении не фигурирует слово «убийство». Юрий Крылов обвинялся по статье 111 Уголовного кодекса РФ «Нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшее по неосторожности смерть человека».

Как выяснили правоохранительные органы, видеонаблюдение обоих развлекательных заведений, принадлежащих одному и тому же хозяину, не работало с мая того же года. Позже никто из сотрудников кафе не вспомнил ни о каком-либо конфликте с посетителями, никто не признался в том, что вызывал «подмогу». Один из местных жителей, услышавший выстрелы и шум, после того как все разъехались, собрал гильзы на площадке и передал их подъехавшим правоохранителям. Позже именно гильзы стали главным доказательством в деле одного из нападавших Дениса Прысика, который был признан виновным в хулиганстве. Больше на тот момент личность никого из банды установить не удалось...

Иван Алексеевич Семенихин вынужден был сам начать настоящее расследование. Он установил всех участников событий той трагической ночи, пообщался почти с каждым из них, как с одной, так и с другой стороны, восстановил все телефонные звонки, сделанные в тот момент. Картина убийства была ему совершенно ясна, но дело очень долго не двигалось с места. Иван Алексеевич не раз побывал на приеме у всех руководителей краевых ведомств — полиции, прокуратуры, Следственного комитета; обращался лично к Бастрыкину — председателю СКР. Другой на его месте давно бы опустил руки, но только не он. Мне кажется, именно его упорство в конце концов не позволило «спустить» это дело «на тормозах», а привело к логическому завершению — приговору. Хотя, нужно отметить, и приговор дался очень тяжело. Слушания начались еще в 2016 году. Но дело бесконечно затягивалось: то свидетели не придут, то адвокаты потребуют новой экспертизы, то подадут еще какое-либо ходатайство. Оглашение приговора было назначено на август прошлого года, затем на сентябрь, на декабрь... и вот наконец состоялось.

Читайте так же: Убийство 20-летней давности раскрыто на Ставрополье.

Юрий Крылов так и не признал своей вины. В ходе судебного разбирательства он назвал еще одно имя: именно тот человек, по его словам, стрелял в уже лежащего Алексея. Но кто нанес смертельный удар, Крылов сказать не смог. Зато его самого уверенно опознали два свидетеля, выступавшие под защитой. Они только хотели зайти в клуб, шли к нему со стороны парка Победы и как раз оказались на месте перед началом драки. Оба четко в свете уличных фонарей видели мужчину, нанесшего удар Алексею. Более того, позже они еще не раз видели Крылова в другом питейном заведении, где он работал охранником. Оба свидетеля прошли проверку на полиграфе, который подтвердил их честность.

В конце февраля 2018 года судья Промышленного суда Санеев вынес свой вердикт: Юрий Крылов признан виновным в хулиганстве и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть человека. В совокупности ему назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Так же удовлетворен иск о возмещении морального вреда в виде одного миллиона рублей.

Во время оглашения приговора мама Алексея и его дед держались мужественно. И только после выхода из зала суда эмоции все же взяли свое, появились слезы. Иван Алексеевич нашел в себе силы сказать несколько слов: «Конечно, прокурор просил большее наказание, но с учетом семейного положения обвиняемого, маленького ребенка, он получил 8 лет. Я благодарен помощнику прокурора Промышленного района Вадиму Волошину и судье Станиславу Санееву за то, что они довели это дело до конца. Знаете, мне не раз за эти годы говорили: хватит, остановись, тебе же хуже будет! Но многие меня и поддерживали, как, например, средства массовой информации. Все, от печатных до телевизионных, они помогали мне не позволить остановиться расследованию. И главное, что эта бандитская группа наконец распалась после той трагедии. Знаете, я встречался со многими из ее участников — сильные, крепкие мужчины, но они все — трусы. Они могли только махать палками в темноте, надеясь, что никто не запомнит лиц, а ответить за свои поступки - струсили». 

Читайте так же: На Ставрополье задержали мужчину, совершившего убийство 14 лет назад.

приговор суда, убийство, из зала суда, суд

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление