Спросили нас о ЖКХ, о власти, транспорте, культуре...

Лариса Ракитянская

Это когда же за последние лет этак 10 - 15 городская власть имела смелость посмотреть на себя глазами народа? Что-то не припоминается! Для такого нужно иметь смелость (если не отвагу и храбрость с мужеством)! Хотя бы потому, что вся Россия стонет: у нас слепоглухая власть и немой народ...

Действующая администрация нашего города сделала попытку опровергнуть расхожее мнение. Причем темы для опроса выбрала самые острые: качество услуг, комфорт в сферах здоровья, ЖКХ, культуры, торговли, образования, охраны порядка, транспортного обслуживания, трудоустройства. А еще людей попросили оценить деятельность муниципальных органов власти — делают они что-нибудь для повышения качества жизни горожан и как с этой задачей справляются.

Просили — получите! Опрос проведен в трех районах, он охватил 1172 человека, среди которых большинство (48,4 процента) живут в Ставрополе свыше 10 лет. Результаты весьма интересны!

«Среднекомфортный город»

Есть такая наука — аксиология. Она изучает природу ценностей. Напоминаю это читателю в связи с первым вопросом анкеты: «Насколько комфортно лично вам живется в городе», ведь удобство для жизни — ценность главная. А потому и задала его администрация жителям не зря: этот показатель не только выглядит, но и является определяющим критерием эффективности власти. Давайте посмотрим, как выглядят ответы.
Оказалось, что большинство опрошенных удовлетворительно оценивают степень комфортности проживания в Ставрополе. Таковых оказалось большинство — 36,9 процента. Очень комфортно чувствуют себя лишь 16 процентов горожан. «Скорее комфортно, чем не комфортно» чувствуют себя в краевом центре 35,8 процента опрошенных.
Но не будем спешить: «среднекомфортный» город еще и до более конкретных оценок власти доберется!

Оказать услугу или сделать одолжение?

Что есть Благо? Этим вопросом задавался еще Сократ. А мы не философствуем — живем в мире услуг, где спрос и предложение идут рука об руку. И на своей шкуре понимаем, что Благо и реализованная полезность.
Так вот, по итогам опроса 59,3 процента горожан оценили качество предоставляемых услуг как среднее, почти 24 процента этим качеством более-менее удовлетворены, а около 17 считают его низким или очень низким.
Это — в целом. Зато в здравоохранении у нас больше всего людей, довольных услугами аптек, а самым низким качеством услуг отличается... «скорая помощь». Поликлиники, больницы и роддома в Ставрополе ходят в «середнячках».
Самую высокую оценку получили услуги культуры и досуга: оказывается, городские кинотеатры и дома культуры у нас на высоте (38,1 процента опрошенных дали им такую оценку).
Но и в культуре есть пробелы: выяснилось, к примеру, что никогда не пользовались услугами библиотек более 17 процентов опрошенных, 15,5 процента никогда не посещали спортивные сооружения, а более 12 — никогда не бывали в музеях.
Зато сфера ЖКХ несколько удивила. Примерно 20 процентов опрошенных оценили качество электро-, газо- и водоснабжения как очень высокое, 37 процентов дали им просто высокую оценку, а 28,6 процента — среднюю. Удовлетворительным считают горожане и теплоснабжение.
А вот состояние домов и качество работы управляющих компаний удовлетворяет только 417 человек из 1172 опрошенных.
Интересно, что состояние двора и уровень поддержания порядка в подъезде оценены подавляющим большинством опрошенных (это 76 процентов!) как очень высокое, высокое или среднее.
Торговлю у нас тоже любят и ценят! Но только — промышленными товарами. 21,3 процента опрошенных этот сегмент городской жизни назвали очень качественным, а 42 - высококачественным. Но и уровень организации торговли продуктами питания показался участникам опроса достаточно высоким: только два процента из них назвали его очень слабым...
Словом, получается интересная картина: честно и качественно нам оказывают услуги культура и ЖКХ, а вот медицина, скорее, одолжение делает...

Сферы высокие: образование и порядок

Чтобы оценивать качество образования, надо человеку и самому образованным быть. А у нас 10 с лишним процентов опрошенных, как выяснилось, не имели среднего образования. Тем не менее самую высокую оценку получило высшее образование. И все же нашлись люди, кто признал: в Ставрополе эта сфера находится еще на низком или очень низком уровне (это утверждали чуть меньше 10 процентов опрошенных).
Среднее специальное образование в Ставрополе, по мнению участников опроса, имеет достаточно прочные позиции: высокую оценку этому образовательному сегменту дали 31,4 процента людей. А вот школьное образование на «троечку» оценили 33,6 процента (35 — поставили «отлично»)...
Работу органов внутренних дел, участковых, пожарных и МЧС оценивали по очереди. Получилось, что у нас обеспечение личной безопасности и охрана общественного порядка находятся на весьма высоком уровне. Так же хорошо относятся люди к услугам МЧС. Зато очень низкую оценку получили следующие позиции опроса: работа участковых полицейских, личная защищенность от преступлений и услуги пожарной службы. Качество работы органов внутренних дел 37,4 процента опрошенных оценили как среднее.

С дорогами - лучше, с работой — хуже

Честно признаюсь: меня удивил результат опроса о состоянии дорог. Оно получило довольно высокую оценку — люди хорошо отозвались о качестве и состоянии дорог города, о работе дорожных служб, общественного транспорта, остановок, пешеходных переходов. К примеру, состояние последних 35,1 процента опрошенных оценили как высокое или очень высокое и только 24 процента — как низкое и очень низкое.
Правда, качество работы общественного транспорта 38,9 процента опрошенных сочли средним, а 32,5 процента — ниже среднего.
Почти 20 процентов участников опроса считают качество и состояние дорог, работу дорожных служб очень низким, а большинство (31,2 процента) — ставят «троечку».
И трудоустройство в нашем городе не заслужило в целом похвалы: больше 30 процентов опрошенных оценили качество работы Центра занятости населения Ставрополя как среднее, 22 считают его низким и очень низким.

«Диагноз» власти: состояние стабильное
Результаты опроса населения кто-то, конечно, может назвать весьма приближенными к действительности. Но во всякой работе бывает первый блин. Главный же диагноз, поставленный власти пусть и небольшим количеством людей, по большому счету прост: состояние стабильное.
Другое дело — не приведет ли такой вывод к стагнации или самоуспокоению руководителей города? Надеюсь, нет. Потому что когда вопросы анкеты «придвинулись» к конкретике, эта самая стабильность показала себя во всей красе.
Смотрите, народ спросили: как изменилось качество жизни в городе по сравнению с прошлым годом. Оказалось, 42,2 процента считают, что оно осталось на уровне прошлого года. А улучшение увидели почти 26 процентов опрошенных. Скептики (их 13,8 процента) сказали «ухудшилось».
Думаю, если власть видит такие цифры, она и сама себе оценку поставить может. А это, согласитесь, тоже немало для точек отсчета при движении вперед.
Дальше народ прямо спросили, как он оценивает деятельность органов власти по повышению качества жизни. И тут выяснилось, что 45,5 процента удовлетворены работой местных чиновников. «Отлично» власти поставили почти пять процентов участников опроса и «двойку» - считай, столько же.
Но администрация города в своем опросе была последовательна: людей попросили обозначить те проблемы, которые власти предстоит решить в первую очередь.
Дороги — на первом месте, на втором — медобслуживание, на третьем — проблемы детей и молодежи, работа общественного транспорта, работа ЖКХ (тут места распределились почти поровну, поэтому они и перечислены через запятую. — Л. Р.). Весьма значимыми оказались благоустройство города, содержание муниципального жилья, проблемы дошкольного образования и экология. Менее 20 процентов опрошенных волнуют социальные адресные программы.

«Кризисология» по-ставропольски: мы - оптимисты

Анализируя весь спектр результатов опроса, специалисты сделали вывод, что 78,9 процента его участников оценивают деятельность органов муниципальной исполнительной власти по повышению качества жизни как положительную. А поскольку социологи изучали качество жизни горожан в «посткризисный период», то не забыли спросить и о будущем.
На вопрос, как изменится ваша жизнь в ближайшие год-два, пессимизм продемонстрировали лишь 6,8 процента опрошенных. Большинство же (43,6 процента) ответили, что в лучшую сторону. И это при том, что участники опроса сильно отличаются друг от друга по полу, возрасту, образованию, месту работы и доходам. К примеру, зарплату от 51 тысячи рублей и выше получают только 2,5 процента респондентов, и для большинства из всех участников (46,9 процента) приобретение машины, дачи, квартиры — задача сложная и в настоящем, и в будущем.
Важно, что опрос власть провела в конце уходящего года. Думаю, тем самым она продемонстрировала искреннее желание получить не какой-то там «долгоиграющий» в политическом смысле КПД. Она показала неподдельный интерес научиться ценить даже совсем незначительные результаты.
Это существенный плюс руководству города — вместе с гражданами выяснить, «что было раньше» - власть для народа или народ для власти. Похоже, муниципалитету хочешь не хочешь, а придется в предстоящем году разделять оптимизм горожан. Точнее, всячески его поддерживать. Опять-таки — не для каких-то политических дивидендов, а чтобы по-настоящему улучшать качество жизни жителей краевого центра. В первую очередь, по тем позициям, где идет пробуксовка.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Какой прогиб перед коммунальщиками!Вам хоть заплатили? А качество дорог? Вы что на вертолете летаете? А то, что в аптеках торгуют препаратами сомнительного состава? Заказная ода.
1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов