Тайны съемки «Дневного дозора»

Ольга Токмакова
Нашему корреспонденту удалось добыть кадры, вырезанные из нашумевшего фильма

Продюсерская компания «Bazelevs production», которая занималась производством «Ночного» и «Дневного дозора», находится в Москве рядом с киностудией «Мосфильм». Фирма, получившая всемирную известность после выхода на экраны «Ночного дозора» и за две недели побившая все американские рекорды кассовых сборов с «Дневным дозором», снимает два нижних этажа в обычном доме. Здесь в многочисленных комнатах-кабинетах и родился проект, в гениальности которого теперь уже трудно усомниться. Критики могут сколько угодно спорить о художественных достоинствах и недостатках отечественного продукта, но факт остается фактом: народ принял «Дневной дозор». И его, народ, не обманешь. Именно простые зрители, а не горстка злобных критиков уже принесли в кассы российских кинотеатров около миллиарда рублей! Складывается впечатление, что «Дозор» уже увидела вся страна.

Но мне посчастливилось увидеть то, что не видел никто. То, что осталось за кадром «Дневного дозора». Что было вырезано по морально-этическим, техническим и другим соображениям.

Монтажная

Это святая святых любой киностудии – монтажная. И «Bazelevs production» – не исключение. Несколько суперсовременных компьютеров со специальными техническими программами, сложнейшие монтажные пульты, целая система управления всем этим хозяйством. И металлический стеллаж во всю стену, заставленный огромным количеством видеокассет.

- Это - материалы по «Дневному» и «Ночному дозору», - говорит режиссер монтажа Дмитрий Киселев. - По последнему фильму мы отсняли 150 часов эпизодов. Один только «бал темных» длится у нас на пленке 40 часов! И весь этот материал мы должны были урезать до трех с половиной часов! Резали буквально по живому. Но и этого оказалось мало - уже смонтированный фильм урезали до 2 часов 15 минут. Не представляете, как было жалко убирать прекрасные, яркие эпизоды. Жалели зрителя, не жалея себя, – три с половиной часа не каждый способен высидеть в зале…

Кадры

Из разговора с режиссером по монтажу становится понятно, что сначала начали снимать «Дневной дозор», а только потом уже - «Ночной».

- Самый первый съемочный день у нас был на футбольном поле, - рассказывает Дмитрий, - именно там Алиса (Жанна Фриске) впервые встречается с Костей (Алексеем Чадовым). А потом снимали вперемешку – то «Дневной», то «Ночной дозор». За три года съемок кто-то из актеров повзрослел и возмужал, кто-то немного состарился… Поэтому мы очень полагались на работу наших гримеров…

Когда стали монтировать первый фильм, пришлось включить в него кадры, предназначенные для продолжения. Так, например, в «Ночном дозоре» совершенно неожиданно появилась сцена разговора сотрудника аналитического отдела Толика (его играет актер Егор Дронов, известный по комедии «Саша + Маша») с Гесером. Таким образом зрителей хотели «познакомить» с новым героем, для которого отводилась большая полноценная роль во второй части фильма. Но Егору Дронову не повезло. Практически все сцены с его участием остались за кадром. Хотя ему пришлось не меньше других актеров выкладываться на съемочной площадке. Устроили «секвестр» еще двум актерским работам. Алексей Маклаков (в фильме он играет светлого Семена) и Игорь Лифанов (ему досталась роль Попугая-человека) узнали о том, что их работу сократили до минимума, уже на премьере «Дневного дозора». По сюжету водитель Семен мчится на вызов к метро «Выхино», где случилось очередное ЧП. В другой машине едут Городецкий и Светлана. Но по дороге Семен сбивает собаку Завулона, и из-за происшествия он не успевает к месту вызова. Когда стали монтировать фильм, решили, что натуралистическая сцена травмирования собаки (на самом-то деле она нисколько не пострадала) только отвлечет зрителя от динамично развивающегося сюжета. Да и вообще, у водителей сбить собаку – очень плохая примета. От греха подальше сцену вырезали начисто.

Сцены с Игорем Лифановым были самыми фантасмагоричными и очень украшали картину. Завулон, отправляя Алису в Самарканд, дал ей помощника – попугая и… «горстку» мышей. В нужный момент они превратились в людей и важно шествовали за Алисой, подметая улицы Москвы серыми длинными хвостами.

При монтаже вырезали сцену отлета Городецкого и Ольги в Самарканд. Зрители увидели, как Ольга и Антон прорываются через таможенников и в самый последний момент заходят на борт самолета. Изначально эта сцена выглядела совсем по-другому. Герои опаздывают на рейс. Самолет уже разгоняется по взлетной полосе, когда навстречу ему выбегает Городецкий. Он поднимает руки, как будто ловит такси. Самолет останавливается, и Антон наивным голосом спрашивает: «До Самарканда подбросите?»

«Пострадал» и захватчик Тамерлан, с рассказа о котором и начинается «Дневной дозор». От грандиозной эпической сцены остались лишь наброски. В вырезанном материале остались сцены атаки римских легионеров, воинов с востока и севера. И лишь Тамерлан пошел к заветному мелу судьбы не через ворота, а сквозь стену.

Городецкий

Резать «по живому» пришлось и сцены с участием главных героев. Но труднее всего было «сокращать» Городецкого, которого необыкновенно легко и талантливо сыграл Константин Хабенский. Актер импровизировал в каждом дубле, стирая грань между игрой и самой жизнью… Регламент фильма не пощадил и его труд…

В фильме мельком показали, как работники «Горсвета» писали объяснительные после убийства «темной» Галины Роговой. Городецкий, накануне выкравший у своих же коллег шапку своего «темного» сына, пытается как можно правдоподобнее сочинить свое алиби. Из простой сцены Хабенский устроил целый мини-спектакль. У режиссера не хватило духу прервать его самозабвенную игру. Но и от нее в кадре остались лишь считанные секунды.

Кстати, зрители остались в неведении по поводу того, что у начальника «Горсвета» Гесера (Владимир Меньшов) служебный роман с…Ольгой! В той же самой объяснительной Гесер был вынужден признаться, что он всю ночь провел с Ольгой. Железное алиби…

«Убирали» с экрана и дорогостоящие спецэффекты. Например, сцена погони представителей темных сил за Антоном Городецким была значительно длиннее: из тоннеля выезжал трамвай и таранил машину. На съемку потратили много времени и значительную сумму. Но в фильм кадры не вошли.

«Засветился» в фильме и автор трилогии «Ночной дозор», «Дневной дозор» и «Сумеречный дозор» Сергей Лукьяненко. Писатель сидел в классе вместе с остальными учениками школы «светлых волшебников» и показывал свои способности - поднимал силой взгляда металлический лист. Правда, и это осталось пока только на кассетах.

Егор

- Есть сцены, которые нам было очень тяжело удалять, - продолжает режиссер. - Некоторые проблемы нам создал Егор. Вернее, исполнитель этой роли Дима Мартынов. Например, был очень важный эпизод, где Егор получает от Завулона амулет. Происходит это так: мама Егора - ее играет Маша Миронова - готовит ужин на кухне. Заходит мальчик. Она на секунду отворачивается, а потом поворачивается - но это уже не она, а Завулон! Вот этот очень эффектный момент пришлось вырезать полностью. А потом и все, что было с этим связано. Дело в том, что эту часть «Дневного дозора» мы снимали три года назад. За это время Дима Мартынов очень сильно вырос. Переснимать что-то уже не имело смысла, а каким-то образом на компьютере «состарить» мальчика не получилось. Пришлось пожертвовать этим эпизодом. А ведь это была одна из самых эффектных сцен в фильме!

Светлана

Сюжетная линия со Светланой в отснятом материале была немного другой. Ее сверхъестественные способности должны раскрываться постепенно по ходу фильма, и лишь где-то в середине становится ясно, что она – могучая, добрая волшебница. Сначала ее наделили особым даром - видеть ладонями. Причем даже сквозь стены! И его она использует в трудной ситуации, спасая себя и Городецкого.

- Когда на балу темных сил Светлана бьется с Егором и ей залепляет глаза, - продолжает режиссер монтажа Дмитрий Киселев, - то именно с помощью своего дара видеть ладонями она остается как бы зрячей. Но видит она все необычно - в красном свете. Но когда зритель все видит то обычными глазами, то «особым зрением» Светланы, это мелькание красного очень сильно «бьет» по глазам, возникает желание их закрыть. Мы поняли, что для зрителей это очень неудобно, и убрали это полностью - то есть фактически лишили Светлану дара видения сквозь стены.

Сильно урезали и кадры, где Светлана вместе с таксистом ищет Антона.

В фильме Светлана почти сразу говорит таксисту, что нужно ехать в гостиницу «Космос». Но в первоначальном варианте сцена была другой. Они несколько часов колесили по городу, и наконец у таксиста лопнуло терпение, он вызвал диспетчерскую и попросил Светлану сообщить приметы Городецкого. «Он светлый!» - сказала она. И тут же по рации откликнулся таксист, который подвозил Городецкого в «Космос».

Бал в «Космосе»

Ключевая сцена - вечеринка в гостинице «Космос» - тоже была значительно сокращена. 40 часов пленки пришлось уместить в считанные минуты. Нам не показали в полном объеме ни мучения отравленного Антона Городецкого, ни того, как он долго бегает по зданию в поисках сына, а потом находит комнату Егора - и видит, что на одной из тетрадок написано: «Я тебя ждал!».

Все, что происходило на вечеринке «темных», сначала было выполнено в компьютерной графике, и только потом эти сцены были разыграны «вживую».

Целиком был вырезан тоже очень зрелищный эпизод с участием Бориса Моисеева. В первоначальной версии он не просто известный артист, приглашенный на день рождения мальчика (что и осталось в окончательном варианте), а главарь банды – и когда начинается бой темных и светлых сил, он оказывается одним из военачальников «темных», и в руке у него даже появляется меч!

Впрочем, как оказалось, меч в руку Моисееву вложили на компьютере – когда мы дозвонились до певца и попросили рассказать про меч, Борис Михайлович искренне удивился:

- Какой меч? Я не помню никакого меча!

Да и сам «конец света» выглядел намного катастрофичнее – многие сцены жестоких разрушений вырезали по этическим соображениям, чтобы не травмировать публику.

Режиссер

Наш разговор с режиссером монтажа прерывает секретарь.

- Дмитрий, Тимур просил позвонить ему в два часа ночи - он как раз будет ехать в машине…

Оказывается, режиссер фильма, «взорвавшего» российский прокат, до сих пор находится в Америке, в Лос-Анджелесе. Тимур Бекмамбетов встретил там Новый год, и все еще ведет деловые переговоры с кинокомпанией «XX век Фокс», которая изъявила желание снять американскую версию «Дневного дозора».

Бекмамбетов хочет лично присутствовать на премьере российской версии «Ночного дозора» в американских кинотеатрах, которая намечена на 17 февраля.

Тимур живет в отеле «Эрмитаж», взял напрокат машину «Lexus» и чувствует себя немного американцем. Ведь обращаются к нему, невзирая на стоптанные башмаки и видавшие виды джинсы, исключительно как к «господину Бекмамбетову».

С появлением «дозоров» у заграничных кинопрокатчиков проснулся интерес к российской киноиндустрии. Несколько американских газет, в том числе и влиятельная «Нью-Йорк таймс», публикуют на своих страницах интервью с Тимуром Бекмамбетовым. Именно этот человек и его фильм, по мнению американских критиков, сделали прорыв в российском прокате за последние 30 лет. «Нью-Йорк таймс» приводит точные цифры – «Ночной дозор» в России победил «Властелина колец» - это настоящий шок для Америки!

Конечно, трудно представить, что американцы в открытую стали бы хвалить фильм не американского «происхождения». Поэтому сдержанные высказывания «Нью-Йорк таймс» о том, что фильм «режиссера, одетого как евразийский житель сельской местности, изменит представление о российской киноиндустрии», уже звучат как хвалебная песня.

Сам же Тимур Бекмамбетов, создав фильм, который, по крайней мере, в России, побил все рекорды по кассовым сборам, без ложной скромности заявил американским журналистам: «Мы живем в честолюбивой стране, и киноиндустрия в такой стране должна быть честолюбива». Этой фразой заканчивается интервью с нашим соотечественником, и добавить к ней, видимо, было нечего даже отъявленным критикам всего российского.

По поводу того, каким будет американская версия «Дневного дозора», в компании пока не распространяются. Отвечают: «Давайте подождем. Время покажет». Но складывается впечатление, что символ возрожденного кинематографа - талантливого и раскомплексованного режиссера Бекмамбетова - хотят переманить в Голливуд. Хотя бы под предлогом работы над американской версией нашумевшего фильма…

Валерия Хващевская.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов