Театр желает познакомиться с героем... без жилищных проблем

Ольга Метёлкина
Ставропольский академический театр драмы имени М. Лермонтова отыграл свой 160-й сезон, привычная жизнь в нем на время замерла. У актеров, режиссеров, работников цехов, администраторов и всех тех, кто помогает спектаклям воплощаться на сцене, есть возможность перевести дух и наметить планы на будущее. Мне же, как зрителю, хочется оглянуться назад и вспомнить, с чем этот сезон, отмеченный столь значительной датой, войдет в театральную историю Ставрополя.

Как выразился директор театра Виктор Гольский, в этом сезоне коллектив проявил чудеса героизма и выпустил семь спектаклей. Зрители увидели: "Три супруги - совершенства", "Халам-бунду, или Заложники любви", "Соловьиная ночь", "Слишком женатый таксист", "Круг" и "Зойкина квартира". Спектакли, каждый из которых заслуживает внимания.

Одним из самых значительных событий, по мнению В. Гольского, была работа режиссера Алексея Малышева, который приезжал из Тулы специально для того, чтобы поставить спектакль "Круг" по пьесе С. Моэма.

- Он отдал Ставрополю около тридцати лет, - сказал Виктор Иванович. - Когда наш коллектив оказался без художественного руководителя, он потерял в какой-то степени тонус, который мы сейчас пытаемся заново поднять. Приезд Алексея Александровича помог в этом. Если в следующем сезоне будет возможность, мы обязательно пригласим его снова. Еще одним из важных событий, находящихся на стыке сезонов, были гастроли Московского театра "Модернъ". Возможность посмотреть, сравнить, оценить свои силы, поднять планку. Мы бы хотели еще раз пригласить их, например, с их замечательными детскими спектаклями на неделю "Театр - детям и юношеству".

Кстати, московские гости сделали предложение Ставропольскому театру - выступить на сцене театра "Модернъ" в феврале будущего года. Это очень заманчиво, но окончательное решение зависит от финансирования.

Бюджетные проблемы ведут за собой не только трудности с гастролями. Виктор Гольский в этой связи назвал самой большой болью театра отсутствие художественного руководителя:

- Не каждый за эту зарплату возьмет на свои плечи театр. И надо сказать спасибо нашим актерам - очень многое держится за счет их самодисциплины.

Что же касается самих актеров, то не следует забывать, что зарплата играющих на сцене провинциальных театров даже народных и заслуженных артистов несопоставима с жалованьем рядовых служителей Мельпомены в столице. Поэтому никому не придет в голову упрекать актеров за то, что они растрачивают свой талант, озвучивая рекламные ролики и корпоративные праздники. Как заметил директор, театру сейчас позарез нужны герой и героиня, но далеко не каждый артист приедет, зная, что ему не дадут достойную зарплату и квартиру.

При этом "вход" в театр для зрителей остается вполне доступным по цене для людей с разным достатком - билеты стоят на детские спектакли - 30 - 40 рублей, на взрослые - от 50 до 120 рублей, самые дорогие - 150. Несмотря на это, когда начал действовать закон о монетизации льгот, в театре ощутили, как резко упала посещаемость. Ведь для того чтобы попасть на спектакль, требовалось дополнительно потратиться еще и на транспорт. Потом люди приспособились и стали приходить на дневные благотворительные спектакли, где билет стоит 40 - 50 рублей.

Театр очень гибко реагирует на экономические реформы в стране. Однако грядущие культурные преобразования могут загнать его в тупик. Театральная реформа, о которой сейчас так много говорят, больнее всего может ударить именно по провинциальным театрам.

- Не дай Бог, театры переведут на хозрасчет! - ужасается Виктор Гольский. - Искусство не может быть прибыльным. Оно ни в какие времена не было прибыльным. Потому что, если ради прибыли работать, надо ставить сплошь "Люксы", "Женатых таксистов" и другие "кассовые" спектакли. Или превратить театр в кафешантан.

Чтобы не сыпать соль на раны директора, мы поинтересовались, чем же порадует зрителей в новом сезоне театр. Виктор Иванович рассказал, что режиссер Валентин Бирюков уже скоро приступит к постановке спектакля о французском актере Фредерике Леметре по пьесе

Э.Шмидта "Фредерик, или Бульвар преступлений". А также, о том, что планируется пригласить режиссера Малого театра Владислава Константинова для постановки пьесы А. Островского "Пучина". На конец сентября запланированы традиционные обменные гастроли: Академический театр будет выступать в Пятигорске, а в Ставрополь приедет краевой театр оперетты.

Слово

из зрительного зала

Не могу удержаться, чтобы под занавес не сказать о том, что меня, как зрителя, порадовало в прошедшем сезоне.

Во-первых, это была Ирина Баранникова в роли Леночки в спектакле "Халам-бунду, или Заложники любви". И пьеса, и постановка, несомненно, порадовали любителей Ставропольского театра, но вот исполнительница одной из главных женских ролей, честно говоря, удивила. Холодная светская дама, какой мы привыкли видеть Ирину Баранникову на сцене, вдруг творчески раскрепостилась, "позволила" себе быть непосредственной, трогательно неуклюжей и забавной. Когда в игре актеров появляется такой кураж, становится очень заметно, как его не хватает нашему театру.

Порадовало и то, что в репертуаре театра нашлось достойное место и для лирико-драматического спектакля "Соловьиная ночь", поставленного народной артисткой РФ Натальей Зубковой. Он получился искренним и по-хорошему сентиментальным. Свежесть постановке придали молодые актеры, студенты актерского отделения факультета искусств СГУ.

Еще одно "открытие" сезона - молодой актер Илья Калинин. На вечере, посвященном Дню театра, "вдруг" оказалось, что у него замечательные вокальные данные, которые до сих пор не находили реализации в постановках. Затем Илья сумел очаровать зрителей в спектакле "Слишком женатый таксист", где он сыграл соседа с нестандартной сексуальной ориентацией. А закрытие сезона подбросило и ему самому завидный подарок - роль Аметистова в "Зойкиной квартире". Дай Бог, творческие удачи не ослабят "актерского иммунитета" Ильи Калинина, и "звездная болезнь" его минует.



Последние новости

Все новости

Объявление