«Тому, кто смотрит из костра…»

Галина Туз

«Тому, кто смотрит из костра…»

«Дриаду пляшущую видно Тому, кто смотрит из костра», – бормочу я в каком-то священном ужасе, потому что кажется, из костра и правда кто-то смотрит. Может, это Душа Огня? Мистический Метерлинк, «Синяя птица». Глаза этого «кто-то» множатся, становясь роем оранжевых искр, поднимающихся к темным кронам деревьев, за которыми – звезды. Лес надвигается на нас всей своей неукрощенной мощью, огонь бороться с этим бессилен. Но музыка сильнее огня. Свирель и скрипка, гитары и барабан звучат из глубины леса, как из глубины времен. Наверное, они-то и вызвали Душу Огня, и сейчас из пламени стремительно выскочит, как в пьесе Метерлинка, человек в красном трико…

«Тому, кто смотрит из костра…»

И все же, кто зажег костер в полуночном лесу? Может, это древние друиды развели на поляне свой священный огонь? Может, кельтские воины, заблудившись во времени, попали в век ХХI и, отчаявшись вернут ься к себе домой, решили хоть музыкой себя утешить? И теперь в их балладах летят над землей боги грозы, ветер подпевает рунам северных сказаний, тропа ведет в храм под облаками и перед боем сердце рвется из груди.

Группа MistFolk, город Ставрополь.
Дата создания: 5 декабря 2010 года.
Направление: фолк-рок.
Состав: Линдар Олостур, создатель группы и автор музыки, – флейта, вистл (ирландская флейта);
Алексей Куличёв – вокал;
Ан-2 – скрипка;
Сергей Копылов – соло-гитара, бас;
Алексей Костин – бас, бузуки (мультиинструменталист);
Жора Татусь – барабаны.

Лиц музыкантов не видно. Отблески костра лишь намечают силуэты. MistFolk, «Народ Тумана». Их ли мы видели совсем недавно в модном ночном клубе? Тогда показалось, что под музыку группы пляшет самая искушенная публика, не снисходящая до танцев «под что-нибудь». Танцоры знали, как двигаться, как держаться, знали странные па заморских народных танцев. Здесь же, в лесу, и зрителей-то кроме нас – разве что ставропольские грабы и буки. И все же что-то такое было – к мелодии как будто тянулись из мрака огоньки – то ли светлячки слетались послушать флейту и скрипку, то ли не спящие в ночи курильщики караулили строй гитар.
Кажется, что с импровизированной скатерти-самобранки пялится на нас в темноте хлебная физиономия – в сполохах пламени видны крупный нос и окладистая борода. «Душа Каравая!» – понимаю я. Музыка творит чудеса, не только переворачивая души живых существ, забредших в этот лес в поисках гармонии, но и неодушевленных делая одушевленными, являя их души миру. Вон Душа Света, самая высокая из метерлинковских Душ, ластится к музыкантам, выхватывая из темноты их лица: красавица-скрипачка, сосредоточенный, ушедший в себя флейтист, открытый большеглазый гитарист, сумрачный ударник, улыбчивый вокалист…

«Тому, кто смотрит из костра…»

Такое впечатление, что они готовы играть всюду и всегда, для золотой молодежи в ночных клубах и ресторанах, для байкеров нашего юга, для ростовских меломанов, для юных женихов и невест и… почти что ни для кого в этом сентябрьском лесу, потому что, во-первых, нас адски мало, а во-вторых, нас не видно. А ничего! Музыка диктует свое, она хочет жить, как и любой другой земной организм, она требует: играйте! И они играют. Играют вместе уже почти два года, не заморачиваясь особо насчет славы и денег. Негде переночевать в Ростове, и лавочки сойдут (погреемся потом – в демократичном фастфуде, заодно и кофе бесплатный, может, обломится). А то и вообще – 24 часа нон-стоп-концерт, как в Тихорецке: долой сон, долой еду, на пирсе одни слушатели сменяют других, а они играют и играют до тех пор, пока солнце, разбуженное их музыкой, не выглядывает из-за горизонта и не присоединяется к благодарной публике.
В «мистфолках» нет ничего от снобизма осознавших собственное совершенство творцов, от самовлюбленности и расчета нынешних засахаренных поп-звезд. Музыку они выдают, прямо как птицы небесные свои трели под облаками. Птицы небесные, конечно, не сеют, не жнут… А вот им приходится, в смысле, каждый работает на своей работе, с музыкой вообще-то совершенно не связанной. Занят кто чем: массаж, экономика, компьютеры, математика, все полезные для общества дела, за которые оно платит. А музыка… Витает себе в эмпиреях, и они вместе с ней. Кстати, насчет эмпиреев. Это ведь, как считали античные философы, одна из верхних частей неба, наполненная огнем. То-то тянет «мистфолков» в леса, к кострам, к огням, блуждающим за деревьями.

«Тому, кто смотрит из костра…»

Флейтист – заклинатель музыки. Как добрый бог лесов и полей Фавн, родоначальник песни, восседает он на поваленном стволе, выводя на своей дудочке нечто такое, что, наверное, и заставило гамельнских детей уйти за Крысоловом. Мы бы тоже отправились за дудочкой далеко-далеко, мы бы ушли из города: от назойливого термина «успешность», от необходимости соблюдать дурной ритуал, от того, чтобы улыбаться недругу, а с другом не видеться годами… Сплести бы венок из листьев бука – говорят, это надо сделать перед тем, как обратиться к Фавну за предсказанием, – и улечься возле костра, подперев голову рукой: авось, бог снизойдет к нам и напророчествует своей музыкой счастье и покой. А еще лучше – свет.
Рядом журчит лесная речушка. Вот и источник, из которого надо окропить голову, чтобы все было по правилам: прогноз на дальнейшие события в нашей жизни Фавн дает с помощью своей музыки. И она предвещает удачу! Жаль только, что он свой вистл оставил дома, но, с другой стороны, нечего его по лесам таскать, вистл – штука нежная…
А скрипка мелькает меж деревьев и меж музыкантов, как будто это лесная нимфа-дриада расшалилась в полночь-заполночь. Она то присядет рядом с гитаристом, то подыграет стеснительному зрителю, отважившемуся тронуть струны гитары неумелыми пальцами… Как-то мы стали свидетелями диалога двух скрипачей. Это было не спланировано и не проплачено, и вообще – случилось посреди законного перерыва музыкантов во время концерта. Но аргентинская скрипка не отставала от ставропольской, а ставропольская вела свой разговор отчаянно и радостно, без всяких там условностей. Когда на твоих глазах разворачивается нечто такое прекрасное, которое не повторить, которое рождается само по себе, потому что решило появиться на свет, как появляются на свет цветы и дети, – вот тогда и понимаешь, что есть настоящая жизнь и ее непостижимая тайна. Это музыка и это творчество, которые не уловить ни в какие силки.

«Тому, кто смотрит из костра…»

Они как будто заговаривают свою музыку, отводя от нее злых духов. Говорят: «ирландщина», говорят: «возвращалка». Вроде как иронией скрывают истинное свое к игре отношение. Это оберег! Так Ахматова говорила: «стишки», а что, мол, собственно, здесь особенного?
…Вокалист отбивает ритм ногой, облачко пыли серебристо растекается от его ног, будто туман… «МистФолк».
Ударник с гитаристом приводят за собой белую собаку. Она пытается утянуть с клеенки кусок колбасы – поступок, достойный любого уважающего себя пса. И ему невдомек, что человек считал: собака может видеть духов, поэтому она посвящена богу Фавну. И наш хвостатый гость тоже навсегда вписан теперь в сегодняшний потаенный вечер, который все не кончается и не кончается – тому, кто смотрит из костра, слушать не надоедает…
Мы тихонько шепчем друг другу: «Этот лес, наверное, таких песен еще не слышал!». «Почему? Это же его песни!».

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление