Террор, переросший в геноцид

.

100 лет назад 24 января 1919 года было принято секретное постановление Организационного бюро ВЦИК РКП (б) «Циркуляционное письмо об отношении к казакам»

«Да, мы были противниками, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинокая…
И мы, как Янус или как двуглавый орёл, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

А.И. Герцен

100 лет назад 24 января 1919 года было принято секретное постановление Организационного бюро ВЦИК РКП (б) «Циркуляционное письмо об отношении к казакам».

Ведут казаков на казнь.
Ведут казаков на казнь.
 Горят поминальные свечи.
Горят поминальные свечи.

В нём, в частности, отмечалось: «Последние события на различных фронтах в казачьих районах – наши продвижения в глубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск – заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимающим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселившейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.

4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдать оружие только надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.

8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящее указания.

ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.

Центральный комитет РКП (б)».

Всё то, что происходило на казачьих землях в 1917-1921 гг., являлось неотъемлемой частью трагической истории нашей страны.

Большинство казачьих войск после революционных событий не стремились участвовать в реставрации монархии, казаки считали себя свободными от присяги, данной императору. К «корниловскому мятежу» многие из них практически были нейтральны, не в последнюю очередь поэтому мятеж был подавлен быстро.

Во время Первой мировой войны казакам, действующим на фронте, впервые пришлось услышать слово «большевик». Их агитационные речи вполне устраивали воинов, так как в них говорилось, что после революции традиции казаков будут сохранены, землю, которую они имеют, никто не позволит отобрать. Ну а коли так, то казакам не о чём беспокоиться. В их сознании большевиками являлись те, кто изгонял помещиков, кто обещал сохранить их традиции.

Однако когда в станицах стала устанавливаться советская власть, то управлять всем стали коммунисты. На местах быстро поняли, что их, образно говоря, надули. Красные, придя к власти, сразу же уничтожили казачье самоуправление, стали проводить принудительную продразвёрстку, насаждать коммуны, свирепо подавлять протесты. Всё это не могло не вызвать протесты казаков. Ну а потом, когда появились постановления ВЦИК РКП (большевиков), то казаки поняли, что и коммунисты, и большевики — это одно и то же — враги казачества.

На Донском областном съезде крестьян (в мае 1917 г.) под давлением большевиков было принято Постановление «О земле». В нём отмечалось (приводим лишь часть этого постановления):

«1. Вся собственность на земле в пределах Ростовского государства навсегда отменяется.

2. Вся земля, входящая в состав Ростовского государства, является достоянием всего народа.

3. Все без исключения земли, составляющую собственность личную, общественную и государственную, переходят в распоряжение всего народа без выкупа…

5. На пользование этим общенародным достоянием имеют равное право все граждане и гражданки России».

…Такие же постановления вскоре были приняты во всех казачьих войсках. Значит то, что обещали большевики, оказалось ложью.

…11(24) ноября 1917 г. был принят Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». И хотя в самом декрете слово «казачество» не упоминалось, юридически как сословие оно было уничтожено. (Как этнос его стали уничтожать со времён Петра I).

Казаки стали понимать, что их обманули, и при том очень жестоко. Казаки — народ чести, поэтому обман на государственном уровне ими был воспринят как личное оскорбление, поэтому не случайно начались восстания. Их начало и ход очень хорошо описаны М.А Шолоховым в «Тихом Доне».

Не случайно в начавшейся Гражданской войне многие казаки воевали в составе Белой армии. В этой войне казачьи соединения во многом превосходили красноармейские.

Партийные органы и советскую власть такое положение тревожило, потому не случайно в документах конца 1918 - начала 1919 г. уже чётко стала прослеживаться идея о «расказачивании». Появление таких документов связывают с именем Я.М. Свердлова. Так, 15 января 1919 года появилась «Директива Я.М. Свердлова», где упомянуты карательные меры в отношении казачества. А 24 января 1919 г. состоялось заседание Оргбюро ВЦИК РКП(б), где принято Постановление «Об отношении к казачеству». Кстати, в этом документе по неизвестным причинам фамилии присутствовавших на этом заседании не указаны.

Я.М. Свердлов скончался 18 марта 1919 г. в день открытия VIII съезда РКП(б). На съезде выступил В.И. Ленин, который высоко оценил деятельность Я.М. Свердлова. Это означает, что и с Ленина, и с Троцкого, и с их политического окружения нельзя снять ответственности за принятие решений о «расказачивании» и их тяжелейших последствий.

При обсуждении вопроса «О циркулярном письме по отношению к казачеству» на съезде принята несколько сглаженная формулировка. Она стала звучать «мы приостанавливаем репрессии», но это не означало, что их отменили. Репрессии против казачества продолжались по-прежнему и в 20-е, и в 30-е годы ХХ века.

До настоящего времени неизвестно, какое количество казаков было уничтожено за 1918 – 1921 гг.

В 1916 году численность казаков, находящихся на военной службе во всех казачьих войсках, равнялась 4 434 тыс. чел., в 1921 г. их осталось менее половины. К сожалению, многие архивные материалы до настоящего времени находятся под грифом «совершенно секретно».

Хорошо, что в последнее время в российской печати появились публикации казачьих офицеров, которым удалось уйти в эмиграцию и там опубликовать свои дневниковые записи. Среди них дневники генерал-лейтенанта М.А Фостикова, полковников Ф.И. Елисеева и П.М. Маслова, которые участвовали в боях на территории Кубани и Ставрополья.

Эти авторы отмечали зверства большевиков во многих станицах Ставропольской губернии. Так, М.А. Фостиков писал: «… За время пребывания большевиков в станице Сенгилеевской (лето 1918 г.) они натворили массу бед, всё было разграблено до кухонной посуды, женщины и девушки изнасилованы. В церкви устроили гульбище и разврат, сгоняя туда днём и ночью женщин. По словам местного священника, на кобылице сидела женщина, и, надев на обоих облачение, эту пару в церкви водили вокруг амвона, поливая из ведра водой.

В станице, где в бассейнах хранили дождевую воду, как питьевую, бассейны были забиты трупами людей и животных».

О зверствах новой большевистской власти автор уже писал в статье «Окаянные дни» (см. «Вечерний Ставрополь» № 233, 8.12.2018 г.).

Рассекречивание Постановления ВЦИК РКП(б) от 24 января 1919 года стало катализатором возрождения казачества в России в 90-е годы прошлого столетия. После Первого Большого казачьего круга в Москве (28 – 29.06.1990) и создания первых общественных казачьих организаций Совет атаманов Союза казаков обратился к Президенту Б.Н. Ельцину с требованием о принятии закона по реабилитации казачества. С таким же требованием ранее обратились чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, которые были выселены из их традиционных мест проживания в 1943-1944 гг.

В феврале 1991 года под председательством заместителя председателя Правительства РФ С.М. Шахрая была создана комиссия по разработке закона о репрессированных народах (в том числе и казачества). В состав этой комиссии вошёл и автор этой статьи. Работала комиссия по 14 часов в сутки. Она старалась внести множество статей по казачеству в готовящийся закон. К сожалению, большинство наших предложений в вышедший «Закон о репрессированных народах» (26.04.1991 г.) не вошло.

Нам не удалась отстоять территориальную реабилитацию, возможность компенсаций за политические репрессии. Это право получили лишь народы, репрессированные в период ВОВ. Многие члены комиссии от Правительства РФ доказывали казакам, что репрессировали не всех, а только тех, кто подпадал под Постановление от 24.01.1919 г. К тому времени (1991 г.) репрессированные, практически все, ушли из жизни, а их дети, внуки уже не считались репрессированными. Да и доказать репрессии по отдельным лицам и семьям было невозможно, так как к архивным документам не было доступа или они отсутствовали.

И всё-таки по этому закону казачество определено как культурно-этническая общность (т.е. народ), «в отношении которого по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождающаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установления террора и насилия в местах спецпоселения». Так, многие казачьи семьи, в частности, из станиц Новомарьевской, Каменнобродской, Сенгилеевской, Филимоновской, Рождественской, Григорополисской, Новотроицкой и др., выселяли в Архангельскую губернию, Казанскую трудовую колонию, на Урал, в Сибирь и другие отдалённые места.

Почти весь двадцатый век казаки подвергались клевете. Это началось ещё с 1905 года, когда эсеры в СМИ и выступлениях на многих митингах клеймили казаков за то, что они участвовали в усмирении беспорядков в 1905 году, а с 1917-го казаков стали преследовать и большевики. Они всеми силами старались уничтожить не только казаков, но и традиции, которые создавали их предки в течение многих веков.

Разумеется, что утерянные традиции казачьего самоуправления, казачьего землевладения и землепользования, казачьей воинской службы вряд ли удастся вернуть в прежнем виде. Но есть возможность создавать новые казачьи поселения, где можно возродить эти традиции, но уже с условием требований сегодняшнего времени. Концепция таких казачьих поселений, в частности, составлена в 2011 году Ставропольской краевой общественной организацией «Станица». Необходимо найти среди казаков энтузиастов, которые смогли бы воплотить эту идею в жизнь. В этой связи будущим поколениям казаков следует знать не только этнографические факты в жизни казачьего народа, но и полноценную историю, традиции, неповторимую культуру, обычаи, которые дадут возможность сохранить этот самобытный субэтнос на многие века.

Петр ФЕДОСОВ,
кандидат исторических наук.

трагическая дата

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «История»



Последние новости

Все новости