Ставрополь жив, пока есть леса

Ольга Метёлкина

«Сами того не зная, мы можем убить какое­нибудь важное животное, пичугу, жука, раздавить цветок и уничтожить важное звено в развитии вида».

Р. Брэдбери.
«И грянул гром».

Кандидат геолого­минералогических наук, доцент Ставропольского государственного университета председатель общественной экологической экспертизы Борис Леонидович Годзевич в связи со сложившейся экологической ситуацией в Ставрополе напомнил лозунг военного времени: «Отечество в опасности!». Не с целью напугать или утрировать, а в качестве научного предупреждения. Действительно, город в степи, каковым является Ставрополь, сохраняет свою жизнеспособность за счет лесов. Леса в нашем регионе – это великое благо и уникальное явление. Если, к примеру, в Московской или Ленинградской областях вырубят несколько гектаров лесного массива, это не принесет глобального ущерба. А вот в Ставрополе вырубка даже нескольких десятков деревьев может привести к необратимым последствиям, от которых пострадают не какие­то абстрактные потомки, а в первую очередь ныне живущие горожане.

Б. Годзевич напомнил о том, что ставропольские леса уникальны по своему видовому составу. Кроме того, степные оазисы дают защиту животным и растениям, многие из которых занесены в Красную книгу. Но если эта информация, известная, наверное, каждому школьнику, недостаточно убедительно доказывает право наших лесов на существование, то сугубо прагматичный подход должен привлечь внимание большинства жителей Ставрополя. По словам Бориса Леонидовича, только леса и спасают наш город от оползней и почвенной эрозии.

Предыдущие поколения ставропольцев были гораздо дальновиднее и рачительнее нас. Покойный ныне Иван Иванович Бурым, возглавлявший «Горзеленстрой» в 50 — 60­е годы, рассказывал мне, как после Великой Отечественной войны, восстанавливая разрушенное хозяйство, местные жители и городские власти заботились об озеленении. Иван Иванович оставил после себя прекрасное наследство – уникальный сквер возле Академического театра, многокилометровые зеленые цепочки каштанов и боярышника вдоль городских улиц, дубовый лесок возле краевого колледжа искусств на улице Серова. Всего не перечислишь. Восемь лет назад, когда Иван Иванович Бурым показывал мне «свой зеленый город», он, к счастью, не мог даже предположить, что на его дубы у кого­то поднимется рука с топором. А ведь поднялась…

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

(Конституция РФ.
Статья 58).

С 2005 года в России действуют новые правила выведения земель из лесного фонда, которые, по сути, развязывают руки местным властям в освоении новых территорий под застройку. Под угрозой оказался даже уникальный Ботанический сад.

Понятно, что численность жителей Ставрополя растет не по дням, а по часам. Всем требуется жилье. И всё же потребность в скверах, парках и просто зеленых дворах не уменьшается, а как раз наоборот. Значит, выход не в том, чтобы отвоевывать место под солнцем у живой природы. Участники общественных слушаний, организованных Экологическим конгрессом Ставрополья, предложили решать сложные вопросы с помощью коллективного обсуждения, в котором примут участие и власть, и ученые, и общественность. А пока что, как сказал академик РАЕН, доктор геолого­минералогических наук, профессор СевКавГТУ Борис Федорович Галай, потенциал инженерно­строительной науки ни в городе, ни в крае не используется. Ученые готовы вести мониторинг потенциально и реально опасных территорий и объектов, предлагать возможные решения проблем.

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

(Конституция РФ.
Статья 42).

Результаты проведенной общественной экспертизы неутешительны – большинство природных территорий на землях Ставрополя, официально объявленных особо охраняемыми, имеют «опасную» и «чрезвычайно опасную» комплексную экологическую оценку (КЭО). В этом списке Кравцово озеро, Новомарьевская поляна, Татарский лес, Бибердова дача и даже Бабина роща, именуемая сегодня парком «Центральный».

«Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (земельных участков и объектов капитального строительства) подлежит обсуждению на публичных слушаниях, — говорится в статье 39 Градостроительного кодекса РФ. — Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи». В Уставе Ставрополя пункта о публичных слушаниях вообще нет. Учитывая это, Экологический конгресс Ставрополья вынес решение: обратиться с предложением в городскую администрацию разработать порядок организации и проведения публичных слушаний..

helga_met@vechorka. ru



Последние новости

Все новости

Объявление