Ставропольские милиционеры в годы войны

Наталья Ардалина

75 лет назад наша страна завоевала самую важную Победу за всю историю: Победу в войне с фашизмом, который грозил истребить половину человечества. Тогда оружие в руки для защиты Родины взяли практически все мужчины в стране и немалая доля женщин. Среди бойцов оказались и те, кто уже являлся стражем порядка. Этот рассказ – о милиционерах Ставрополья, сражавшихся на полях Великой Отечественной и в составе партизанских отрядов.

Сотрудники Минераловодского районного отдела милиции, декабрь 1941 г.
Сотрудники Минераловодского районного отдела милиции, декабрь 1941 г.

В первые же дни войны на фронт было мобилизовано 35% личного состава органов внутренних дел. Рвались на передовую почти все, но на тот момент руководство ведомства посчитало, что охрана порядка на местах не менее важна, особенно в условиях вероятного появления немецких шпионов и диверсантов. В начале войны было сформировано 15 дивизий НКВД, которые отправились на передовую. Однако и позже личный состав регулярно редел: так, 25 сентября 1941 года еще 150 милиционеров из Орджоникидзевского края (так назывался Ставропольский край) были отправлены на Запорожье для проведения специальной операции.

 Отправка эшелона на фронт, станция Ворошиловск, август 1941 г.
Отправка эшелона на фронт, станция Ворошиловск, август 1941 г.

Тем временем обстановка обострялась, на Северный Кавказ прибывали эвакуированные, часть из которых смогли пополнить немногочисленную к тому времени милицию. К середине мая 1942 года в ее рядах осталось всего около 2,5 тысячи человек на весь край, в состав которого входили еще Карачаевская и Черкесская автономные области. А диверсанты уже просачивались на нашу территорию, причем все в большем и большем количестве. Их задачей была не только разведывательная и подрывная деятельность, но и организация сочувствующих немцам настроений среди местного населения.

10 июня 1942-го ставропольские милиционеры вместе с бойцами истребительных батальонов отправились на поиски диверсионной группы, которая предположительно переправилась в Карачаевскую автономную область. Вот как описывают спецоперацию в книге «Во имя павших и живых», посвященной подвигам ставропольских милиционеров во время Великой Отечественной:

«Прочесывание местности возглавили начальник Преградненского районного отделения НКВД капитан В.Л. Осканов, лейтенанты Туль, Федосеев, младшие лейтенанты Андрющенко и Прислонин, младший полит-рук Крьшов. В ходе операции часть диверсантов была ликвидирована, обнаружены и изъяты: несколько лошадей, автомат, три винтовки, карабин, полуавтомат, четыре нагана, два пистолета, двадцать гранат, рация, три парашюта, палатка и другое военное имущество».

В тот день бойцы ликвидировали шестерых диверсантов, но и среди милиционеров были потери: посмертно к правительственной награде представили сотрудника органов внутренних дел Провоторова.

Вскоре милиционеры наткнулись в горах еще на одну группу немецких шпионов: четыре диверсанта были убиты.

Несмотря на то, что указаний об эвакуации из центра все еще не было, 1 августа в крае было принято решение уводить население в тыл. Спешно готовили к эвакуации ценные грузы. Последними должны были оставаться подрывники для уничтожения важнейших объектов, которые нельзя было оставить врагу в целости. Многие из подрывников являлись как раз сотрудниками милиции. Однако времени почти ни на что не хватило: уже 3 августа фашисты заняли Ворошиловск (Ставрополь).

Вот как описал этот день бывший начальник ОПО УНКВД полковник внутренней службы Н.Г. Остриков: «...3 августа в 9 часов 45 минут началась бомбежка города Ворошиловска. Все здания содрогаются. Поступили сообщения, что горит нефтебаза, восстановительный поезд и пакгаузы с воинскими грузами выехали на нефтебазу. Недалеко от нее лежат убитые и раненые – первые жертвы, увиденные мной... По указанию начальника УНКВД выезжаю на вокзал. Страшная картина: стон, плач, крики... Пожар на станции ликвидирован за 20 минут... В 10 часов 30 минут появились в небе вражеские самолеты. Их 12. Рвутся бомбы, трещат пулеметы...»

Враг бомбил здание пожарной команды, УНКВД, район парка; здание санчасти было разбито, здание АТС превратилось в груду обломков дерева и железа...

Немецкая авиация разбомбила и железную дорогу, на промежутке между Минеральными Водами и Георгиевском скопилась масса эшелонов с людьми и грузами. Фашисты уже считали их своими трофеями, но благодаря мужеству и самоотверженности железнодорожных рабочих, которые чинили пути под непрекращающимися бомбежками, поезда в последний миг смогли уйти дальше на юг.

Большая часть сотрудников НКВД прибыла в Кизляр, после чего милиционеров перенаправили в Махачкалу и другие города Дагестана, а также в Казахстан. А те, кто остался на территории, занятой врагом, продолжали создавать партизанские отряды. Об организации одного из них бывший начальник Суворовского (Предгорненского) отделения милиции А.А. Демонов вспоминал: «В станице Боргустанской был участковый уполномоченный Калиниченко Иван Петрович, очень отчаянный и смелый был сотрудник. На его счету были раскрытые дерзкие преступления довоенной поры, где он проявлял и смекалку, и отвагу. Когда поступили указания по эвакуации, Иван Петрович сказал: «Я остаюсь, я буду здесь разить врага». Вскоре из группы поддержки истребительного батальона он и раненный на фронте матрос Костя Борзых организовали партизанский отряд. О его создании знали в Боргустанской местные жители, и ранее судимый Черкашинин при первой возможности рассказал о местонахождении народных мстителей фашистам. Когда в районе Боргустанской отряд окружили немцы, завязалась перестрелка. Калиниченко поднял руку, имитируя сдачу в плен. Но в последний момент, подпустив поближе вражеских солдат, он схватил автомат и расстрелял несколько приблизившихся к нему захватчиков, но вражеские пули сразили отважного командира партизанского отряда, участкового уполномоченного станицы Боргустанской».

Ставропольские милиционеры влились в отряды, которые обороняли Кавказские хребты, ожесточенные бои разворачивались на склонах Эльбруса. Кстати, медалью «За отвагу» в боях на подступах к Кавказу был награжден и мой дед Владимир Калачев, воевавший в составе 274-го стрелкового полка внутренних войск Сухумской дивизии НКВД. После ранения он попал в госпиталь, а затем его из-за тяжелой контузии откомандировали не на фронт, а в Чеченскую республику, для борьбы с диверсантами в тылу.

Партизанский отряд «Петр».
Партизанский отряд «Петр».

В период оккупации на территории края действовало 48 партизанских отрядов, численностью 2100 человек, в которых находилось более 200 работников органов внутренних дел. Отряды, постоянно державшие в напряжении немецко-фашистские соединения, носили имена «Сергей», «Яков», «За Родину!», «Имени Лермонтова», «Максим» и другие. Командиром одного из отрядов был начальник Шпаковского РО НКВД М.М. Ленёв, другого, носившего название «Петр», начальник Ипатовского отделения милиции капитан Карандин Михаил Филиппович. В его отряде сражался участковый лейтенант милиции Филимонов Иван Емельянович, который позже вспоминал: «В ноябре 1942 года штаб партизанского отряда «Пётр» меня вместе с 12-ю бойцами направил ликвидировать немецкий гарнизон в селе Величаевка Левокумкого района. Нами бесшумно были сняты часовые, и через некоторое время, в коротком бою гарнизон фашистов был ликвидирован, а комендант взят в плен».

За умелые действия, бесстрашие и героизм, проявленные при выполнении этой операции, Филимонов был награжден медалью «За отвагу».

В Кисловодске после оккупации снимают немецкую табличку со здания закусочной, январь 1943 г.
В Кисловодске после оккупации снимают немецкую табличку со здания закусочной, январь 1943 г.

21 января 1943 года Ставрополь был освобожден от немецких захватчиков. Из числа партизан, бойцов истребительных батальонов формировался, по сути, новый состав милиции, задача которой была – навести порядок, не допустить мародерства, выявить остатки вражеской агентуры.

Среди ставропольских милиционеров немало тех, кто удостоен высокого звания Героя Советского Союза, большинство – посмертно, как, например, Данильянц Еремей Иванович. Он с 1920 года работал участковым инспектором Пятигорской милиции, фактически стоял у ее истоков. С началом войны ушел сражаться за Родину. В ходе наступления на деревню Галки 29 октября 1943 года командир пулеметного расчета в составе 16-й кавалерийской дивизии 60-го гвардейского полка гвардии старший сержант Еремей Данильянц геройски погиб.

Отдельных слов заслуживают девушки, не менее храбро становившиеся на пути врага и отдавшие свою жизнь за Родину. Так, уроженка станицы Невинномысской Пироженко Евгения Трофимовна, трудившаяся с 1937 года регистратором паспортного стола Невинномысского отдела милиции, ушла на фронт рядовой и погибла в 1943 году на родине, в Ставропольском крае.

Мы всегда будем помнить о подвигах героев войны и гордиться этими людьми, которые не позволили врагу захватить нашу Родину.

При подготовке использованы материалы книги «Во имя павших и живых» под редакцией В.И. Выродова.

милиционеры Ставрополья, ставропольские милиционеры, Великая Отечественная война, 75 лет Великой Победы

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление