Стратегии и направления информационной войны: предсказатели и прогнозы

Итак, обозначив в предыдущих статьях в общих чертах актуальность и значение проблемы информационных войн, можно переходить к рассмотрению конкретных методик «информационного нападения» и «информационной обороны». Однако начинать необходимо не с анализа огромного арсенала приемов и уловок, взятого на вооружение современными манипуляторами, а с рассмотрения их стратегий и важнейших направлений их деятельности. Сегодня мы рассмотрим прогноз как средство установления контроля над будущим. В дальнейшем обсудим «называние», то есть наполнение выгодными смыслами различных событий, нивелирование или, напротив – раздувание их значимости. А завершит «стратегический» раздел обсуждение так называемой «стратегии напряженности», что особенно актуально для Северного Кавказа.

Синоптики социальных потрясений
Если ошибается синоптик, мы или таскаем зонтик по жаре, или попадаем под дождь без зонта. Впрочем, к их предсказаниям относятся достаточно настороженно – все знают, что погода подчас непредсказуема. Но если прогноз делает «эксперт с мировым именем», и к нему прислушивается власть, она начинает действовать в своеобразном «режиме ожидания», а прогноз превращается – в своего рода программу.
Но и социальная обстановка порой непредсказуема ничуть не меньше погоды. Однако доверие экспертам намного выше. Почему? Потому, что синоптики, делая прогноз погоды, практически не могут на нее повлиять. Погоде их мнение безразлично. Известный ученый и новатор Г.П. Щедровицкий когда-то высказался в том смысле, что в социальных науках нет прогнозов, а есть проекты. А уж он-то, будучи специалистом по управленческим и организационным технологиям, многие из которых еще только предстоит научиться применять, достаточно хорошо разбирался в вопросе.
Предсказатели работают на разных уровнях и решают различные задачи. Только в большинстве случаев это не задачи прогнозирования, а манипуляция, не предсказание, а попытка предопределения. Безусловно, адекватный анализ текущей обстановки помогает предвидеть последствия ряда решений, вовремя заметить негативные тенденции, выбирать более грамотные тактику и стратегию. Так, в военном деле грамотная и успешная разведка помогает узнать намерения противника. Но это задачи даже не прошлого – позапрошлого века. Сегодня важно не «предвидеть» будущее, а уметь влиять на него.
Более того, ситуация последних лет способствует тому, что люди с большей готовностью верят в негативные прогнозы. В 1980 году мало кто из граждан СССР поверил бы, что не пройдет и десяти лет, как заполыхают кровавые конфликты, начнется резня и массовое бегство людей с «неправильной» национальностью из «горячих точек». Сегодня же люди не уверены в мирном будущем. И негативные «прогнозы» пользуются доверием. И, соответственно, влияют на общественные ожидания.

Зачем нам «аллармизм»?
Есть такое понятие – «аллармизм». Это нагнетание тревожности, ожиданий катастрофы. Это, на первый взгляд, выглядит, как попытка предотвратить грозящие людям события, но на самом деле – это попытка их приблизить. Запугивание одних групп людей определенным образом вселяет уверенность, готовность и решимость в других. Именно такой механизм помогает манипуляторам провоцировать конфликты.
На Северном Кавказе аллармизм богато представлен на разных уровнях осмысления реальности. От академической науки до слухов и домыслов. Эта та почва, на которой моментальные всходы дают зерна запугивания и провокаций. Написать статью в стиле «завтра всем конец» можно за пару часов. Напечатать листовки в стиле «не покупайте квартиры у местных – мы их выгоним и заживем бесплатно» можно меньше чем за день. Тем более что подобного рода события в новейшей истории бывали. Тот, кто поверил, делает первый шаг к тому, чтобы эти провокаторские дергания превратились в реальность.
Подавляющее большинство людей прекрасно знают, как важна уверенность в себе в любом противостоянии – от драки до войны. Уверенность в завтрашнем дне вопреки всему это не глупость, а важнейший фактор выживания и победы. Именно поэтому нас так старательно лишают уверенности. Приводят примеры из прошлого.
Нас хотят перессорить, стравить, а потом наблюдать за кровавой распрей, подливая, если надо, бензин в огонь. Победителя брезгливо возьмут за шкирку двумя пальцами и будут диктовать свою волю. А любые телодвижения «особо независимых» закончатся вполне предсказуемо.
К счастью, понимание этого есть. Многие, даже очень разные по взглядам и чаяниям, люди прекрасно осознают, чем закончится для всех отказ от диалога. Но жертв пропаганды тоже немало – и пока одни готовятся к бегству, другие готовятся к «маленькой победоносной войне». Вот только в таких регионах, как Кавказ или Балканы, не бывает «маленьких победоносных войн». Воюют и выигрывают очень разные силы – и первым достаются только ужасы бесконечной войны.
О том, как снизить вероятность таких событий, мы поговорим в следующий раз.


Максим Цапко,
кандидат политических наук, доцент СФ МГГУ
им. М.А. Шолохова.



Последние новости

Все новости

Объявление