Ценники... в граммах

Лариса Денежная

Новая примета времени: на форумах потребителей и в социальных сетях активно обсуждают... оформление ценников

Если раньше авторы постов высказывали недовольство по поводу мнимых распродаж товаров с хитростями перечеркнутых цен, то сейчас практику торговых сетей с указанием стоимости некоторых видов продуктов за 100 граммов. А ведь еще не так давно использовалась привычная нам традиционная мера измерения — килограмм или литр.

Первый раз такие ценники я увидела в Москве, зайдя в магазин возле Красной площади. На витрине с элитными сырами (санкции не перекрыли им доступ на наш рынок) стоимость продукта указывалась за 100 граммов. Объяснением этому посчитала дороговизну товаров. А через какое-то время эта мода дошла и до Ставрополя.

Что интересно, ввели такие ценники отнюдь не на элитные сыры. На обычные, что называется, к утреннему бутерброду. Ассортимент сыров с десяток и больше наименований разных производителей представлен на полках небольшой расфасовкой в сетевых магазинах самообслуживания. А еще такие ценники появились на весовых конфетах. Причем в одном из магазинов обнаружила весьма «странный» подход к их оформлению. На одни наименования сладкой продукции стояла цена за 100 граммов, некоторые из них - «акционные», из категории «Лучшая цена», а на другие, по соседству, — почему-то за килограмм. Но сначала взгляд выделил первые. Рука сама потянулась в коробку с конфетами по «смешной» цене — всего 28 рублей за 100 граммов. Но, увидев рядом другой, трехзначный ценник, сразу сработал в голове «калькулятор» и перевел килограммы в граммы. Эти конфеты оказались дешевле. В общем, хитроумный замысел продавцов был раскрыт. Позже выяснилось, что этот маркетинговый ход «вычислили» и другие особо внимательные и дотошные покупатели, которые не привыкли делать покупки, что называется, на бегу. Кое-кто обратился и к администраторам магазина, возмутившись «странной» методикой оформления ценников, вводящей потребителя в заблуждение. И, нужно отдать должное продавцам, они исправились. На витрине с фасованным сыром, весовыми конфетами появились объявления с информацией о том, что цена на товары указана за 100 граммов. К слову: пора бы их и обновить, уж больно непрезентабельный и не аккуратный у них вид.

Почему магазины перевели ценники с мерой измерения продуктов, нетрудно догадаться. С одной стороны, и сыры, и конфеты мы не покупаем килограммами. Это не картошка и куриные ножки. А с другой, как народ объяснил причину такого маркетинга - «чтоб шоку не было». Маленькая цена действует на нас магически. Достаточно понаблюдать за покупателями, пришедшими в магазин с фиксированной ценой на весь ассортимент. Товар здесь сметается с полок без раздумий. Люди подходят к кассе с полной корзиной. И когда калькулятор аппарата отрезвляет, выдавая итоговую сумму, увы, уже поздно.

А что говорит по поводу «100-граммовых» ценников закон? Ничего. Пункт 19 Правил продажи отдельных видов товаров гласит: «продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара». Здесь одно из главных требований — «единообразных» и «четко оформленных». А значит, если цена за 100 граммов, то на все развесные конфеты, а не выборочно, на усмотрение продавцов, чтобы не вводили покупателей в заблуждение. «Четко оформленные» - когда понятно, сколько стоит и за какой вес или единицу товара.

Эти же правила оговаривают: цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто. Как видите, никакой «привязки» к 100 граммам. Этими же правилами установлено, что в информации на продовольственные товары, помимо прочих обязательных сведений, указывается вес или объем в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров.

Только вот не во всех магазинах на ценниках указана эта самая единица измерения. Мало того, производители, чтобы замаскировать удорожание продукции, стали снижать ее фасовку. И теперь вместо килограмма пакеты с крупами стали весить и 900, и 800 граммов. Растительное масло теперь тоже разливают не по классическому литру. В одних бутылках — масса нетто — 920 граммов в литровом объеме, в других — 1, 66 кг в 1,8 литре, в третьих — 1840 граммов в 2 литрах. Запутаться можно. Попробуй сразу сообразить, сколько стоит литр, и какое подсолнечное масло из полутора десятков этого продукта разных производителей более выгодное по цене. А ведь и молочку теперь продают на граммы. Вот на пакете с кефиром один производитель указал только массу нетто - 500 граммов, а другой на молоке — только объем, 900 мл. Вот вы сразу поймете, сколько тогда стоит литр этих молочных продуктов? Я — слабый математик. Мне это не под силу. Впору и на всю молочку привести ценники к единому «знаменателю», в тех же 100 граммах. По крайней мере, будет понятна разница в цене. А пока все эти манипуляции производителей и продавцов с разночтением в объеме-массе-штуке - откровенное лукавство. Маркетинговый ход по «запудриванию» мозгов покупателей. Или кто-то думает иначе?

ценники, обсуждение

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»