Требуется… руководитель

Лариса Ракитянская

В администрации города Ставрополя второй год подряд проходит конкурс «Хочу стать директором школы». Он позволяет не формально, а творчески подойти к созданию кадрового резерва

Члены жюри строги и доброжелательны. Слева направо - В. А. Медведева,  Л. Н. Токарева, Т. В. Середа, Е. П. Букша.
Члены жюри строги и доброжелательны. Слева направо - В. А. Медведева, Л. Н. Токарева, Т. В. Середа, Е. П. Букша.

В минувший четверг в малом зале администрации города собрались члены Совета руководителей образовательных организаций, представители родительской общественности, Совета отцов, школьники - лидеры ученического самоуправления, педагоги нашего города. Вместе они оказались не случайно: уже второй год администрация Ставрополя реализует интереснейший проект, суть которого — поиск одаренных, современных, грамотных людей, желающих, а главное — способных, возглавить школу, детский сад, учреждение дополнительного образования. Потребность такого необычного поиска кадров возникла тоже не случайно: Ставрополь стремительными темпами развивает свое образовательное пространство: «на подходе» открытие еще одной школы, только что обрело реальные перспективы строительство нескольких новых детских садов... Да и само содержание образования прочно встает на рельсы инноваций - сегодня уже мало исполнять привычные функции руководителя. Время требует думать о развитии школы и детского сада, создавая новые управленческие модели. А это невозможно без системной работы по подготовке управленческих кадров. С приветственным словом к участникам конкурса обратилась Татьяна Середа, заместитель главы администрации города Ставрополя, председатель жюри конкурса, отметив, что подготовка успешного директора приобрела цели, сравнимые со значением экономических преобразований нашего общества. Вот почему администрация Ставрополя и педагогическая общественность города реализует этот проект.

Двое из шести возглавили школы

В этом году конкурс «Хочу стать директором школы» расширил свои границы: в нем приняли участие не только педагоги школ, но и дошкольных образовательных учреждений. В прошлом году проект носил «пробный» характер, но оказалось, что он дал неплохой результат: в первом этапе конкурса принимали участие шесть претендентов на должность директора школы. И вот два его участника - Евгения Валентиновна Волосовцова и Светлана Геннадьевна Шутова — возглавили две школы краевого центра - № 37 и № 6 соответственно.

А другие его участники — О. В. Гриценюк,
Н. В. Короткова, О. В. Папшев и А. В. Пушкарская – включены в резерв руководящих работников образовательных учреждений города Ставрополя. За активное участие в конкурсе «Хочу стать директором школы» они награждены благодарственными письмами комитета образования администрации города Ставрополя.

Рутина не гасит горящие глаза...

Пока шла жеребьевка новых участников конкурса, я поймала себя на ощущении, что впервые понимаю, как надо искать руководителя. Назначить директора или заведующего детсадом из «бумажного» резерва проще простого. Потом, если человек не справляется, можно сменить его на другого — по списку. Так сказать, ротация кадров...

А как понять, что движет человеком, претендующим на пост директора или заведующего детским садом — личные амбиции или искреннее желание во что-то вдохнуть жизнь, мысль и действие? Оказывается, и это возможно — надо только выслушать и услышать. А если его слово прозвучит еще и в заинтересованной, доброжелательной, но в то же время — весьма взыскательной аудитории, которая способна строго спросить и в то же время понять и почувствовать «своего» человека, то претендент на высокую должность раскроется, продемонстрирует талант и деловые качества. Ведь говорит-то он с коллегами — настоящими и будущими! А профессионалов ох как трудно обмануть — педагогический стаж и чувство ответственности не позволят...

Да и о коррупции при назначениях можно не беспокоиться — тут решает дело не взятка и кумовство, а только талант и, если хотите, уверенность, знания и опыт...

Но попробуйте-ка изложить свое видение управленческой концепции за три минуты! Вот где надо уметь быть кратким и талант проявить!

Все нынешние участники конкурса — Н. И. Крикуненко, Е. А. Степовая, М. А. Клещарь, И. А. Скиперский, О. В. Лось, И. А. Тальницкая и Н. Ю. Федорковская — педагоги с большим стажем работы, имеющие заслуги не только на городском, но и на краевом и федеральном уровнях, люди, имеющие ученые степени. И все же, думаю, даже им непросто далось это конкурсное задание — самопрезентация. Что и подтвердили даже некоторые члены жюри - действующие директора школ с солидным опытом руководства...

И. А. Тальницкая представляет детсад № 54.
И. А. Тальницкая представляет детсад № 54.

Кстати, в выступлении одной из конкурсантов прозвучала мысль, что даже горящие глаза иногда гасит рутина. С ней не согласились: образование этого не терпит, оно не «отпускает» никогда, не дает останавливаться...    

«Хочу — могу — надо»

Защита проектов «Я – руководитель» оказалась динамичной и интересной не только по содержанию, но и по форме. Подробно рассказывать о каждой презентации не стану, ведь так я ненароком могу повлиять на решение жюри. Ограничусь общим впечатлением: все выступавшие — люди неравнодушные, деятельные и смелые. Кто-то смог оригинально представить свою управленческую концепцию, используя логику, кто-то убеждал жюри в умении креативно мыслить, предлагая в дошкольном учреждении место воспитателям-мужчинам (прозвучало словосочетание «групповой папа»). Кто-то показал знание главных управленческих критериев — предвидеть, планировать, организовывать, координировать, контролировать.

«Мужская» часть конкурсантов (их было двое) отличилась умением показать свою деятельную натуру и преданность профессии учителя. И хотя один из конкурсантов пришел в педагогику как бы «вынужденно» - так уж сложилась судьба, школа его уже не «отпускает». Оказывается, и здесь карьерные амбиции и рост возможны и уместны...

Сегодня понятие «бизнес и образование» утратили свою актуальность: мы поняли, что две эти сферы несовместимы. Но на конкурсе был представлен и такой опыт одной из участниц. Из предпринимательской сферы жизнь ее вновь вернула в любимую профессию. Теперь она убеждена: полученный багаж и управленцу ох как пригодится!

Конечно, звучали трудные вопросы к конкурсантам. К примеру, заместитель председателя жюри, руководитель комитета образования администрации г. Ставрополя Е. П. Букша многим предлагала «блиц». Прозвучал из ее уст такой вопрос: от чего бы вы сразу отказались в руководимой вами школе? «Я исключила бы даже возможность разделения коллектива на какие-то «группы по интересам», умно и тонко и точно ответила конкурсантка.

Другого участника конкурса Елена Петровна попросила определить понятие «содержание образования». Короткая пауза, и был дан четкий ответ — соответствие стандартам.

Школьники тоже задавали свои вопросы участникам конкурса. Но ребята больше поддерживали своих учителей.

После самопрезентации будущих «резервистов» у меня сложилось впечатление, что все участники необычного конкурса громко заявили о себе, и каждый в меру сил сказал главное: я хочу быть руководителем, я могу  и я буду им, если надо.

Прошедший конкурс убедил меня и в том, что городу нужны мудрые, молодые и уже опытные руководители. И в том, что сами конкурсы такие тоже нужны — открытые, честные, интересные. Возможно, на следующий год они вообще станут еще более публичными — прозвучала и такая идея.

А еще все участники конкурса (нынешние и завтрашние) будут направляться на различные курсы повышения квалификации. Эффективного руководителя надо готовить серьезно, чтобы он был готов к принятию стратегических решений в условиях изменений, к четкой расстановке тактических приоритетов, к управлению командой, к презентации своего учреждения в публичном пространстве.

Городу сегодня требуется перспективный и профессиональный руководитель образовательной организации, способный расширять личностные горизонты, повышать свою экономическую грамотность, психологическую устойчивость, иметь навыки прогнозирования путей развития современной школы.  

Фото автора.

Ставрополь, Хочу стать директором школы, конкурс

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости