Супергерои среди нас

Сергей Гаврилюк

Один из основателей ставропольского магазина комиксов рассказал корреспонденту «Вечёрки» об эволюции уникального феномена поп-культуры

Сергей Гаврилюк

Комиксы в нашей стране часто воспринимаются как нечто детское, несерьезное и малозначимое для культуры. Впрочем, это не мешает эмблемам крупнейших компаний-издателей комиксов Marvel и DC Comics красоваться не только на книжных полках, но и в кино. Совсем недавно в Ставрополе открылся магазин «Четвертая стена» и меньше чем за год доказал, что графические романы актуальны всегда и везде.

«Четвертая стена» после переезда расположилась в небольшом помещении на улице Мира. Ремонт ещё не закончен, пока доводится до ума читальный зал, но работа уже идет полным ходом. Открывали магазин два друга, вдохновленных этим феноменом культуры, - Илья Ефимов и Александр Автухов. Корреспондент «Вечёрки» побеседовал с Ильей и выяснил, почему комиксы можно читать в 40 лет и как герои комиксов эволюционировали от полубогов до обычных людей.

- Илья, как можно в целом охарактеризовать графические романы?

- Комикс - это произведение, в котором собраны воедино визуализация и хорошая история. То есть это литература и живопись, которые дополняют друг друга. Художник и автор всегда работают в жестком тандеме, иначе комикса не будет.

- Как комиксы появились и почему сегодня их считают детским увлечением?

- В массовую культуру графические истории вошли в начале прошлого века в США. В основном это были короткие истории, или стрипы. Изначально они носили юмористический характер, но с течением времени стали серьезнее. В Россию комиксы пришли в начале девяностых, первыми были истории про Микки Мауса, Тома и Джерри, направленные чисто на детскую аудиторию. Естественно, на фоне этого взрослые стали считать, что комиксы – это исключительно детское развлечение. За серьезные вещи полноценно взялись совсем недавно, году в 2010-м, тогда-то и появилась альтернатива для взрослого читателя.

Сергей Гаврилюк

- Как вообще пришла идея открыть свой магазин в Ставрополе?

- Четыре года назад я приехал на учебу в Ставрополь и познакомился с ребятами, которые и ввели меня в мир графики. Вот только комиксы тогда было достать очень трудно: нужно было заказывать, переплачивать за доставку, в книжных магазинах они появлялись изредка, да и относились к ним наплевательски. Графические романы просто валялись без присмотра, в итоге у изданий могли быть «покоцаны» обложки, помяты листы, при этом скидку за эти повреждения не делали. Заказывать у них тоже было очень накладно. Я все пытался, но так и не смог собрать черно-белого «Скотта Пилигрима», хотя жуть как хотел. В общем, мой друг Александр Автухов предложил решить проблему с комиксами и открыть свой магазин. 7 июня мы открылись на проспекте Октябрьской Революции, народ к нам быстро повалил, да и привезли нам на продажу много такого, чего раньше в Ставрополе не было.

- Прибыльной ли оказалась продажа комиксов?

- Доход есть, хотя начиналось это все как борьба за идею, за свое хобби. Пришлось, правда, переезжать, на Октябрьской Революции место было дорогим в плане аренды, хотя проходимость там была очень высокой. Мы выходили в плюс, но большие средства уходили именно на аренду. Пару недель назад мы переехали, выкупили помещение и уже его осваиваем, здесь есть где развернуться. Через пару недель закончится первый месяц на новом месте, посмотрим, какая картина сложится и уже начнем заказывать какие-нибудь редкие вещи, которых раньше у нас не было, например, оригинальные комиксы, фигурки, первые выпуски сэттингов. Есть спрос на оригинальные комиксы. За пару недель до нашего открытия закрылся единственный аниме-магазин в городе, так что эту аудиторию мы тоже будем перетягивать к себе.

- А все-таки в каком возрасте аудитория приходит за новинками чаще?

- Вообще, наши клиенты - дети от 6 лет до 40 лет (смеется). Например, могут зайти несколько здоровых парней и просто загореться при виде энциклопедии по «Звездным войнам». Или за конкретным комиксом. Например, у нас есть друзья, которые приходят за комиксами про Песочного человека, достаточно тяжелая вещь, аудитория очень большая. Чаще всего, конечно, приходит молодежь от 16 до 18 лет, ну и парни лет до 25. За 10 месяцев работы со многими покупателями подружились даже и общаемся теперь не только в пределах магазина.

Сергей Гаврилюк

- Выход фильма по комиксу влияет на ваши продажи?

- Да, причем очень сильно. Мы на премьерах «выезжаем». Например, на Дэдпула всегда был большой спрос, а после фильма фанаты как с цепи сорвались: каждый час к нам приходили за комиксами именно про Дэдпула, благо у нас их много, партию завезли очень большую. Он всегда продается. Вот уже пошли продажи «Бэтмен против Супермена», не сверхбыстро, конечно, в отличие о Дэдпула. Тут вопрос даже не в самих персонажах, а в оформлении и цене: Дэдпул у нас оформлен проще и по цене намного выгоднее, чем тот же «Темный рыцарь» в жесткой обложке. На волне успеха сериала про Флэша стали активно ходить и за его печатной версией. Обычно интересно сперва глянуть фильм, потом читать комикс, чтобы переосмыслить, обычно фанаты так и делают. А если сделать наоборот, то на премьере может включиться внутренний зануда: «Это неканонично, тут было не так».

- А привязываете к выходу фильма какие-нибудь акции?

- В таких случаях мы предоставляем скидки. Помимо выхода фильма мы можем сделать скидку на день рождения автора, по нашим флаерам даем скидку, но пока мы их особо не раздаем, потому что на них все ещё указан наш старый адрес. Для школьников предусмотрены бонусы за пятёрку в дневнике. Мы можем пойти навстречу ребятам, у которых 10-20 рублей не хватает на новый выпуск. Все-таки это хобби, да и нам самим было бы приятно, если бы нам делали такие же скидки.

- Сейчас набирают обороты моушн-комиксы, все та же аудиокнига, но с визуализацией. Как думаешь, такое явление не затмит обычные комиксы?

- Моушн – вещь достаточно специфическая, на любителя. Я не совсем её понимаю, я сторонник той мысли, что комиксы надо именно читать, держа в руках бумажное издание, так же и с литературой. Моушн необычен, но я не думаю, что он станет лучше классики.

- Можно ли супергероев считать неким аналогом мифических богов?

- Сейчас их значение несколько изменилось. Современный герой не идеал, он такой же приземленный и живет в таком же мире, справляется с обычными проблемами. Яркий пример – Хоукай, который стал популярен после вторых «Мстителей». Персонаж вооружен только луком и стрелами, в остальном это обычный человек без сверхспособностей: он падает с крыши и уже думает о последующем лечении переломов, или вспоминает в разгаре битвы, что ему нужно заплатить за квартиру. То есть героев теперь делают похожими на людей, а не на мифических богов. Очень часто большой упор авторы делают на отношения, например, в комиксах про Сорвиголову, мистика уходит на второй план. «Молодые мстители» - хоть и супергеройская команда, но во главе угла стоят их отношения друг с другом с родителями, с окружением. В авторских комиксах для героики вообще не остается места.

- А какие сюжеты встречаются в авторских?

- Они очень специфичны, интересны, но сложно найти их читателя. Но тем не менее есть люди, которые увлекаются исключительно ими. Авторский комикс не загнан в рамки. В них сюжеты социальны, в основе лежат ответы на жизненно важные вопросы. Яркий пример – «Голубые таблетки» Фредерика Питерса. Сюжет такой: молодой человек встречается с девушкой, вдруг у неё и сына обнаруживается ВИЧ. И вот главный герой размышляет, как дальше жить, быть с ними рядом или уйти. Авторский комикс очень часто автобиографичен и поднимает философские вопросы. Есть русские вариации, например, «Мой секс» Алёны Камышевской, где автор рассказывает о своем отношении к сексу. При чтении складывается ощущение, как будто общаешься с глазу на глаз с самим автором. То есть совсем другие истории, нежели у Marvel или DC.

- А тебе, чьи сюжеты нравятся больше, DC или Marvel?

- Мне больше нравится альтернативная вселенная Image, но, если брать ведущих издателей, то я голосую за Marvel; у них вещи более понятные современному читателю, у DC же истории помрачнее. Для кого-то в этом плане последние будут привлекательнее.

- Есть же российский издатель Bubble, который специализируется на отечественных комиксах. Как к ним относится читатель?

- Есть люди, которым не интересны русские комиксы, есть те, кто, наоборот, интересуется только ими, и те, кто читает и наши, и западные. У нас есть паренек лет тринадцати, большой фанат выпусков от Bubble, следит за каждым завозом. И не зря, комиксы у них интересные. Например, «Майор Гром» - отличный детектив про идеального полицейского, «Красная Фурия» - аналог приключений Лары Крофт, только уровень трэша в нем увеличен в сотни раз, персонажа «Инока» авторы просто прогоняют по истории, «Бесобой» - наша адаптация Хэллбоя. Есть ещё «Экслибриум». Персонаж этих комиксов сама очень любит поп-культуру, кино, графические романы, она постоянно что-то цитирует. Авторы в ней просто создали образ типичного гика (фанат популярной культуры. — Прим.авт.).

- Какие персонажи востребованы больше всего?

- Самые востребованные — Дэдпул, Мстители, Бэтмен, в меньшей степени Супермен. Радует, когда человек приходит за какими-то альтернативными штуками, типа «Неуязвимого» от Image или «Саги», где ни о какой героике речь не идет, это чисто романтические комиксы. В целом даже сложно сказать, есть ли конкретный герой, который однозначно популярен среди всех.

- Как ты думаешь, нужны ли супергерои в реальном мире? Почему никто из фанатов не хочет примерить маску?

- Я читал про ребят, которые после фильма «Пипец» сами начали патрулировать улицы родных городов, например Нью-Йорка, в костюмах. Не знаю, есть ли нечто подобное в России, но было бы здорово.

- У фанатов обычно тараканы в голове. Есть бешеные, есть вполне тихие.

- Бешеных не встречали, зато попадаются позеры. Есть те, кто просто знает все обо всем, поэтому молчат и никому ничего не доказывают, есть позеры, которые постоянно пытаются что-то доказать, не зная практически ничего: «Дэдпул наваляет твоему Капитану Америке, Халк поднимет Молот Тора!».

Попадаются интересные посетители. Бывает, приходят ребята с классной идеей, интересным сюжетом и ищут художников. Или, наоборот: приходили несколько раз художники, показывали свои зарисовки, я был, честно говоря, поражен: в Ставрополе находятся люди, которые настолько классно рисуют! Приходят и такие, кто как художники просто интересуются графической стороной, спрашивают что-то конкретное. И тут есть из чего выбирать. Есть, например, комиксы с рисовкой Алекса Росса, который все разрисовывает акварелью и готовит очень эпичные полотна. Росс и Марк Уэйд выпускают комикс «Kingdom Come». С точки зрения авторской, произведение довольно странное, с точки зрения искусства - оно восхитительно. Вопрос в том, что хочет видеть человек: мультяшную рисовку, статику или динамику.

За красивыми рисунками и масштабными полотнами комиксов часто оказываются спрятаны истории обычных людей, которые, хотя и имеют суперсилу для борьбы со злом, порой оказываются бессильны перед лицом житейских проблем. Не всегда этот парадокс удается передать только словами. Нужно изображение, нужен цвет, который художественно дополнит рассказ и передаст нужное настроение читателю. Сейчас комиксы стали взрослее, серьезнее, вместе с ними растет и читатель, общаясь с любимыми героями сквозь невидимую четвертую стену.

Marvel, DC, комиксы, хобби

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление