«Театру нет замены»

Ольга Метёлкина

Для множества ставропольцев заслуженный артист РФ Александр Ростов — человек-праздник. Его знают даже те, кто никогда не бывал на спектаклях Ставропольского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова, поскольку Александр широко известен как режиссер-постановщик театрализованных представлений и масштабных праздников в крае. Не далее как неделю назад на Кавминводах по его сценарию и при непосредственном участии отмечался День края. Может быть, поэтому во время нашей встречи у Александра Владимировича была усталость в глазах.

 
Почему Ростову могут завидовать генералы
Говорят, для того чтобы военному спокойно служилось, у него должен быть крепкий тыл. В этом смысле Александру Ростову может позавидовать любой генерал. Вопреки стереотипному мнению об актерском непостоянстве его непрерывный семейный стаж насчитывает более 26 лет. А его любимую вторую «половинку» зовут «классически» - Наташа Ростова.

Они поженились в Нижнем Новгороде, тогда еще городе Горьком, когда оба были студентами: Александр — театрального училища, а Наталья — мединститута. По распределению, к месту актерской службы в Костромской драмтеатр, поехали уже вместе. А вскоре их уже стало трое - родилась дочь Анастасия. Как только Настя подросла, она вместе с мамой стала самым постоянным зрителем в театре.

Всего же за пять костромских театральных сезонов молодой актер Александр Ростов сыграл на сцене 60 ролей. Но как же быстро летит время! Вот уже двадцать театральных сезонов семья Ростовых живет в Ставрополе. И дочь стала совсем взрослой, без пяти минут – кандидат исторических наук. А ролей сыграно столько, что все, наверное, трудно сосчитать.

Предпочтения не меняются
У большинства зрителей представление об артисте складывается из его ролей. Но, как ни крути, сцена — это ещё не всё. Нам интересно знать, какой он в жизни, тот, кто пробуждает в нас, возможно, уже уснувшие чувства.

Какой он в жизни, Александр Ростов? Чем увлекается? Александр Владимирович признаётся, что театр оставляет совсем мало свободного времени. Однако он всегда находит возможность для чтения. Читает много. Дома собрана большая библиотека. В основном это историческая, мемуарная, театроведческая литература, классика.

- На протяжении жизни предпочтения не меняются, - говорит Александр Ростов. - В прозе это Набоков, Шукшин, в поэзии – Лермонтов и Давид Самойлов, а из европейских поэтов особо любимы Роберт Бёрнс и Франсуа Вийон. В последнее время с удовольствием читаю исторические исследования Эдварда Радзинского.

На телевизор времени обычно не хватает, но если возникает время и желание получить информацию, то смотрят всей семьёй канал «Культура». О сериалах Александр отзывается довольно резко.

- Я считаю, сериалы убивают актерское творчество, - говорит он. - В основе актерской профессии создание образа, а там появляются в предлагаемых обстоятельствах органично говорящие мальчики и девочки. Даже из хороших актеров сериалы создают стереотипы. То же самое — в рекламе. Я принципиально никогда не записываюсь и не снимаюсь в рекламе. Это табу для меня. Все уже знают об этом и не подходят ко мне с такими предложениями. Голос и образ актера не должен принадлежать никаким окорочкам, сухарикам, пылесосам или магазинам. Потому что он эксклюзивен.

Театр должен дарить надежду
Помните, когда появился кинематограф, служители Мельпомены испугались, что детище братьев Люмьер убьёт театр. Время расставило всё по своим местам. А сегодня уже идёт речь о том, что настоящий живой театр даёт больше для души, чем кино, превратившееся в прибыльную индустрию. В этом я солидарна с Александром Владимировичем:

- Сейчас народ засыхает без тоски и праздника, без надежды и веры. Сейчас настолько обострены ожидания, и только в театре человек утоляет этот голод. Выходят живые люди и живым языком общаются со зрителем. Актер говорит своими глазами, своей душой. Ни в одном виде искусства этого нет. Театру нет замены.

Я вспоминаю о том, что Александр Владимирович не только актер, но и дипломированный режиссер, и интересуюсь:

- Если Вы захотели бы поставить свой спектакль, какую бы пьесу выбрали?

Ответ немного удивляет.

- Режиссурой я не занимался и не буду заниматься. Актер и режиссер — это как летчик и конструктор самолета, это совершенно разные профессии. Есть, конечно, исключения, но это — исключения. У режиссера другой способ мышления, он мыслит пластическими категориями, группами людей, образами. Актер мыслит «из себя», и у него совсем другие задачи.

Но если бы возникла потребность поставить спектакль, я бы взял «Женитьбу Фигаро», этот праздник гордости и независимости «маленького человека». Меня сейчас волнуют люди, которые лишены возможности «волшебного» выхода из трудной ситуации. Я думаю, сейчас настало время философского, надбытийного осознания светлого отношения к жизни. Надо дарить надежду. Сейчас обязательно надо видеть свет в конце тоннеля. Театр вместе со зрителем ищет ответы на какие-то важные вопросы.

Может ли актёр не любить своих героев?
«Маленький человек» в исполнении Александра Ростова — это и Костя из спектакля «Халам-Бунду, или Заложники любви», и Виктор из «Свиданий по средам», и Михаил Кустов из «Царской охоты». У каждого из них своя трагедия, даже если жанр пьесы определен как комедия. Каждого своего героя актёр «лепит» под строгим режиссерским оком, но по-своему и с неизменной любовью. И если я абсолютно согласилась с тем, что можно полюбить поэта Кустова и алкоголика-интеллигента Костю, то с карьеристом Виктором — совсем другая история. Но у Александра Ростова свой взгляд.

- Кустов оказался единственным оппонентом, единственным совестливым судьей в ситуации предательства, - говорил А. Ростов. - Кустов как личность возникает в очень острый момент. Он доведен до предела, он бомж, нахлебник, он шут гороховый, пьяница, но есть такие вещи, которые он в себе не предаст. А вот в спектакле «Свидания по средам» возник интересный феномен. Если на первых показах зрителям героев не жалко, потому что они справедливо наказаны, то сейчас нам с Борисом Щербаковым (он исполняет роль Феликса. - О.М.) в финале начинают сочувствовать. Это история «маленького человека», который пытается вырваться из ситуации, где «жизнь скучна, а работа омерзительна». Человек стремится занять рыбное место, где он будет получать какие-то блага, и, когда эта возможность открывается, человек всё бросает в костер. Мне кажется, там есть какая-то щемящая боль, неудачная судьба.

После этих слов мне захотелось еще раз посмотреть «Свидания по средам», а приготовленный вопрос о любимых ролях сам собой повис в воздухе. Хотя ответ на него я получила:

- Мне ближе роли, в которых есть всё, и самое главное — исповедальность, трагический излом, - признался Александр Ростов. - Не о ролях можно говорить, а о мгновениях разных ролей. В «Царской охоте» у Кустова есть монолог, переходящий в молитву, я безумно люблю его, меня всего переворачивает. «Господи, дай мне сил переделать то, что я могу переделать!..» Я после этой сцены сразу ложусь больной. Есть моменты в «Люксе», в «Женщинах без границ»... Тема человека, который ищет выход, пытается найти его в отчаянии, мне очень дорога. Если человек найдет внутренний ресурс, он будет спасен. В этом великая задача живого театра. А наш театр живой. Ушло время пафосных монологов, сейчас нужно всё через себя пропускать, чтобы быть убедительным. Идет напряженная внутренняя работа, приходится расплачиваться за эту искренность, за эти поиски огромной тратой нервов и энергии.

Слушать интересного собеседника можно часами. Тем более такого, как Александр Ростов. За рамками интервью осталось ещё много тем. Прибережём их на потом. Ведь не только круглая дата может быть поводом для публикации.

Коллектив газеты «Вечерний Ставрополь» от лица всех поклонников творчества Александра Ростова поздравляет любимого артиста с юбилеем, и, пожелав здоровья и творческих удач, будет ждать новых встреч.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА
и из личного архива А. Ростова.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление