Ставропольская филармония закрыла 116-й сезон двумя грандиозными программами

.

Первый вечер закрытия стал своеобразным отчётом солистов и камерного хора филармонии. Афиша «Концерт на бис!» обещала меломанам исполнение популярных и любимых произведений. Так и случилось.

Романс П. Чайковского на стихи А. Апухтина «День ли царит?!» в взволнованно-романтическом исполнении лирического баритона Ильяса Батчаева с первых звуков погрузил зал в мир музыкальных шедевров, следовавших один за другим. Слушателей в очередной раз покорил искренностью и музыкальностью лауреат международных конкурсов Юрий Беляев, исполнивший популярные арии из опер Г. Доницетти «Любовный напиток» и А. Аренского «Рафаэль». Покорённая бархатным баритоном Сергея Захарченко, публика завороженно слушала знаменитую «Эпиталаму» из оперы
А. Рубинштейна «Нерон» и «Серенаду Дон Жуана» П. Чайковского на стихи А. Пушкина.

С удовольствием зал принял «Хабанеру» и «Цыганскую песню» из оперы Ж. Бизе «Кармен» в исполнении лауреата международного конкурса Елены Тонких. В царство удивительных по красоте мелодий короля вальса И. Штрауса увлекла лауреат международного конкурса Марина Сивцова. Её лёгкое сопрано поведало историю Адели из оперетты «Летучая мышь» и окутало дивным ароматом песни «Венские фиалки».
В программу 1-го отделения концерта были включены и вокальные ансамбли. Дуэт Дона Карлоса и Родриго из оперы Д. Верди исполнили Ю. Беляев и И. Батчаев. А дуэт Церлины и Дона Жуана из оперы В. Моцарта «Дон Жуан» волею исполнителей превратился в трио. Перед М. Сивцовой (Церлина) появились сразу два Дона Жуана (С. Захарченко и И. Батчаев)... Эта милая шутка и театрально разыгранная сцена растерянности Церлины в выборе избранника от души повеселили публику. Празднично прозвучала «Застольная» из оперы Д. Верди «Травиата».

Особый респект лауреату международных конкурсов пианисту Ольге Козыревой, выступившей в концерте в двух ипостасях – концертмейстера и солиста. На ней держалось всё первое отделение. Чуткий и деликатный аккомпаниатор, умеющий почувствовать каждого из пяти солистов, высветить их лучшие вокальные и музыкальные данные, быть прекрасным ансамблистом и надёжным соавтором на сцене. В сольном исполнении Ольги прозвучали «Вальс» Ф. Шопена и «Прелюдия» С. Рахманинова. Поэтичный «Вальс» унёс слушателей в мир прекрасных грёз, а суровая философия «Прелюдии» вернула на бренную землю и заставила тревожно биться сердца. Слушала Ольгу Козыреву и удивлялась эмоциональной амплитуде, выраженной в умении заставить рояль звучать от нежного piano (тихо) до страстного forte (громко) и выразительном построении каждой музыкальной фразы. Браво!

Вела программу концерта музыковед Ольга Руднева. Её лаконичное и одновременно ёмкое по смыслу с тонким чувством юмора представление артистов и номеров украсило «Концерт на бис!».

Во втором отделении царило хоровое пение a capella – без инструментального сопровождения, что, безусловно, является искусством «высшего пилотажа». В конце февраля камерный хор филармонии большой разнообразной программой отметил своё 15-летие. И вот на суд слушателей представлен огромный труд – 17 произведений! Этому коллективу подвластны все жанры: лучшие образцы народных песен в сложных обработках современных композиторов, эстрадные и джазовые композиции, требующие исполнения на языке оригинала. Главный хормейстер Елена Бутова с фанатичной одержимостью ищет новые произведения для пополнения репертуара. И следует отметить, что ей это удаётся. Рамки рецензии не позволяют перечислить все номера концерта, с блеском спетые душой и сердцем каждого хориста. Искренностью и нежностью были наполнены русские народные песни «Да по речушке утёнушка плавала», «Белая черёмуха» с соловьиными трелями, лихой «Русский пляс» с хлопками и «Весёлая кадриль» в обработке руководителя инструментальной группы вокально-хореографического ансамбля «Слобода» заслуженного артиста России Владимира Карпенко. Отличным строем и тембральным слиянием голосов порадовал мужской квартет (Даниил Осипов, Владимир Хан, Евгений Боридько и Святослав Морев) в русской народной песне «Вьюн над водой». Зажигательная джазовая композиция «Беги, беги, беги...» с имитацией цокота копыт в исполнении эстрадного ансамбля камерного хора украсила программу. А шуточная мексиканская песня «Кукарача» (в переводе – «таракан») развеселила зал.

Каждое исполняемое произведение было маленьким спектаклем. Елена Бутова – хормейстер высокого класса – сумела объединить в мощный конгломерат 20 вокалистов и создать союз единомышленников, преданных искусству хорового пения. Надёжными помощниками руководителя являются солисты хора – Галина Терлецкая, Галина Петрова, Софья Харченко, Евгений Боридько и концертмейстер Любовь Снадная, роль которой в повседневной работе коллектива трудно переоценить.

С нетерпением интеллигенция города ждала и второй вечер закрытия сезона. Следует отметить, что обе программы выступлений, утвержденные директором филармонии Ларисой Коневой, были тщательно составлены на художественном совете с учётом пожеланий руководителей коллективов и зрительских пристрастий.

В финале сезона публика шла на концерт «Любовь и страсть блистательной эпохи», предвкушая встречу с симфоническим оркестром под управлением главного дирижёра Юрия Михайленко, лауреатами международных конкурсов – солисткой Астраханского государственного театра оперы и балета Ириной Белой, солистом Пермского государственного театра оперы и балета Сергеем Годиным и пианистом Андреем Коробейниковым, покорившим слушателей своим искусством на «Музыкальной осени Ставрополья».

Можно предположить, что для многих оркестрантов и гостей в зале страницы опер «Милосердие Тита», «Идоменей, царь Крита», «Похищение из сераля» и «Дон Жуан» гениального венского классика В. Моцарта ранее были не знакомы. Музыковед Татьяна Диева в развёрнутой аннотации к каждой арии, исполняемой солистами на языке оригинала, знакомила с либретто оперы и переводом текста. А слушатели наслаждались красивой музыкой и восхищались искусством исполнителей.

Сергей Годин – лирический тенор, которому подвластны «королевские» высокие ноты, широкое дыхание, мягкий тембр голоса, виртуозные пассажи, исполнил три арии Тита и был галантным партнёром в дуэте с Ириной Белой – любимицей публики. Многие из присутствовавших в зале хорошо помнят первые шаги этой миниатюрной очаровательной певицы на сцене Ставропольской филармонии, её победы на конкурсах, приглашение на работу в Астраханский оперный театр. С благодарностью вспоминает Ирина годы учёбы в Ставропольском музыкальном училище, где ей посчастливилось учиться в классе замечательного педагога Нины Владимировны Колесниковой, и с радостью ежегодно принимает приглашение руководства филармонии участвовать в концертах. В исполненных ариях певица продемонстрировала прекрасное владение голосом. Её серебристое колоратурное сопрано легко парило в сложных виртуозных пассажах и фиоритурах, которыми изобилует музыка Моцарта, гармонично соединяло патетику, задушевность и мелодизированный речитатив. Симфонический оркестр под управлением Юрия Михайленко очень мягко и достойно сопровождал пение солистов.

Апофеозом вечера стало выступление Андрея Коробейникова. О сложной судьбе этого выдающегося пианиста – лауреата более 20 самых престижных конкурсов, концертирующего по всему миру с лучшими дирижёрами и симфоническими оркестрами, которого музыковеды называют «музыкантом мира», читатели ранее имели возможность познакомиться на страницах «Вечёрки». Конечно, мы очень ждали встречи с ним. В этот приезд прозвучал Концерт №3 Л. Бетховена. Для исполнения произведения такого масштаба пианист должен обладать филигранной виртуозной техникой и уметь «петь» на рояле, чтобы передать бурю страстей, патетику, лиризм и созерцательность. Всё это мы услышали в игре маэстро, где не было стандартной интерпретации. Сохраняя все пожелания композитора, он предложил своё понимание замысла и был очень убедителен в этом. Публика с восторгом, стоя, благодарила артиста и долго не отпускала со сцены.

Достойным «соперником» пианиста был симфонический оркестр. Ведь особенность инструментального концерта – это соревнование солиста и оркестра. Приятно было слышать мнение Андрея Коробейникова и Ирины Белой о возрастающем профессионализме коллектива, о приятном и удобном музицировании, о взаимопонимании и благородстве дирижёра Юрия Михайленко и оркестра в интерпретировании произведений. В очень хорошей форме находится струнная группа, которую отличает ансамблевая слаженность, ритмическая организация, штриховая культура и тонкая нюансировка. Лучше стал строй в группе духовых инструментов. За этим стоит огромный труд дирижёра и оркестра. Бурные аплодисменты, возгласы «браво!» и цветы стали выражением огромной благодарности каждому участнику незабываемого вечера. Покидая филармонию, меломаны изучали афиши концертов «Музыкальной осени Ставрополья», которые откроют 117-й сезон, и говорили, что билеты надо приобретать уже сейчас. Артистов после интересного и трудного сезона ждёт заслуженный отпуск. Пожелаем им хорошего летнего отдыха.

Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры России.
Фото автора.



Ставрополь, концерт, филармония

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Последние новости

Все новости