Трагедия народа

Трагедия народа
24 января этого года казачество отмечает 95-ю годовщину трагической даты в своей истории. Именно в этот день в 1919 году состоялось заседание Организационного бюро ЦК РКП (большевиков), на котором был рассмотрен вопрос о казачестве.

На нем принято циркулярное письмо «Об отношении к казакам». Оригинальный текст циркулярного письма не сохранился. Не сохранились и фамилии присутствующих на этом заседании. В Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма имеется только копия этого письма, которое гласит: «Последние события на различных фронтах в казачьих районах – наши продвижения в глубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск – заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимающим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселившейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.

4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдать оружие только надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.

8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящее указания.

ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.

Центральный комитет РКП».

Получив такую директиву, партийные органы на местах: на Дону, Кубани, Тереке, Урале и других казачьих местах применили репрессии не только к богатым казакам, уничтожая их поголовно, но и практически ко всему казачеству. Тем более циркулярное письмо это позволяло. Казакам запрещалось ношение своей традиционной одежды, из обращения извлекалось даже само слово «казак». Не обошли репрессии казаков, проживающих на Кубани и Тереке.

Ответом на такие репрессивные меры явились многочисленные восстания. Те трагические события, происшедшие на Дону, описал великий писатель ХХ века М. А. Шолохов в романе «Тихий Дон».

Казаки многих станиц Терека и Кубани также восставали против бесчинств власти большевиков. В горах, лесистых местностях скрывались казаки-повстанцы, которых официальная власть стала называть бело-зелёными бандитами.

Разумеется, бело-зеленые не были бандитами. Это настоящие патриоты, которые не могли мириться с насильственным расказачиванием, не заслуженными репрессиями. Это были преданные России воины, которые сражались на полях Первой мировой войны, переросшей, к сожалению, в гражданскую, братоубийственную.

Казаки-фронтовики поверили агитаторам, утверждавшим, что нужно бросать фронт и ехать в свои станицы работать на своей земле, которую у них никто и никогда не будет отбирать. Однако все это оказалось ложью. По прибытии в свои станицы казаки увидели совсем другое. Здесь проводились продразверстка, расстрелы, ликвидация традиционного казачьего самоуправления…

В таком положении оказались и станицы, находящиеся недалеко от Ставрополя: Новомарьевская, Филимоновская, Рождественская, Каменнобродская, Сенгилеевская, Новотроицкая и др.

Насильственные действия советских властей против казаков заставили многих из них взяться за оружие и уйти в Татарский и Русский леса. Вскоре был создан большой повстанческий отряд, которым руководил есаул из станицы Новомарьевской Василий Беззубов. К повстанцам стали примыкать и много казаков, прибывших после предательского бегства руководства Кубанской армии с берегов Черного моря 20 апреля 1920 года.

О бело-зеленом восстании и действии повстанцев написана историческая повесть М. А. Таратухина и П. С. Федосова «Сыны красавицы Кубани», которая издана в прошлом году.

К сожалению, о восстании казаков в станицах Новомарьевской, Рождественской, Каменнобродской, Сенгилеевской, Филимоновской и др., да и вообще о так называемом бело-зелёном движении в начале 20-х годов ХХ столетия вблизи Ставрополя знают немногие, в том числе и жители станиц, и краевого центра.

Несмотря на то, что в средствах массовой информации тех лет казаков-повстанцев называли бандитами, в «Информационной сводке» СтавГубЧК с 1 по 15 октября 1921 года (ЦА ФСБ РФ Ф.1. ОП.1. Д. 0434) отмечается: «…Повстанческий отряд Беззубова имел чётко определённую политическую окраску – врангелевцы» (выделено автором).

Врангелевцы, так же как и деникинцы, колчаковцы, калединцы, бичераховцы, шкуровцы, духонинцы, семёновцы, каппелевцы и многие другие, были крупными воинскими соединениями Белой армии, в которых сражались и казаки. Они были патриотами. Подтверждением этому служит то, что в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 гг. многие руководители Белого движения, находясь за рубежом, не пошли (за редким исключением) на сделки с вермахтом.

Известно, что прах А. И. Деникина, как патриота России (по решению Президента В. В. Путина), перенесён с казачьего кладбища штата Нью-Джерси (США) и захоронен на территории некрополя Донского монастыря г. Москвы.

В некрополе Донского монастыря захоронен и прах генерала В. О. Каппеля, который в ноябре 1919 года адмиралом А. В. Колчаком был назначен командующим Восточным фронтом Белой армии. Обоих генералов посчитали патриотами. А вот многие тысячи казаков, выступивших против насилия, против террора, репрессий большевистской власти, остаются до настоящего времени бандитами — они даже по прошествии десятилетий не реабилитированы.

Жаль, что до настоящего времени мы не определились в оценке революционных событий 1917 года и Гражданской войны 1918 – 1921 гг. Действительно в эти времена совершались преступления как с одной, так и с другой стороны. Однако всем преступлениям надо давать объективную оценку. Двух сторон исторической правды быть не может. Правда всегда одна, пусть порой и горькая.

Почти весь двадцатый век казаки подвергались клевете. Большевики их преследовали за традиции, которые складывались у этого самобытного народа многие века, за верность Родине, православной вере.

Молодому поколению казаков следует не только знать какие-то элементарные этнографические факты о жизни своего народа, но и полноценную, правдивую историю, всеми силами стараться претворять в жизнь своеобразные традиции, обычаи, неповторимую культуру, вобравшую в себе и культуру соседних народов. Все это в будущем даст возможность сохранить еще на многие времена этот своеобразный этнос.

Мы должны твердо помнить, что большевистская власть успешно действовала на многих фронтах, в том числе и из-за отсутствия единства среди казаков. Нечто подобное повторяется в казачьем движении и сегодня. Глубочайшей ошибкой следует считать деление казаков на реестровых и нереестровых. Всем казакам надо думать о своем будущем. Если они будут жить также и дальше разрозненно, враждуя между собой, то через несколько лет о казачьем этносе будут говорить, как об исчезнувшей исторической общности.

Петр Федосов, кандидат исторических наук, член Союза журналистов Российской Федерации.



Последние новости

Все новости

Объявление