Ставрополь — торговый город

Лариса Денежная

28 июля отмечают свой профессиональный праздник работники торговли

Многие встретят его за прилавком. Ведь торговля — самая многочисленная по занятости в ней горожан сфера. В отрасли трудится более 58 тысяч человек, это двадцать два процента от всего работающего населения  краевого центра.  И от ее самочувствия  в значительной степени зависит и благосостояние города в целом, и каждой отдельной семьи. Чем живет сфера, каких успехов добилась, какие планы строит на будущее? Об этом и другом мы беседуем с руководителем комитета муниципального заказа и торговли городской администрации Игорем Кащаевым.

Красивый интерьер, «вкусный ассортимент».
Красивый интерьер, «вкусный ассортимент».

- Игорь Валентинович,  чем был знаменателен прошедший год для торговли?

- В  2017 году и первой половине 2018-го предприятия торговли набирали экономические обороты. Статистика свидетельствует о том, что сфера преодолела спад, который произошел три года назад  из-за торговыхограничений и взаимных санкций России - Запада. В городе формируется 52,2 процента оборота розничной торговли края. В сравнении с 2016 годом прирост составил около двух процентов. Это значит, что в отрасли идет развитие. Открываются новые торговые центры, предприятия общепита. Если в 2016 году сфера адаптировалась  к новым для нее условиям (а с санкциями торговля столкнулась впервые в постсоветский период), то сегодня  мы можем говорить об устойчивом развитии.  Эта тенденция закрепилась. Причем торговля развивается во всех форматах.

Знаковым событием 2018 года стало участие ставропольских предприятий во Всероссийском конкурсе «Торговля России», организованном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Дебют нашего города в этом конкурсе был удачным.   Из семи номинаций сразу в двух мы победили!   Фирменный магазин «Премиум МКС+ бренды Ставрополья»  АО «Молочный комбинат «Ставропольский» признан лучшим несетевым магазином, а городской рынок «Тухачевский» ООО «Эрмис» - лучшим розничным рынком страны.

- Одна из основных тенденций российской  розничной торговли — развитие сетевых форматов. Как обстоят с этим дела в Ставрополе?

- Город идет в русле тенденций в стране.  К нам заходят федеральные сети, есть представители и международного ритейла.  В прошлом годупосле реконструкции торгового центра «Космос» прирос площадьюмагазин федеральной сети «Лента». И теперь он вышел на полный свой формат. Открылся полноценный магазин этого ритейла на въезде в Ставрополь, в собственном здании. Развиваются и региональные торговые сети. В торговом центре «Северный» открылся очередной магазин «Закрома», на проспекте «Юности» - «Копейка». Местный ритейл осваивает  окраины города, новые микрорайоны. «Копейкин дом», например, открылся на Чапаевке. В новых  жилых микрорайонах — «Перспективном», «Европейском», «Солнечный круг»  - появляются современные торговые  центры с комплексом развлекательных услуг и магазины шаговой доступности. Развивается фирменная сеть местных производителей, она представлена более 200 объектами: ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский», ООО «Европа», ООО ТД «Югроспром», ОАО «Сыродел», ИП Глущенко Л.Л. «Хлеб Хмельницкого», ООО ПО «Агротехпром» - БАЦ» и другие. Только в центре Ставрополя работает 10 магазинов «Хлеб Хмельницкого».

- Если заглянуть  в ближайшую перспективу, какие  формы торговли в Ставрополе получат  наибольшее развитие?

- В рамках стратегии развития российской торговли до 2020 года  Минпромторг поставил задачу: торговля должна быть многоформатной.  Ведомство разработало новые торговые нормативы минимальной обеспеченности торговыми площадями населения. И если раньше был единый норматив, который учитывал общую торговую площадь, то сейчас их несколько, по разным форматам. Они стали обязательными с 2016 года. И администрация города за этим строго следит.

Новое кафе «С пылу с жару»: фасад в стиле русской избы.
Новое кафе «С пылу с жару»: фасад в стиле русской избы.

У нас есть конкуренция среди форматов — и региональных, и федеральных. Например, рядом с «Пятерочкой» и «Магнитом» открываются «Закрома».  Каждый борется за своего покупателя. Появляются торговые предприятия  местного значения. Это небольшие магазины и павильоны с продовольственной группой товаров. И для таких предприятий впервые установили  отдельный  норматив. Делается это в первую очередь для того, чтобы  крупные сети не вытеснили с рынка небольшие магазины. Для комфорта покупателя, чтобы торговые предприятия были в шаговой доступности от дома,  где всегда можно купить продукты первой необходимости. Обеспеченность населения Ставрополя  торговыми предприятиями местного значения — выше утвержденного для краевого центра норматива. Краевой комитет торговли установил  этот показатель  в 990 объектов,  у нас таких магазинов  1080. 

В Ставрополе развиваются и внемагазинные формы торговли. В городе работает семь розничных рынков на 2,3 тысячи торговых мест, в том числе пять — сельскохозяйственных. Администрация города  ведет целенаправленную работу по преобразованию рынков в современные торговые комплексы. В 2017 - 2018 годах в развитие рынков было вложено около 200 миллионов рублей. Сейчас идет масштабная реконструкция, а по сути - реновация Нижнего рынка, старейшего в городе. Он станет украшением исторической части города. 

- В рамках крупнейшего отраслевого форума - Недели российского ритейла, которая прошла в июне этого года, были озвучены инициативы  Минпромторга РФ в отношении розничной торговли.  В частности, о работе над изменениями в направлении стрит-ритейла (торговля на первых этажах).  Ведомство в рамках конкурса «Торговля России» ввело даже номинацию «Лучшая торговая улица».  Если бы такой конкурс проводился у нас, кому бы вы присвоили победу?

- В Ставрополе есть целые торговые улицы - Тухачевского,  Доваторцев, 50 лет ВЛКСМ, проспект Карла Маркса. Правда, в первых трех дислокация торговых предприятий еще окончательно не сформировалась, что зависит от востребованности и покупательского спроса. Предприятия могут менять специализацию, закрываться, переезжать в другое место.  Сегодня  здесь магазин, завтра — парикмахерская. К тому же есть фактор  транспортной и пешеходной доступности, плотности размещения магазинов и точек общепита, безопасности и комфорта передвижения. Что касается проспекта Карла Маркса, то здесь уже исторически сложилась торговая инфраструктура. Большая часть торговых предприятий размещается на первых этажах домов — это как раз объекты  стрит-ритейла, о которых вы говорите. Здесь представлены все форматы: и магазины с «историей», как «Пассаж»,  и современные - торговый центр «Европейский»,  кафе «Макдональдс». Если бы конкурс сегодня проводился у нас, то явным фаворитом был бы проспект Карла Маркса. На следующий год мы обязательно поучаствуем  в конкурсе на номинацию  «Лучшая торговая улица».

- Сейчас во всем мире проявляется  интерес к органической, фермерской продукции. Как с этим обстоят дела у нас?

- Ставропольский край — аграрный регион. И ставропольский покупатель ориентирован на местных производителей. Мы хотим покупать свежие продукты —  молочные и мясные, фрукты и овощи.  Вся эта продукция в широком ассортименте представлена на городских рынках, где действует строгая система контроля за ее качеством и безопасностью. В Ставрополе  уже несколько лет работает программа «Овощи — к подъезду». На 68 площадках продается продукция сельхозпроизводителей. Работают ярмарки выходного дня.

Магазин «Фермер» на окраине.
Магазин «Фермер» на окраине.

В Ставрополе  - целая сеть фермерских стационарных магазинов. Например «Индейка», куда поставляется продукция  индюшиной фермы из Георгиевского района, «Агроплюс» - из Изобильненского. Буквально недавно на Чапаевке открылся магазин «Фермер» с хорошим ассортиментом. Здесь хороший выбор круп, различных видов муки, мягких и твердых сыров, продукция для здорового питания. Фермерская продукция представлена и в крупноформатных магазинах. Например, в Универсаме-1.  В последние годы в Ставрополе появилась целая сеть специализированных мясных магазинов. Например, на улице Пригородной в Октябрьском районе открылся такой от ООО «Юг-Колос Плюс».

- В  последнее время развивается новая форма торговли - реализация товаров через торговые автоматы. Насколько они востребованы в Ставрополе?

Сыры — свежайшие, от фермеров края, выбирайте!
Сыры — свежайшие, от фермеров края, выбирайте!

- Вендинговые автоматы в основном располагаются в общественных и оживленных местах — на вокзалах, автозаправках, уличных кафе, в парках, крупных торговых центрах. В них продаются напитки, снеки. Их преимущество — круглосуточный режим работы. Но есть и минусы, связанные с уходом за ними и соблюдением санитарных требований, ревизией товарных остатков и другими моментами.  По этой причине, например, не «прижился» автомат по продаже натурального молока, которое поставлял один из колхозов Ставропольского края. Одно дело — снеки в упаковке, и совсем другое — разливной молочный продукт, где требуется поддержание чистоты в постоянном режиме.

- Какие тенденции прослеживаются в сфере общепита?

- Это один из быстроразвивающихся секторов сферы услуг. В прошлом году появилось тринадцать новых объектов. В основном - в новых микрорайонах. Причем весь сегмент - и столовые, и кофейни, булочные, отделы кулинарии,  кафе быстрого питания, гамбургерные.   Вновь открываемые предприятия отличаются повышенными условиями комфортности, разнообразием предлагаемых блюд, изделий и услуг. В Ставрополе развивается сеть столовых («Закрома-Юг», столовая № 1), кофеен-булочных (Хмельницкие булочные», «Бульвар № 8), кафе «С пылу с жару».   У них — демократичные цены, стильный интерьер. Здесь практикуется продажа продукции навынос с использованием современных упаковочных материалов. У посетителя есть возможность поесть «на ходу», без специальных приборов.

- Игорь Валентинович, поздравляем вас и вашу команду с профессиональным праздником. У вас есть  возможность со страниц газеты поздравить работников сферы города.

- С удовольствием воспользуюсь. Хочу пожелать всем работникам торговли побольше положительных эмоций. Чтобы все получали удовольствие от своей работы,  от общения с покупателями.  А улыбка продавца — самый короткий путь к  сердцу покупателя.

Фото автора.

торговля, магазины, День работника торговли

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Экономика»

Последние новости

Все новости