У мыса Невинного

Юрий Кузьминых
Город у Невинного мыса.
Юрий КузьминыхГород у Невинного мыса.

Известный военный историк конца XIX – начала XX века В. А. Потто в «Историческом очерке Кавказских войн» приводит строчки из Моздокского архивного дела № 214-63 от 1784 года, в которых говорится, что некую малую речушку, впадающую в Кубань, «впредь велено именовать Невинной», поскольку данное ей бывшими здесь солдатами изустное прозвище является непотребным. Одновременно названия Невинных получают и другие важные для военного человека объекты – гора и мыс, находящиеся в нескольких верстах ниже от места впадения речонки в Кубань.

Вершину Невинной горы отделяют от городских окраин два километра сильно пересеченного рельефа. Изъеденный язвами незадернованных оползней и морщинами оврагов, этот природный объект подобен человеку преклонных лет, многое повидавшему за свою долгую жизнь, а сейчас остановившемуся в задумчивости, чтобы воскресить в памяти…

Русский отряд, впервые вышедший к обрывистому мысу в излучине Кубани в конце XVIII века, сразу же подметил его стратегическую значимость. Отсюда контролировались все переправы Кубано-Зеленчукского междуречья, и командованием Азово-Моздокской линии принимается решение построить в этом месте редут. Поначалу укрепление было временным, покидаемым на зиму, но к концу столетия на его месте возводится построенная по всем правилам военно-инженерной мысли крепость, в которой несут службу регулярные и казачьи части.

Летят годы. Все дальше в горы отодвигается линия кордонов, и там, где когда-то стояли небольшие укрепления, постепенно возникают поселения. Дислоцированному в Московской, Донской и Ставропольской крепостях Хоперскому казачьему полку, которым командовал в то время майор В. Шахов, для основания новых станиц отводится участок по Кубани от Верхне-Барсуковского поста до устья реки Абазинки.

1(14) октября 1825 года на день Покрова в чудесные дни бабьего лета происходит обряд освящения места поселения, а территория будущей станицы Невинномысской опахивается плугом и делится на четырехугольники, между которыми прокладываются улицы и переулки. Четырехугольники, в свою очередь, разбиваются на усадьбы…

Переселяются хоперцы на новое место жительства в два потока: 112 семейств из станицы Донской, 88 – из станицы Московской. Каждому переселенцу выдаются 125 рублей пособия, и отводится участок земли, составляющий по нормам Хоперского округа 30 десятин на казака.

Уже через десять месяцев, 13 августа 1826 года, в предписании командира Отдельного Кавказского корпуса генерала от инфантерии А.П. Ермолова командующему войсками Кавказской линии и Черномории генерал-майору князю П. Д. Горчакову сказано: «…станица Невинномысская поселена при крепости Невинный мыс и близ устья Большого Зеленчука».

К 1827 году переселенцы окончательно устраиваются в новой станице, которая была обнесена глубоким наружным рвом и валом, по верху которого шла изгородь из терновой колючки шириной в два плетня. Пространство между плетнями заполнялось землей.

Покровский собор в Невинномысске.
Юрий КузьминыхПокровский собор в Невинномысске.

На небольшой площади в центре поселения располагались станичное правление и провиантский магазин. Здесь же размещалась и Покровская церковь. Одна перед другой «щеголяли» станицы красотой храмов, густотой звона колоколов, блеском куполов и золотом крестов, служившими признаком большего или меньшего достатка. Получив от правительства на возведение собора 54 000 рублей, строители постарались воздвигнуть как можно более высокую колокольню. Особую роль в жизни каждой линейной станицы играла звонница. Медленные, размеренные удары колокола – «благовест» – созывали казаков на молитву. Частые, торопливые – «набат» – свидетельствовали об опасности. Именно как наблюдательный пост круглосуточно использовалась колокольня в Невинномысской. Внимательно обозревавший окрестности дозорный в любое время суток готов был в случае опасности подать сигнал тревоги. В ночные часы об угрозе нападения горцев свидетельствовали «горящие вехи» – поджигаемые на окрестных постах и кордонах вязанки хвороста. Заслышав зловещий звон колокола, все, кто мог держать оружие, бросались на защиту станицы.

В те грозные, неспокойные годы, в самый разгар Кавказской войны, и родилась красивая легенда о невинноубиенных горцами стариках, женщинах и детях то ли на мысу у подножия горы, то ли в ином месте…

Чтобы полюбоваться Невинномысском и его ближайшими окрестностями, поднимемся вместе на вершину Невинной горы. В очерке «Долина Ажитугай», напечатанном в пушкинском «Современнике» в 1836 году, генерал-майор русской армии, ногаец по национальности, Султан Казы-Гирей называет Невинную гору именем Арукиз, что переводится как «красивая девушка». Открывающиеся со склонов возвышенности картины также красивы, как и древнее поэтическое название.

Чем ниже остается город, тем живописнее выглядят дали. На севере в легкой дымке теряется гора Стрижамент. В этой же стороне, замыкая панораму, дымят трубы «Азота» и ГРЭС. По прямой линии до них восемь километров. В центре старой части города сияет золотом куполов Покровский собор.

В начале двадцатого века станица Невинномысская делилась на 12 кварталов. Народ, как водилось в те времена, окрестил районы по-своему. Ушли в прошлое Воробьевка, Зачугунка, Золотари, Лягушовка и Требуха, а вот Низки существуют и поныне.Бывший поселок Донское Поле стал теперь микрорайоном Головное, так как в этом месте построена плотина с водоотводом в Невинномысский канал, а когда-то самостоятельные селения Красная Деревня и Рождественское влились в городскую черту, сохранив исконные названия.

Большинство кварталов современного города химиков и энергетиков привольно раскинулось на правом берегу Кубани, которая, приняв в свои объятия Большой Зеленчук, делает легкий поворот на северо-запад. Место слияния хорошо угадывается благодаря обширному лесу в междуречье. В этом же направлении хорошо различимы строения села Кочубеевского центра соседнего района.

Кубань в районе бывшего Невинного мыса.
Юрий КузьминыхКубань в районе бывшего Невинного мыса.

Немного ниже высшей точки горы, имеющей отметку 574 м над уровнем моря, над обрывистым кубанским берегом установлен Поклонный крест. На табличке, обращенной в сторону города, выбита надпись, свидетельствующая, что поставлен сей 10-метровый чугунный монумент казаками станицы Невинномысской 2 июня 2001 года в честь 2000-летия Рождества Христова и 1000-летия Крещения Руси и в память всех православных воинов, погибших в войнах и конфликтах и оставшихся лежать вдали от родной         земли. Чуть выше прибита еще одна мемориальная доска со следующей текстом:

Вечная память верным сынам Кубани

генерал-лейтенанту Шкуро Андрею Григорьевичу (1887 – 1947);

генерал-лейтенанту Фостикову Михаилу Афанасьевичу (1886 – 1966);

полковнику Елисееву Федору Ивановичу (1892 – 1967);

от Хоперского казачьего округа Баталпашинского отдела Кубанской области. 2005 г.

Место невольно располагает к раздумьям…

На рубеже XVIII– XIX веков на Невинной горе располагался сторожевой пост, состоявший из команды от 12 до 25 человек при уряднике и офицере. На кордоне имелись конюшня, изба для караульных и наблюдательная вышка, с которой часовые «зорили закубанскую сторону». На вышке устанавливался обмотанный паклей и пропитанной смолой высокий шест. Прозванный вехой, он служил сигналом для зрительной связи. При опасности веху поджигали, и видимый издалека дым оповещал соседние крепости и кордоны о приближающемся к кубанским бродам неприятеле…

Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно, – плывущие в небе облака, огненно-красные языки костра и бегущую воду. В нашем случае – это, как и два века назад распадающаяся на рукава, пенящаяся на перекатах Кубань-река в районе Невинного мыса.

краеведение, Невинномысск

Другие статьи в рубрике «Путешествия»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление