Таможня должна стоять на границе

Наталья Ардалина

Таможня должна  стоять на границе
В начале нового года по Ставрополю прошел слух, что из города уберут таможню. Бизнесмены, которым регулярно приходится оформлять здесь свой товар, заволновались: насколько правдивы слухи и придется ли перестраивать привычный график работы? Об этом, а также о многом другом мы побеседовали с начальником Ставропольской таможни Андреем Беляевым.

- Андрей Станиславович, когда непосредственно произойдет это событие и как оно коснется ваших «клиентов»?

- Решение о реорганизации Ставропольской таможни в форме присоединения к Минераловодской принято 25 ноября прошлого года. Сейчас мы ждем его реализации в форме приказа Федеральной таможенной службы. В Ставрополе останется таможенный пост. Пост не будет включать в себя отдел бухгалтерского учета, отдел тылового обеспечения и ряд других подразделений, которые обеспечивают функционирование именно таможенного органа, но это никак не повлияет на предоставление услуг по оформлению документов. Все функции, которые исполняла таможня, соответственно будут исполняться этим постом, для участников внешнеэкономической деятельности никаких неблагоприятных изменений не предвидится. Это, скорее, внутренние изменения, происходят они в рамках концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации.

- В чем суть данной концепции?

- Концепция включает в себя два основных момента: первое — перенос таможенных органов из крупных городов. Заметьте, в Москве сейчас нет таможен, они все были вынесены в Московскую область. Делается это в первую очередь для того, чтобы исключить движение грузового транспорта сначала в мегаполис, потом из мегаполиса. Мы достаточно часто получаем нарекания как от жителей района, так и от силовых структур по поводу интенсивного движения грузовых фур, поэтому Южным таможенным управлением прорабатывается вопрос о возможном изменении места расположения поста, который останется в Ставрополе.

Второй этап реализации концепции, который в настоящее время активно внедряется, это перенос таможенных органов в места, приближенные к границам. Здесь речь идет уже о том, чтобы исключить перемещение товара, находящегося под таможенным контролем, по территории страны. Все оформление планируется производить на границе либо в непосредственной близости от нее, на расстоянии не более 30 км. Сейчас при пересечении границы участники внешнеэкономической деятельности едут по месту своего оформления, допустим, в Ставрополь. Соответственно, необходимо оформлять процедуру внутреннего таможенного транзита, осуществлять контроль за перемещением, обязательно подтверждать доставку и так далее, ряд достаточно сложных процедур. Благодаря реализации концепции оформление станет проще. Платежи за груз также будут приниматься непосредственно на границе, значит - по стране не поедет товар, за который еще не заплатили пошлину.

- Нет ли опасности, что граница не справится с возрастающим потоком транспорта, грузов? 

- Сегодня граница не готова в полной степени принять на себя всю нагрузку. Поэтому конечный срок реализации концепции — 2020 год. Федеральной таможенной службой разрабатывается ряд документов, которые подразумевают поэтапный перевод таможенного оформления на границу, в первую очередь, речь идет как раз о создании полноценной структуры в пунктах пропуска.

Не далее чем в 30 км от границы планируется построить так называемые таможенно-логистические терминалы (ТЛТ), где будет осуществляться полный цикл таможенного оформления товаров, в том числе их временное хранение, прохождение всех необходимых видов государственного контроля, декларирование и выпуск в свободное обращение. Там же будут расположены все необходимые службы, например, Росприроднадзор, который выдает соответствующие заключения и сертификаты. Оттуда товар, должным образом оформленный, может ехать в любой пункт России.

- Сегодня эта концепция уже начала применяться на практике?

- С 1 марта 2010 года вступит в силу приказ «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским ( речным) транспортом». Речь идет о том, что товары, прибывающие в морские и речные порты, уже с 1 марта должны оформляться на месте. Морские таможни будут наделены компетенцией оформления документов в отношении этих товаров, за исключением оформления внутреннего транзита. Что касается нас, то нагрузка ляжет в первую очередь на морпорт Новороссийск, сюда из Турции, Китая контейнерами доставляются товары. Соответственно, у Ставропольской таможни работы убавится.

- А что станет с сотрудниками внутренних таможен?

- Федеральной таможенной службой предусматривается целый механизм поддержания кадров, на стадии разработки документы, которые будут обеспечивать серьезный соцпакет для сотрудников, изъявивших желание на переезд к новому месту службы — к границе.

- Использует ли таможня в работе новые информационные технологии?

- Да, сегодня внедряются формы электронного декларирования — уже порядка 40% грузов мы оформляем без фактического присутствия участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, на стадии согласования документы, позволяющие включить нас в перечень таможен, уполномоченных оформлять товар по сети интернет. У нас есть ряд крупных участников ВЭД, которые изъявили такое желание, и мы готовы эти услуги предоставлять.

- А как же в таком случае быть с досмотром? Нет ли опасности пропустить нарушителей?

- Дело в том, что досмотр проводится не по желанию инспектора, а исключительно при наличии на то оснований. С 2006 года внедрена и широко применяется система управления рисками. Здесь есть ряд четких критериев по необходимости досмотра или применения иных форм таможенного контроля. Были времена, когда мы досматривали порядка 75% грузов. Сейчас максимум 20%. Аналогичные формы таможенного контроля применяются во многих странах мира.

Опасность не заметить нарушение в любом случае есть. Даже после досмотра можно предположить, что не нашли контрабанду. В системе управления рисками остаются резервные моменты, интуитивные методы, применяемые должностным лицом по своему усмотрению. При этом существуют критерии эффективности проведения таможенного досмотра. Если есть досмотр, и он неэффективен, это означает, что у инспектора, как минимум, плохая интуиция. Система управления рисками применяется исключительно в интересах участников внешнеэкономической деятельности, чтобы не было соблазна задерживать человека просто так, ведь это влечет за собой временные и материальные затраты: выгрузить, пересчитать, перемерить, взвесить, а в результате ноль. Система управления рисками лишает инспектора такой возможности, она нацелена на то, чтобы все было грамотно и в рамках законодательства.

- Насколько часто вы сталкиваетесь с контрабандой?

- Нарушения таможенного законодательства остались на том же уровне, что и в 2008 году. Увеличилось количество административных правонарушений именно с контрабандообразующим составом. Как правило, это недостоверное декларирование, которое влечет за собой уклонение от таможенных платежей. Мы связываем рост подобных нарушений с финансовым кризисом. Конкурентная борьба обострилась, люди пытались сохранить свои доходы, в том числе и таким образом.
И все же, несмотря на экономические трудности, год мы отработали с неплохими показателями: вопреки мрачным прогнозам объемы декларирования снизились всего лишь на 15%, таможенные платежи даже меньше, чем на 15%. Основные показатели деятельности таможни были выполнены. Таможенные органы наполняют бюджет РФ более чем на 50% уже с 2003 - 2004 годов. Думаю, что данное положение вещей сохранится и в дальнейшем.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление