Ставрополь ищет партнеров

В Ставрополе инфраструктуру будут развивать с использованием принципов государственно-частного партнерства. Об этом сообщил первый заместитель главы администрации краевого центра Александр Курбатов.
- Александр Вячеславович, почему возникла такая необходимость?
- В городе остро обозначилась потребность в дальнейшем развитии социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры: расширении сети медицинских учреждений, детских садов, ремонте и реконструкции значимых для города объектов, дорог, инженерных коммуникаций. Между тем бюджет 2010 года обещает быть не менее напряженным, чем в этом году. То есть финансовые возможности муниципалитета, как и сейчас, будут серьезно ограничены. В такой ситуации, на наш взгляд, приемлемым решением может стать использование механизма ГЧП, что предполагает привлечение инвесторов к решению общественно важных задач.
- Не получится ли в итоге, что город, отдав инвесторам какие-то сектора экономики и социального обслуживания, лишится этих объектов?
- Ни в коем случае. Привлечение капитала бизнес-структур в муниципальные проекты вовсе не означает приватизацию. Это альтернативный путь, единственно допустимый для объектов стратегической важности, которые в принципе нельзя приватизировать. Но в рамках ГЧП они могут использоваться совместно с коммерческими структурами с целью необходимого развития, в настоящее время затрудненного ввиду дефицита бюджетных средств. Ведь деньги на строительство детских садов, к примеру, в городской казне могут появиться через несколько лет, а жителям города места для дошколят нужны сегодня. Много нерешенных проблем сегодня и в городском хозяйстве. Ставрополь интенсивно растет, необходимо строительство новых микрорайонов, значит, требуются немалые средства на развитие инженерных сетей, дорог. Государственно-частное партнерство - это, по сути, механизм, позволяющий наиболее оптимальным образом удовлетворить социальные потребности горожан, сделать услуги доступными прямо сейчас.
- Какие при этом возможны пути взаимодействия местных органов власти и частного сектора?
- Форм работы достаточно много, и некоторые из них в городе уже применяются. В частности, разновидностями государственно-частного партнерства можно считать муниципальные контракты, которые мы предоставляем различным компаниям на выполнение работ и оказание общественных услуг. Сюда же можно отнести и арендные отношения: город передает в пользование свое имущество и получает арендную плату. В настоящее время достаточно привлекательной видится работа в рамках концессионных соглашений. Ее можно считать наиболее подходящей для реализации крупных капиталоемких инфраструктурных проектов. Концессия предполагает предоставление инвестору ряда льгот и преференций. В выигрыше остаются обе стороны. И муниципалитет, который таким образом обеспечивает жителей города качественными услугами социального характера, сохраняя за собой право собственности на объект и его целевое назначение. И бизнес, получающий дивиденды с использованием муниципальной собственности. При этом, с одной стороны, снижается нагрузка на местную казну, с другой - бюджет получает дополнительные вливания. Работа с концессиями у нас пока не практиковалась, но мы намерены акцентировать внимание на этом направлении.
- Вопрос в том, готовы ли инвесторы к этим возможностям. Представители бизнеса зачастую скептически отзываются о потенциальном сотрудничестве с властными структурами, объясняя свою позицию несовершенством норма-тивно-правовой базы.
- На мой взгляд, необходимая законодательная основа для плодотворного взаимодействия имеется. С 1995 года в России действует Закон «О соглашениях о разделе продукции», с 2005-го - Закон «О концессионных соглашениях». Региональная нормативно-правовая база также предусматривает возможности для развития ГЧП. Недавно принятый краевой Закон «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае» предельно ясно обозначил правила игры на этом поле. Закон установил основы правового регулирования, цели, задачи и общие принципы взаимоотношений, а также возможные формы участия в ГЧП. Очень важно, что в соответствии с этим документом между органами власти и компаниями должны заключаться договоры с четким указанием прав и обязанностей сторон. Это поможет защитить и представителей бизнеса, и город. Сегодня, опираясь на созданную законодательную базу, мы приступили к разработке проектов в рамках ГЧП. В этот процесс включены все структурные подразделения администрации, в том числе и социального блока, с тем чтобы в 2010 году предложить инвесторам уже готовые к реализации идеи. К примеру, в здравоохранении точками совместного интереса могут стать диагностические и реабилитационные услуги. Привлекательным для наших потенциальных партнеров, думаю, окажется очень важный для города проект строительства бассейна: земельный участок уже выделен, пакет первичных документов практически сформирован. Имеются вполне конкретные планы и в других направлениях.
- Наверняка при реализации новых, еще неосвоенных в городе форм государственно-частного партнерства обеим сторонам предстоит набить немало шишек?
- Рассчитываем избежать серьезных ошибок на этом пути. Для этого сейчас активно изучаем практику использования различных механизмов ГЧП в других городах России. Недавно я принимал участие в международном форуме «Государственно-частное партнерство: развитие местной инфраструктуры». Конференция собрала в Актау (Казахстан) представителей субъектов РФ и делегатов ряда зарубежных стран. Опыт в части реализации различных форм ГЧП накоплен уже немалый. И мы намерены проецировать его на наши реалии. Кроме того, в ближайшее время будет подписан договор о сотрудничестве между администрацией Ставрополя и префектурой Юго-Восточного административного округа Москвы, где имеются серьезные наработки в этом деле. Для эффективного применения механизмов ГЧП будем использовать все каналы.
Марина Тимченко.



Последние новости

Все новости

Объявление