Страна повышенного риска

Михаил Василенко

Страна повышенного риска

Неправильно сделанный или запущенный бумажный самолетик сначала круто забирает вверх, потом ныряет и вертикально падает. Эта картинка из детства невольно вспомнилась, когда увидел кадры гибели «Боинга» в Казани, которые обошли, наверное, все новостные телеканалы мира. А поскольку этот авиалайнер не был бумажным, он унес с собой жизни пятидесяти человек, последние мгновения которых стали столь ужасными, что и представить невозможно.

А еще вспомнилось, как в мае, аккурат в День края, после посадки загорелся такой же «Боинг», выполнявший рейс из Ставрополя в Москву. Неужто самолеты, сделанные в нелюбимых нами США, настолько ненадежны? Нет конечно. Просто эти конкретные «Боинги» в неюном уже возрасте попали в Россию, страну повышенного риска, где всеобщая безалаберность умножается безграничной алчностью толстосумов и возводится в степень продажностью должностных лиц. Из чего и складывается малосимпатичная модель нашего существования, в которой человеческая жизнь все никак не станет главной ценностью, заметно уступая пальму первенства деньгам, власти и ленивому пофигизму.

И, вычитывая в прессе подробности катастрофы, которую уместно назвать очередной, уже ничему не удивляешься. И «лизинговый» самолет – старый и «битый», если употребить терминологию автомобилистов. И летчики – переученные штурман и бортинженер с мизерным опытом пилотирования. И госкомпания «Татарстан» вся в долгах как в шелках, на самолетах которой, по версии ряда источников, знающие люди боятся летать. И контролирующие органы все это, как водится, промухавшие, проморгавшие, прошляпившие…

Неужели в небе, на воде, на суше – везде, где случаются чисто российские катастрофы, мы сталкиваемся с железобетоном неразрешимых проблем? И нельзя в газонефтедолларовой державе, любящей поучать весь остальной мир, запретить эксплуатацию неприлично потрепанных самолетов, судов, автобусов. И невозможно восстановить систему высших учебных заведений гражданской авиации, а лучше – и само отечественное авиастроение. Так же, впрочем, как и судостроение. И совсем немыслимо – хоть немного победить коррупцию и продажность.

Может быть, для начала надо прекратить заплевывание советского опыта, когда тоже бардачности хватало в самых разных сферах, вплоть до атомной энергетики, но в целом все-таки поболе было порядка, ответственности и дисциплины. Давайте наконец с учетом новых реалий, вместо того чтобы устраивать чуть ли не общероссийский благодарственный молебен «богоизбранным» феодалам-самодержцам, научимся брать лучшее из отечественных наработок недавних десятилетий. В конце концов, неразрушенная структура российских железных дорог в принципе не допускает, чтобы вчерашние бригадиры проводников сегодня вдруг начали водить старенькие тепловозы, да еще взятые в аренду где-нибудь в Болгарии или Уганде.

Если сказанное применять к Ставрополю и краю, то на месте градо- и регионо- начальства я бы очень серьезно проверил техническое состояние общественного автотранспорта (самолеты и без нас проверят), а также механизм выпуска его на линию. Здесь, судя по немалому числу новых единиц техники, позитивные подвижки наметились, однако ЧП время от времени случаются.

С точки зрения безопасности заслуживают внимания и «стада» «левых» маршруток и такси, бороздящих просторы Ставрополья безо всяких разрешительных документов и проверок. Да и «мутная» приватизация аэропортов Ставрополя и Минеральных Вод после казанской трагедии выглядит не просто бессовестной, но и создающей новые угрозы безопасности.

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление