Ставропольцам показали американскую хайтек-мечту

Станислав Маслаков

В Ставрополе открылся первый Нанофест – трёхдневное мероприятие, организованное корпорацией Роснано совместно с местными университетами и призванное популяризировать науку и передовые технологии у подрастающего поколения.

Print the Legend
Print the Legend

Начать организаторы решили с демонстрации двух документальных фильмов профильной тематики. В стенах СтГАУ прошёл показ футурологической ленты «Сингулярность», посвящённой трансгуманизму и предстоящему скачку человечества в качественно иное состояние. Одновременно с этим в актовом зале СКФУ показали другой фильм – «Принтер будущего» (оригинальное название – PrinttheLegend). И вот во втором случае выбор организаторов показался не вполне однозначным.

Безусловно, сам фильм вполне интересен. На глазах зрителей разворачивается целая драма становления американской индустрии трёхмерной печати. Две молодые команды разработчиков, которые начинали с нуля, но потом пошли разными дорогами. Противостояние стартаперов и матёрых промышленников. Болезни роста на уровне коллективов, всего бизнеса и отдельных героев. Трудовые подвиги и истории предательства – себя и своих коллег. Вечное балансирование на грани между невероятным успехом и полным провалом. Ну и, конечно же, острая приправа в виде маньяка-анархиста, который посредством 3D-печати хочет сделать производство оружия доступным каждому.

Картина смонтирована в лучших голливудских традициях и, по сути, не рассказывает ничего нового. Есть в мировом кино такие вечные истории. Например, «Аватар» Джеймса Кэмерона, на новый лад повторяющий сюжет «Дочери Монтесумы» или «Покахонтас». Так и здесь мы видим примерно то же, что смотрели в различных постановках о Генри Форде, Стиве Джобсе и прочих первопроходцах новых технологических укладов. Воплощённая американская мечта, которая начинается в сырых подвалах и заканчивается в небоскрёбах с видом на Статую Свободы.

И всё бы хорошо, если бы этот показ проходил в рамках, к примеру, курса современной экономики США или какого-нибудь тематического форума, посвящённого стартапам. Но фильм демонстрировали в 9-м корпусе СКФУ – бывшем «политехе». И подавляющее большинство зрителей составляли студенты технических специальностей. Идя на картину с таким названием, они ожидали увидеть несколько иной аспект истории 3D-печати. Никто не отрицает важность экономической составляющей, но Нанофест-то призван вызвать интерес к науке и технологиям. И в его рамках на тему трёхмерных принтеров можно было показать и рассказать очень многое. Про то, как создаются уникальные бионические протезы (этот момент промелькнул, но с несколько иными целями); про печать человеческих органов; про уникальный мост в Голландии, созданный этим способом; про 3D-печать домов и перспективы подобного строительства на Земле и в космосе; про то, как в недалёком будущем эта технология полностью изменит жизнь каждого из нас и всего человечества. Ну а после этого, возможно, не помешала бы небольшая презентация отечественных разработок в данной области.

А в итоге зрители увидели историю про современный американский бизнес, совершенно не применимую к российским реалиям. Они сидели в роскошном, недавно отремонтированном актовом зале федерального университета и смотрели на то, как их заокеанские сверстники в нечеловеческих условиях и на голом энтузиазме создают технологии будущего. Как шестой технологический уклад слой за слоем вырастает под соплами всё более совершенных 3D-принтеров. Но они не имеют к этой истории никакого отношения.

Увы, первый день Нанофеста лишь в очередной раз показал безнадёжную технологическую, да и идеологическую отсталость России. Кто бы из собравшихся был готов уйти в гаражи и подземелья, отказаться от карьеры и нормальной жизни, ради того, чтобы создать нечто принципиально новое? А если и смог бы – не задушили бы это начинание отечественные реалии? Забавно, что многое, показанное в «Принтере будущего», подпадает под статью российского УК о незаконном предпринимательстве. Но даже если не всё так плохо, если университеты хорошо учат и помогают стартапам, если государство старается поддержать инновации, если корпорации проводят такие вот фестивали и стараются зажечь энтузиазм у новых поколений, то почему же, чёрт побери, мы так и не сделали ничего по-настоящему прорывного и нового? Неужели потому что просто уже неспособны?

В этом отношении хочется вспомнить прошлый десант корпорации Роснано на Ставропольскую землю, который произошёл чуть менее шести лет назад. Высоким гостям во главе с Анатолием Чубайсом показали много перспективных разработок, познакомили с достижениями региона в высоких технологиях и нарисовали чудесную картину ближайших перспектив. За прошедшее время почти все гремевшие тогда проекты благополучно забыты, построенный рядом с Михайловском нанотехнологический центр простаивает который год, в СКФУ появился собранный из корейского конструктора робот, а из достижений можно вспомнить разве что увеличение доли «Монокристалла» на мировом рынке искусственных сапфиров. Потому что продукция завода очень востребована в американских «айфонах» и китайских светодиодах. Действие фильма «Принтер будущего» разворачивается между 2009 и 2013-14 годами.

***

После просмотра все желающие могли подойти в фойе к организаторам показа и представителю Центра молодёжного инновационного творчества FabLab «Vеctor», в котором установлен первый в Ставрополе 3D-принтер. Кто-то из гостей спросил его:

- А вы тоже будете трёхмерные принтеры делать?

- Нет, - ответил представитель. – Но мы сможем напечатать на них много интересного.

Роснано, критика, 3D, нанофест, СтГАУ, СКФУ

Другие статьи в рубрике «Наука и технологии»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление