Три жизни завода

Валерий Манин

Юбилей

В этом году исполнилось шестьдесят лет заводу «Электроавтоматика». Это знаковое событие не только для коллектива предприятия - одного из лидеров ставропольской промышленности. Своими воспоминаниями о жизни и истории завода делится ветеран завода, участница Великой Отечественной войны, член Союза журналистов Клара Журавлева.

Клара Журавлева
Клара Журавлева

Правильно гласит мудрость – «Время неумолимо». Сегодня будто невзначай среди архивов нашла большой конверт, в котором уже много лет хранятся фотографии, записки и записи. Они остались с тех времен, как я оставила работу и ушла на заслуженный отдых, проработав 22 года на ставропольском заводе «Электроавтоматика».

От корней своих

История завода непростая. Главное, в отличие от других ставропольских заводов и фабрикам, он пережил Великую Отечественную, горбачевскую перестройку, а затем развал Советского Союза, уничтожение экономики, после чего и его, как экономической структуры, не стало. История предприятия не только не простая, но и интересная. Чтобы понять, как завод жил все эти 60 лет, начну с начала его деятельности.

В 1958 году при разработке контрольных цифр семилетнего плана развития СССР необходимо было определиться с созданием в РСФСР целой серии заводов на базах законсервированных или бездействующих строительных площадок.

Такая площадка нашлась и в Ставрополе. В этом местечке стояла начатая, но бездействующая стройка мешкоторной фабрики бывших мастерских Центросоюза, известных в то время, как мастерские Витковского, рядом с нефтебазой. Кривились деревянные навесы, превращенные мясокомбинатом в кошары для скота, сырели почти разрушенные стены без крыши да расползалась обыкновенная загородная свалка без подъездных путей.

28 ноября 1958 года приказом председателя Совнархоза директором завода был назначен А.А. Самарич. В СССР это было первое предприятие электротехнической промышленности на Северном Кавказе. Все знали его как завод «Электроавтоматика», чьи корпуса стояли на пустынной окраине города.

Первая жизнь

Большим потоком поступало оборудование: верстаки для сборки, станки для намотки катушек регуляторов напряжения, сверлильные станки, токарно-револьверные автоматы и полуавтоматы. Молодым заводом А.А. Самарич руководил недолго.

Юбилейный знак завода
Юбилейный знак завода

В 1964 году Главк утвердил директором Александра Михайловича Корякина, имеющего врожденные качества хозяйственника, до этого поднявшего из руин один из заводов в Дагестане.

Ему было тогда всего 44 года. На фронт его не взяли, а оставили работать на военном оружейном заводе. Потом недолго были и другие директора, но не удержались. А производство развивалось…

Как грибы в нескольких метрах от железнодорожной колеи возводились один за другим корпуса производственных цехов. Вместе с заводом росли и люди. Молодые рабочие заочно учились и в дальнейшем работали на нем инженерами и техниками, лаборантами, начальниками цехов и производственных участков.

Начался период быстрого развития завода, наращивания производственных мощностей, расширения ассортимента продукции, а в 1975 году на базе завода было создано объединение, в задачу которого входила перспективная разработка выпуска новых изделий.

На завод пришла молодежь, и он был объявлен ударной комсомольской стройкой, а вскоре превратился в современное предприятие, специализирующееся на выпуске силовых полупроводниковых преобразователей, — это было новое производство в стране.

В 70-е годы завод имел 40 тысяч квадратных метров производственных площадей, оснащенных современным оборудованием, и поставлял продукцию более трем тысячам предприятий в 16 областей и краев Советского Союза и в 47 стран мира, в том числе в Японию, Францию, Швецию, Норвегию, во все страны - участницы СЭВ. Таков был его качественный рост.

Большую помощь завод оказывал возведению городских объектов: Дома народного творчества, аэропорта, диагностического центра...

Личное...

В 1970 году моя учеба в Московском полиграфическом институте окончилась, и по рекомендации я пришла на молодой завод, чтобы создать там полиграфическое производство: предприятию понадобились своя типография и картонажный участок для изготовления упаковки и паспортной документации. Срочно нужны были паспорта на готовые изделия на пяти языках стран мира и упаковка, без чего все, что выпускалось заводом, лежало бы на складах готовой продукции. Значит, не будет выполнен план, завод не получит прибыль.

14 октября 1970 года я была зачислена в отдел главного конструктора на должность инженера-конструктора 1-й категории, и мне вручили ключи от небольшого помещения без окон, где стоял печатный станок «ЭРА» и на нем работали два электрофотографа - Лида и Света.

Меня обязали, построить помещение, закупить полиграфическое оборудование, собрать заявки на печать для подсчета загрузки. А пока размещать заказы в других типографиях.

Работы немало: бумага, картон, краски, шрифты, наборные, печатные, коробкошвейные станки и прочее оборудование, необходимо было набрать и штат. С заданием справилась — типографию построила.

Новый рывок

Когда я пришла на завод, были уже возведены главный корпус, склады, столовая на 740 мест, детский сад-ясли на 280 мест. Вскоре была построены база отдыха «Южная» на побережье Черного моря, базы отдыха на двух водохранилищах на Ставрополье, восемь жилых домов для рабочих...

Завод расширялся, и город предоставлял ему дополнительные территории.

Продукция пошла потоком, и по своим качествам его изделия не уступали лучшим образцам продукции, производимой в стране. Изделиям был присвоен Государственный знак качества, что составляло 75% в общем объеме производства. Он постоянно был участником ВДНХ и неоднократно награждался дипломами.

Огонь Вечной славы до того, как его зажгли на Комсомольской горке, по решению руководства края был привезен на завод для хранения.

Первая ласточка

В 1987 году «Электроавтоматика» в качестве головного предприятия вошла в состав научно-производственных объединений «Севкавэлектроаппарат».

С июля 1989 года он начал работать в условиях экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного расчета с применением отчислений от дохода и регулирования роста средств на оплату труда. Это была первая ласточка новых принципов хозяйствования.

При заводе были созданы кооперативы с различными задачами: «Ока», «Преобразователь», «Поиск», «Зори Кавказа», «Ареол». К примеру, «Зори Кавказа», которые занимались производством сельхозпродукции, выращивали уток и свиней.

Но все-таки в начале 90-х завод стал предприятием, специализировавшимся на выпуске силовых полупроводниковых преобразователей. Само собой разумеется, выпускались и товары народного потребления. А территорию завода украшали цветники.

Инициативный руководитель А.М. Корякин после наступления пенсионного возраста работу не оставил и еще восемь лет продолжал управлять заводом. Будучи директором, воспитал дружный и сплоченный коллектив, пользовался авторитетом у краевых и городских властей – был членом горкома партии, делегатом 24-го съезда КПСС, членом крайкома, он награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»...

У Александра Михайловича на первом месте были люди с их повседневными заботами. На планерках он часто произносил фразу: «Думать о людях». Он знал производство, знал рабочих, жил заботами и нуждами людей.

Увы, А.М. Корякин тяжело заболел, и вскоре его не стало.

Директором завода Главк назначил вернувшегося с учебы Евгения Кузнецова, бывшего главного инженера, как говорится, плоть от плоти предприятия. Завод начал возрождаться, но спустя всего три года Евгения Семеновича отозвали на работу в правительстве края, а вместо него должность директора занял Анатолий Коваль, много лет работавший на заводе конструктором.

Наступил 1991год. Михаил Горбачев объявил «перестройку», и, как и другие, «Электроавтоматика» стала жить в непонятном режиме. Начались серьезные трудности.

Смутное время

Заводы, поставщики деталей, перестали в срок выполнять заказы, а значит, и завод давал сбой. План выполнялся в последние три дня месяца и немалыми усилиями: в цеха уходили все службы - конструкторы и технологи, вплоть до уборщиц. Корпус заводоуправления в эти дни замирал. Планерки проводились на ходу - в цехах обсуждались причины возникших проблем, искали выход из ситуации, но безуспешно. Завод ждал комплектующие, а их не было... Перестройка окончилась другой бедой.

Беловежский сговор 1991 года в одночасье разрушил все — и производство, и страну.

Потребители прекратили предоплату. Некоторые рассчитывались бартером — вплоть до тушенки. Заводу нечем было платить поставщикам, и он оказался парализованным, как и другие.

Началась «дикая» приватизация, акционирование и скупка у заводских рабочих ваучеров, подаренных Чубайсом с обещаниями.

Завод лихорадило. Решался вопрос, каким быть предприятию. Никто не понимал, что такое акционирование.

А цеха уже стояли - тихие и темные. Рабочих выпроваживали в долгосрочные бесплатные отпуска, многие из лучших специалистов превратились в «челноков». Часть рабочих, боясь остаться безработными, быстренько переметнулись в обосновавшийся на территории завода в одном из цехов кооператив «Линкор».

Началась распродажа и дележ заводского имущества. Кто-то тайно приобретал акции. Шла борьба за обладание контрольным пакетом, для этого скупались и ваучеры у рабочих завода. Наиболее умные понимали, что так дальше продолжаться не может.

Борьба за выживание

На первом собрании акционеров присутствовал практически весь коллектив. Обозначились будущие хозяева.

Первый ряд заняли А.И. Семенов, бывший рабочий завода, создавший товарищество с ограниченной ответственностью «Линкор», имеющий 23% акций, Б.А. Ветчинкин – бывший экономист завода, ставший директором ЛТД «Электротех», - 13% акций, господин из краснодарского инвестиционного фонда «Южный» с 10-ю процентами... В первый ряд также сел молодой В. Филимонов, получивший от государства, как комсомольский вожак, беспроцентный кредит.

В.Филимонов свою комсомольскую деятельность прекратил, а кредит передал Семенову и ушел к нему в структуру.

Генеральный директор А.А. Коваль оказался автоматически отстраненным от работы. Началась реорганизация.

Раздел

Голосовали дружно, не зная того, что голоса трех тысяч акционеров не имели никакого веса. Пакет в 51% акций уже был у вышеперечисленных новых хозяев. Директорат избрали из девяти человек. Председателем совета директоров утвердили бывшего рабочего А.И. Семенова, генеральным директором ОАО «Электроавтоматика» - А.И. Вешкурцева, Б.А.Ветчинкин возглавил ЛТД «Электротех», экономику и финансы доверили В. Филимонову, Ю. Мишин остался директором по снабжению и сбыту.

Успешный прежде завод превратился в ничто. Его, по сути, не стало. Предприятие поделили на куски - ОАО «Электроавтоматика» остались станция нейтрализации, отдел главного энергетика, связь, ремонтно-механический и 8-й цех, где выпускались комплектующие и велись другие работы. Десятый цех, самый большой, взял себе «Линкор», а еще пятый и инструментальный цеха. ЛТД «Электротех» достались 2-й и 4-й. Типографию, которую я создавала практически своими руками, уничтожили, продав часть полиграфического оборудования, а на ее территорию пустили частное полиграфическое предприятие «Орфей». Музей, тоже созданный мной, закрыли. Меня, как и других сотрудников, отправили в так называемый бессрочный отпуск.

К тому же еще цех деревообработки отдали в аренду дельцам, общежитие кому-то сдали, а на оборудовании столовой новые хозяева пекли чебуреки. Штат конструкторов и технологов наполовину сократили, и создали самостоятельное предприятие, назвав почему-то лошадиным именем «Мустанг».

Возможно, в деталях имеются некоторые неточности, но в основном раздел был основательным и капитальным. Поделили и огромные складские помещения. Эти деяния были завершены 3 мая 1995 года.

Вскоре Вешкурцев с завода ушел и обосновался в банке. Что стало с базами отдыха? Где спортивный инвентарь? Этих подробностей тогда я не знала. Всё держалось в секрете, приходилось довольствоваться слухами.

Развал

У тех, кто много лет проработал на заводе, не стало возможности даже бывать там.

Однажды пришла на завод. Пропустили. Пошла, как всегда, по центральной дороге в сторону транспортного цеха. Там, где некогда благоухали розы на клумбах, росли сорняки. Цеха темные, пустые и холодные (не отапливались). Исчез тот здоровый, радующий слух, шум работающих механизмов. Вокруг тишина. Гробовая...

Я заплакала. В штате завода я уже не числилась.

Личность в истории

В то время такая тяжкая судьба была почти у всех наших городских заводов и фабрик. И многие из них не выжили.

А завод «Электроавтоматика» родился в рубашке. Ему повезло больше, чем другим. Спустя год на очередном собрании акционеров генеральным директором общества был избран Юрий Мишин, который еще в восьмидесятые годы работал в отделе снабжения.

Юрий Мишин
Юрий Мишин

Юрий Данилович оказался хорошим хозяйственником и патриотом предприятия. Все последующие годы завод под его руководством постепенно выходил из комы, многое из того, что было утеряно, он вернул на место. «Электроавтоматика» ожила.

Часто от сотрудников можно было услышать: «Мишин – директор что надо».

Юрий Мишин, молодой и крепкий сибиряк, после некоторого отсутствия возвратился в Ставрополь по приглашению, чтобы возглавить практически развалившийся завод.

Хотя в то время я на предприятии не работала, но, общаясь с коллегами, представляла, как тяжело Юрию Даниловичу пришлось в первые два-три года его директорства. Он по крупицам возвращал все отданное и проданное за бесценок. Это был первый этап его деятельности в качестве директора.

Строки биографии

Так кто же он - нынешний генеральный директор в девяностые годы погибшего завода «Электроавтоматика» Юрий Данилович Мишин?

В 1975 году он окончил Томский политехнический институт имени С.М. Кирова. Кроме специального имеет и юридическое образование, он кандидат юридических наук. И эти знания с успехом использует в работе.

В 2007 году мне попалось одно издание правительства Ставропольского края под названием «Лучшие люди Ставрополья». На одной из страниц - фотографии Ю.Д. Мишина и одного из цехов АО «Электроавтоматика». Страница озаглавлена «Юрий Данилович Мишин», и далее идет текст: «Немного сегодня в Ставрополе предприятий, где славные традиции прошлого сохранены и приумножаются в условиях рыночной экономики. В их числе ОАО «Электроавтоматика», которым уже 12 лет успешно руководит Ю.Д.Мишин».

На сегодняшний день Юрий Данилович этим предприятием руководит уже 23-й год — без малого две трети существования производства.

Возрождение

Руководство предприятия умело сочетает традиции преемственности опыта старших профессионалов с новаторскими идеями молодых специалистов.

АО «Электроавтоматика» сегодня является одним из основных российских производителей зарядных устройств и подвижных баз для аккумуляторных батарей средств связи, автомобильной и авиационной техники, устройства управления обеспечивают работу текстильной, полиграфической, горнодобывающей и химической промышленности.

За время руководства Ю.Д. Мишиным предприятие завоевало прочные позиции на международном и российском рынке по производству различной электротехнической продукции, куда входит и продукция оборонного значения. И сегодня является исполнителем государственных заказов Министерства обороны РФ и других силовых структур.

АО «Электроавтоматика» активно живет жизнью города.

Генеральный директор заботится о подрастающем поколении, оказывает помощь вузам и школам, детским домам и больницам города, поддерживает связь со Ставропольским государственным университетом (СКФУ). За счет предприятия там создана кафедра промышленной электроники с учебными классами и лабораториями для обучения студентов. Участвует в программе по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения.

На заводе работает множество спортивных секций, в которых занимаются все желающие. Успехи заводского футбольного клуба известны за пределами края. Завод содействует в проведении краевых и городских спартакиад.

В марте 2017 года Ю.Д. Мишин стал почетным гражданином города Ставрополя.

За эффективное управление предприятием, большой вклад в экономику, образование, медицину и культуру, многолетний добросовестный труд у Ю.Д. Мишина много наград, в том числе и почетное звание «Герой труда Ставропольского края», много федеральных и региональных медалей.

Мишин - почетный доктор медицины Ставропольского государственного медицинского университета. Он уже много лет оказывает помощь городской поликлинике №2, Ставропольскому краевому диагностическому центру, фондам ветеранов и защите детей...

Само предприятие неоднократно отмечалось городскими, краевыми наградами, знаком Министерства обороны РФ.

Неузнаваемым за последние годы стало предприятие: производственные корпуса, здание заводоуправления, обустроенная территория. Изменился и заводской музей. Стенды те и не те. На них все, как было раньше и как стало сейчас. Это история и доблесть завода. Мне он дорог. Создавала его и я, уже будучи на пенсии. И он есть.

Многих предприятий, работавших на экономическое благополучие Ставрополя, уже нет. Нет завода «Красный металлист», швейной фабрики «Весна», ватной фабрики, мукомольного завода, филиала КамАЗа, не таким стал инструментальный завод. А «Электроавтоматика» жива и гордится своими успехами благодаря умелому руководству специалистов во главе с генеральным директором Ю.Мишиным.

В этом коротком повествовании представлены мною, участником и свидетелем, три жизни предприятия. Они были разными и нелегкими. Но всегда славными. Слава тем, кто работал и работает на нем во все времена его шестидесятилетней жизни. Спасибо Юрию Даниловичу Мишину, что завод спасен, ведь он так необходим нашему государству - великой России.

Многих, кто создавал и трудился на этом знаменитом предприятии, уже нет, но честь и славу они заслужили, и об этом город, его жители, будущие поколения должны помнить. Это история нашего края, и ее надо хранить.

Читайте такжеВладимир Владимиров: вложения в развитие села должны расти.

завод, Электроавтоматика, Ставрополь, Юрий Мишин, юбилей

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление