Ставрополь не будет «городом–слугой»!

В администрации краевого центра состоялись публичные слушания по проекту Стратегии социально-экономического развития Ставрополя до 2020 года. Все выступавшие эксперты были единодушны в одном мнении: хорошо, что город нашел в себе силы и смелость отказаться от концепции, предложенной столичными «светилами».

Дома ращенное

Ещё в конце 2008 года для подготовки документа был заключён контракт с известным в России разработчиком подобных проектов ЗАО «Международный центр развития регионов». Однако полученный продукт, в котором Ставрополь позиционировался главным образом как сервисная база для бизнеса края и Северного Кавказа и который при этом не содержал ни одного ответа на вопрос: «а как планов громадье осуществить?», вызвал шквал критики со стороны политиков, ученых, специалистов.
Поэтому по поручению главы города Николая Пальцева в конце 2009 года была создана рабочая группа под руководством вице-мэра Игоря Бестужего. Задачей этой группы явилось не только определение конкретных целей, но и, что более важно, конкретных мероприятий для достижения поставленных целей - с учетом существующих особенностей, сложившегося уклада и местных традиций.
- Игорь Меламед (генеральный директор ЗАО «Международный центр развития регионов». - Авт.) увидел Ставрополь как город услуг: «подай-принеси». Это раздражало. Спасибо, что не оставили от этого ни следа! Получился равновекторный документ, написанный ровным, доходчивым слогом, с понятной структурой, - дал итоговую оценку обсуждаемому документу заместитель министра экономического развития Ставропольского края Евгений Бондаренко.
- Стратегия Ставрополя – это один из немногих документов, написанный не по шаблонным методикам, которые втюхивают заезжие консалтинговые фирмы, - подтвердил и референт губернатора Ставропольского края Юрий Плотников. - По ним работали, в частности, города КМВ, а сейчас полностью переделывают свои документы. Ставрополь, несмотря на нелицеприятные отзывы и критику, продолжал идти своей дорогой, показывая, что он не лаптем щи хлебает. И, надо признать, с поставленной задачей справился!

Кто мы и куда идем?

По словам руководителя городского комитета экономического развития и торговли Вадима Гребенникова, презентовавшего Стратегию, сложившаяся на сегодня специализация Ставрополя позволяет говорить о нем, как об административном, сервисном и торговом центре.
- На долю экономики города приходится около 15% объёмов отгруженной продукции собственного производства по обрабатывающим предприятиям края, более 18% - по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, почти 49% оборота розничной торговли, около 28% объёмов инвестиций в основной капитал.
В структуре обрабатывающих производств наибольшая доля приходится на производство продуктов питания – 32%. На втором месте (17%) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, 15% приходится на производство транспортных средств (автомобильные прицепы и полуприцепы), 12% - на фармацевтические и химические производства.
Через десять лет, по планам разработчиков Стратегии, Ставрополь не только укрепит за собой звание сервисного и образовательного центра уже в масштабах Северного Кавказа, но и станет городом  с высокой долей инновационной экономики.
С этой целью, по словам докладчика, особый акцент будет сделан на раскрытии потенциала ряда наиболее перспективных отраслей экономики, таких как  фармакологическая и электронная промышленность, пищевая и перерабатывающая индустрия, связь и логистика. Дополнительные стимулы к развитию получат успешные уже сегодня торговля и сфера услуг.
В приоритетных для города Ставрополя секторах экономики будут сформированы промышленно-инновационные кластеры, которые призваны стать мощными центрами притяжения прямых инвестиций. Для динамичного притока внешнего капитала также предлагается целый комплекс мер, включая формирование благоприятного делового режима, снижение административных барьеров, поддержку и сопровождение инвестиционных проектов, создание индустриально-технологического парка. Принципиально новой для города станет внедряемая система прямого инвестиционного маркетинга.
- Результатом, - заключил Гребенников, - станет глубокая модернизация городской экономики, существенное увеличение удельного веса высокотехнологичного и инновационно-ориентированного бизнеса в ее структуре. Получат развитие малые формы предпринимательства. Будут созданы полноценные долгосрочные институты экономического развития, пользующиеся поддержкой структур федерального масштаба, таких как РОСНАНО, Российская венчурная компания.

Без завиральных идей. Но с напряженными целями

По оценке независимого эксперта кандидата экономических наук, доцента кафедры менеджмента Северо-Кавказского государственного технического университета  директора ООО «Бизнес-Константа» Натальи Яковенко, Стратегию Ставрополя отличает «великолепный» анализ социально-экономической ситуации в городе. И честность в разговоре о собственных недостатках. А это, в свою очередь,  позволило четко определить, куда же городу двигаться дальше.
- Есть такой тест: что вы выберите в безводной пустыне - компас или сигнальные ракеты? Вы выбрали компас, демонстрируя, что рассчитываете только на свои силы и не ждете федеральной помощи.
В то же время, отметила Яковенко, в ряде случаев поставлены слишком напряженные цели.
- Например, я не верю, что после введенного с 1 января 2011 года нового социального обременения для работодателей заработная плата к 2020 году вырастет до 33,9 тыс. рублей. Также сомнения вызывают увеличение в четыре раза  объема отгруженных товаров и увеличение числа инновационных предприятий с шести до 70.
Спорную оценку у экспертов получил и тот факт, что город не взял на вооружение какую-то одну прорывную технологию, а в равной мере сделал акцент на уже существующие отрасли.
- Представленная «мозаика отраслевых разработок» не позволяет увидеть в целом экономику краевого центра. Понять, какие же отрасли в ней доминируют, за счет чего, собственно, будет наполняться бюджет, - отметил заместитель председателя комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Думы СК Геннадий Афонин.
Раньше экономика Ставрополя была второй после Невинномысска. Сегодня его обогнал еще и Буденновск, а на пятки наступает Изобильный. Показатели объема отгруженных товаров и привлеченных инвестиций у города ниже краевых.
- В то же время Стратегия не предусматривает открытия новых производств, - продолжает Афонин. - Есть действующие предприятия, но их мощности не загружены и не модернизируются. Поэтому им необходимы преференции не только со стороны края, но и города. Ставрополь должен стать городом не четвертой экономики, а хотя бы второй.
Впрочем, по словам директора учебно-научно-внедренческого некоммерческого партнерства «Управленческий консалтинг» Бориса Жогина, отсутствие одной ярко выраженной доминанты в экономике города – скорее, плюс, а не минус:
- Предугадать, что выберет инвестор, – трудно. Поэтому хорошо, что Ставрополь накрыл стол из 300 блюд - как в хорошем китайском ресторане. В Стратегии нет завиральных идей, она системна и добротно скроена.
По мнению Жогина, преувеличения в представленном документе содержатся в разделе о… гражданском обществе. Не столь однозначен и тот факт, что Ставрополь – город молодежи:
- Лично я не испытываю восторга от этого. Скорее, тревогу. И вопросы: куда направить эту энергию? – во-первых.  А во-вторых, как удержать талантливых?
Подводя итоги состоявшегося разговора, глава города Николай Пальцев поблагодарил его участников за неравнодушие и квалифицированные оценки стратегических планов и задач. Но, в свою очередь, не удержался от дискуссионного вопроса:
- А нужно ли Ставрополю быть вторым Невинномысском? А может, быть лучше вторым Вашингтоном - местом сосредоточения интеллектуального потенциала? В любом случае, я рад, что «Меламед» не состоялся, что рабочая группа под руководством Игоря Бестужего оказалась на порядок выше прославленных москвичей.
Виктория Байгулова



Последние новости

Все новости

Объявление