Творческий путь, начавшийся «Ренессансом»

Ольга Метёлкина

Четвертьвековой юбилей отметил симфонический оркестр государственной Ставропольской краевой филармонии

Творческий путь, начавшийся «Ренессансом»

В честь этого события состоялся большой концерт, в котором приняли участие музыканты и дирижёры коллектива, а также солисты краевой филармонии.

Напомним, что начало было положено в 1987 году. Тогдашний директор филармонии Валентина Викторовна Куникина поддержала инициативу музыкантов. Был создан струнный ансамбль под управлением Семёна Марковича Дольникова, который в скором времени возглавил Юрий Владимирович Сучков, а позже — Владислав Владимирович Чачин. Это был уже камерный оркестр «Ренессанс». Он много выступал не только в Ставропольском крае, но и выезжал в Москву, в Колонный зал Дома Союзов, дважды участвовал в фестивале «Северная Пальмира» в Санкт-Петербурге. Об этом и многом другом шла речь на пресс-конференции, предшествовавшей юбилейному вечеру в краевой филармонии.
Музыковед Ольга Руднева, которая с момента создания оркестра вела его концерты, совершила своеобразный экскурс в историю коллектива. Она напомнила об историческом моменте, который относится к 2001 году. Тогда, 26 января, приказом министерства культуры Ставропольского края камерный оркестр «Ренессанс» был переименован в симфонический. Его главным дирижёром стал заслуженный артист РФ Юрий Каспаров. С ним оркестром дирижировал ученик Ю.В. Сучкова Андрей Абрамов. К тому времени коллектив заметно вырос: как численно, так и профессионально. В своё время важную роль в становлении оркестра сыграли тогдашний заместитель председателя правительства края А.Ф. Золотухина, министры культуры Ставрополья А.И. Марков и Е.И. Луганский.
Появилась возможность приглашать известных дирижёров. С оркестром работали Мартин Кнель из Германии, Виктор Афанасьев, Александр Сиднев, Валерий Хлебников из Москвы, Илья Петренко из Ростова-на-Дону, Денис Ивенский из Краснодара. Особую роль в судьбе симфонического оркестра сыграл народный артист СССР профессор Ростовской консерватории Семён Коган.
Сегодня в репертуаре коллектива – отечественная и зарубежная оперная и симфоническая музыка XVIII - XXI веков, обработки русских народных песен, романсов, советской песенной классики. Специально для юных слушателей был создан цикл музыкальных проектов «Сказки с оркестром»: «Соловей» по Г.-Х. Андерсену, «Звёздный мальчик» по О. Уайльду, «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и другие. Событием стали недавние постановки с участием симфонического оркестра - оперы С. Рахманинова «Алеко» и мюзикла И. Левина «Шарман канкан».
Без участия симфонического оркестра филармонии невозможно представить и традиционный фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья». Музыканты работают с выдающимися солистами известнейших оперных сцен: Большого театра России, Ла Скала, Гранд-опера и других. Появилась возможность обменных концертов с коллективами других городов и регионов. Ставропольские музыканты выступали в зале Государственной филармонии на Кавминводах и в Краснодаре. Коллектив участвовал во Всероссийском фестивале академической музыки имени В.И. Сафонова в Кисловодске, в фестивале национальных культур Южного федерального округа в Волгограде и Волжском, в «Музыкальной осени Калмыкии».
Однако главный дирижёр не скрывает своего беспокойства о будущем коллектива. По убеждению Юрия Каспарова, оркестр должен пополняться свежими силами из числа выпускников музыкальных вузов и колледжа искусств. Сложность в том, что филармония не может приглашать специалистов из других городов, потому что не способна обеспечить их жильём и достойной зарплатой. А большинство выпускников краевого колледжа искусств стремятся уехать из Ставрополя в столичные города и там продолжать обучение или искать хорошо оплачиваемую работу. «Если такая ситуация сохранится, если мы сейчас не станем думать, как её исправить, то через пять-шесть лет симфонического оркестра у нас не будет», - говорит Юрий Газарович.
Действительно, когда слушатели сидят в зале и наслаждаются музыкой великих композиторов, они не должны догадываться, что у музыкантов есть немало проблем. Например, неприлично маленький для штучной специальности размер заработной платы. Для сравнения, чиновник может годами сидеть в своём кресле, получая приличное жалованье, и его непрофессионализм не будет помехой в карьерном продвижении. Но если вдруг начнёт фальшивить музыкант, его ни дня не станут терпеть в оркестре.
Проблем у коллектива немало. Так, дирижёр Андрей Петрович Абрамов обеспокоен тем, где взять, к примеру, фаготистов и как приобрести целый ряд инструментов хорошего качества. Не секрет, что предусмотренных бюджетом средств до обидного мало. Художественный руководитель филармонии Анатолий Николаевич Пянзин убеждён, что симфоническому оркестру необходимо придать особый статус как внутри самой филармонии, так и в культурной сфере края в целом, с соответствующим финансированием его развития. А если смотреть шире, то стоит задуматься о том, что технические и акустические характеристики зала краевой филармонии, по большому счёту, не подходят для исполнения симфонических произведений. Оркестр с большим трудом размещается на сцене. Мягкая обивка зрительских кресел и занавес «глушат» звук.

Творческий путь, начавшийся «Ренессансом»

А. Пянзин считает, что краевому центру остро необходим новый концертный зал. «И почему бы его не построить на месте разрушенного кинотеатра «Экран»?» - задаёт полуриторический вопрос художественный руководитель филармонии...
Пожалуй, для праздничного повода на пресс-конференции было поднято много проблемных тем. Но что же делать, если реалии бытия любого творческого коллектива, особенно в провинции, крепко связаны с не парадными сторонами жизни, о которой слушатели и зрители, пришедшие на концерт, не должны догадываться. А чтобы настроение в зале в этот вечер было действительно приподнятым, все свои творческие силы приложили музыканты симфонического оркестра и солисты филармонии: народные артисты РФ Ольга Мещерякова и Борис Бруснёв, лауреат международных конкурсов Ирина Белая и обладатель чарующего баритона Александр Вечёркин, молодые вокалисты Марина Сивцова и Юрий Беляев, камерный хор филармонии и пианистка Ольга Козырева.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов