ЦОС – цифровая образовательная среда – «двигатель» машины времени

Лариса Ракитянская

Закончился 2018 – 2019 учебный год. По части перемен и новинок он был не самым емким. Хотя это – как посмотреть! Если представить сегодняшнюю школу и вообще всю сферу образования как некую «машину времени», то последние лет 10 для нее – сплошные перемены да новшества, в том числе и ушедший учебный год.

Впрочем, устройству по имени «образование» никак нельзя отставать от жизни, потому что именно оно – и есть тот локомотив, который всех нас везет в будущее. Импульс этому движению, конечно, задает государство: ставит задачи, называет сроки, определяет «реперные точки». Потому что ставит глобальные цели, а достигаются они не кавалерийскими атаками, а хорошо продуманными решениями. Их принимает федеральная и местная власть.

Вот почему сегодня «Вечерка» пригласила к разговору министра образования Ставропольского края Евгения Козюру. Мы решили поговорить о будущем отрасли, потому что это интересно не только чиновникам: родителям и молодым людям тоже хочется знать, как будет развиваться образование в ближайшие годы.

 

Семь «китов» развития образования до 2024 года

– Евгений Николаевич, в нашем крае с января нынешнего года выполняется Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Запущено и действует около 40 региональных проектов, которые отражены в государственных программах Ставропольского края. Какие из них действуют в рамках государственной программы Ставропольского края «Развитие образования»?

– Их семь: региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Новые возможности для каждого», «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», «Молодые профессионалы» и региональный проект «Цифровая образовательная среда».

– Знаю, что названные выше семь региональных проектов утверждены правительством Ставропольского края. Значит, предусмотрены и расходы?

– Конечно! По поручению губернатора
В. Владимирова в крае продолжается реализация важных инфраструктурных проектов за счет краевого бюджета. Я хочу подчеркнуть принципиальный момент: средства краевого бюджета на образование остаются стабильными на протяжении трех лет. Важно и то, что освоение министерством бюджетных средств составляет почти 100 процентов. В целом же на реализацию мероприятий государственной программы «Развитие образования» только в этом году запланировано потратить более 25,4 миллиарда рублей, что составляет 22,3 процента общего объема бюджета Ставропольского края.

– И расходы на каждый из названных выше региональных проектов, конечно, определены?

– Да. К примеру, на поддержку семей, имеющих детей, на 2019 год предусмотрено более 1,360 млн рублей, на региональный проект «Успех каждого ребенка» – 84 млн 340 тысяч, для регионального проекта «Молодые профессионалы» – 39,810 млн рублей. Из федерального, регионального, местного бюджета и внебюджетных источников на создание цифровой образовательной среды выделено 142,270 млн рублей. И больше всего затрат предусматривается на реализацию регионального проекта «Современная школа» – более
1 325, 640 млн рублей – также из федерального, регионального, местного бюджета и внебюджетных источников.

– Почему последний проект – самый затратный?

– Потому что в него входит главное – строительство и реконструкция детских садов, школ. За счет краевых и муниципальных средств в прошлом году уже реконструировали детские сады в селах Александровском и Константиновском. Там создано 80 дополнительных мест. Построен детский сад в поселке Подкумок также на 80 мест. С привлечением средств федерального бюджета открыт сад на 280 мест в Михайловске. Сегодня Ставрополье активно занимается проблемой доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. За три года создадим более 3 тысяч новых мест. Сейчас, к примеру, идет строительство трех детских садов: на 280 мест в Михайловске, на 160 – в Ессентуках, на 160 – в Ставрополе. Завершить стройку планируется уже в текущем году. Помимо этого в прошлом году приобретен объект на 300 мест для размещения детского сада в Ставрополе. За последние пять лет в Ставропольском крае создано более 6 тысяч новых мест для школьников. Заключено соглашение на строительство еще двух школ в Михайловске. Каждая примет по тысяче учеников. Предусмотрена реконструкция 11-й гимназии в Пятигорске, а в Кисловодске построим школу № 16. Кроме того, к концу 2019 года будет построена школа на 170 мест в селе Красноярском Андроповского района.

 

Образование и «цифра»

– Евгений Николаевич, в майском Указе президента поставлена задача обеспечить вхождение России к 2024 году в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Какую роль в этом может сыграть региональный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС. – Л. Р.)?

– Роль – ключевая. Вот почему только в этом, 2019 году на Ставрополье на развитие цифровой образовательной среды направлено свыше 142,27 млн рублей. Часть из них – средства федерального бюджета. На эти деньги, в частности, планируется открытие «IT-куба» на базе филиала центра «Поиск». В нем 400 детей смогут изучать основы программирования, интернет-технологий, робототехники, виртуальной и дополненной реальности. К 2024 году мы планируем на базе «IT-куба» обучить уже свыше 1200 детей.

В планах «цифрового» развития – оснащение школ и организаций среднего профессионального образования компьютерной техникой и презентационным оборудованием. Вообще же нам предстоит создать условия для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности для саморазвития и самообразования у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, внедрения федеральной цифровой платформы.

А к 2024 году поставлена задача обеспечить все школы, расположенные на территории Ставропольского края, интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100Мб/c – для образовательных организаций, расположенных в городах, и 50Мб/c – для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, а также – гарантированным интернет-трафиком, что позволит создать организационные и технические условия для внедрения и реализации целевой модели ЦОС, функционирования федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды.

– Наверное, проект «Цифровая образовательная среда» – один из наиболее сложных?

– Да, потому что он требует внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Ставропольском крае для всех ее участников. Это значит, нам надо создавать во всех образовательных организациях профили «цифровых компетенций» для школьников, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и внедрять индивидуальные учебные планы (программы), проводить процедуры оценки качества образования, повышать квалификацию руководителей образовательных организаций и сотрудников даже нашего министерства, закупать новое оборудование... Добавлю к сказанному, что по каждому из направлений регионального проекта «ЦОС» уже разработаны конкретные мероприятия по годам, начиная с нынешнего, определены ответственные. Так что работа эта только будет продолжаться, причем – с привлечением к ней практически всех заинтересованных ведомств правительства Ставропольского края – таково одно из поручений губернатора.

В подтверждение сказанному министром можно привести совсем недавний пример по школам города Ставрополя, где уже в течение двух последних лет проходит акция «Урок цифры». В самом конце учебного года, с 14 по 24 мая, такой урок прошел по теме «Безопасность в интернете». А 21 мая в лицее № 5 прошла встреча учащихся 8-го класса с министром энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Виталием Хоценко. В ходе встречи состоялась интересная беседа с просмотром видеоролика, учащиеся задали вопросы министру. В тот же день в 25-й гимназии краевого центра прошел урок с участием начальника отдела защиты информации министерства Дмитрия Корчагина. В рамках акции «Урок цифры» школьники узнали, с какими опасностями можно столкнуться в интернете, какими могут быть их последствия.

 

Евгений Козюра, власть и общество, министр образования СК

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление