«У незнакомого поселка на безымянной высоте»

Ольга Метёлкина

Великая Отечественная война, словно осколками снаряда, изрешетила, исковеркала миллионы судеб в нашей стране, осиротила, обездолила целые поколения. В каждой семье есть своя история беды и надежды. Житель Ставрополя Иван Иванович Ванюшин много лет скрупулезно разыскивал сведения о своем отце - красноармейце Иване Ферапонтовиче Ванюшине. Посылал запросы в разные архивы. Не всегда приходили ответы. Однажды в военкомате услышал разговор сотрудников по поводу поиска в Объединенной базе данных Министерства обороны. Поинтересовался у них, как этим ресурсом можно воспользоваться. Освоил поиск в интернете. Постепенно собралась целая папка с информацией о судьбе красноармейца Ивана Ферапонтовича Ванюшина.

В год 75-летия Великой Победы Иван Иванович Ванюшин рассказал об отце.
В год 75-летия Великой Победы Иван Иванович Ванюшин рассказал об отце.

«Нюся, береги детей…». Это были последние слова перед отправкой на фронт, когда он садился в эшелон. «Я смутно помню, как отец говорил: «Война тяжелая, наверное, я не вернусь», - рассказывает Иван Иванович Ванюшин. - Так и случилось».

В июне 1941 года красноармейцу Ивану Ферапонтовичу Ванюшину было 29 лет. Он стал бойцом 630-го стрелкового полка 175-й стрелковой дивизии, формировавшейся одновременно в Прохладном и Моздоке, которая вошла в состав 64-го стрелкового корпуса 37-й армии. Его часть была срочно переброшена в Киевский укрепрайон на западной окраине Киева.

- Бои за Киев были жесточайшие: авиация и артобстрелы не давали поднять головы, и всё же наши бойцы отбивали атаки фашистов, - рассказывает Иван Иванович. - Из четырех писем, которые отец послал домой из-под Киева, звучала уверенность в победе над фашистами. В письме от 20 августа 1941 года он писал: «Мы сейчас находимся под Киевом, ближе к западу. Стоим и удерживаем Киев, пока особых действий нет, но хотим дать сильный удар по германцу, когда будет приказ, и думаем двигаться дальше к Берлину, а силы у нас хватает. Гитлер думал праздновать в Киеве 10 августа, но его планы посыпались, и вот уже 20 дней, а Киева ему не видать, потому что наша Красная Армия дает ему сильный отпор, и так, Нюся, победа будет за нами. С красноармейским приветом, твой Ваня. Действующая армия. Военно-полевая почтовая станция №157».

На довоенном снимке Иван Ферапонтович Ванюшин (справа) с супругой Анной Никитичной и родственником.
На довоенном снимке Иван Ферапонтович Ванюшин (справа) с супругой Анной Никитичной и родственником.

Когда Иван ушел на фронт, на плечи его жены, Анны Никитичны, лег непосильный груз ответственности за детей. Их было тогда трое: шестилетний Ванечка, четырехлетний Лёня и 10-месячная Светлана. В то время их мама была на пятом месяце беременности. Каково ей пришлось, страшно представить.

- Если бы бабушка не позвала нас из города к себе в станицу Котляревскую, наверняка бы мы не выжили, - говорит Иван Иванович. - Станица спасла нас. У бабушки был огород, где она выращивала картошку, капусту, свеклу, и держала небольшое хозяйство: кур и поросенка. В ноябре родился братишка. Мама пошла работать в колхоз, там выделили на семью небольшой участок земли под огород, посадили кукурузу.

Фашисты пришли в станицу Котляревскую в сентябре 1942-го. Иван Иванович навсегда запомнил этот день. Стоял оглушительный грохот техники. Наши части отступали. В десяти метрах от окопа, где укрывалась семья Ванюшиных, упал снаряд. Осколками убило корову.

Оккупанты, как и везде, установили свой порядок. Солдаты ходили по дворам, забирали продукты: «Яйко, млеко! Шнель!». Или просто ездили на машине по станице, заметив зазевавшуюся курицу или поросенка, давали по ним очередь из автомата и забирали на свою кухню. К счастью, фашисты ненадолго задержались в тех местах. В начале января 1943 года Красная Армия освободила станицу от оккупантов.

Анна Никитична надеялась, что хоть теперь почтальон принесет ей долгожданную весточку от мужа и она узнает, что он жив-здоров. Но оказалось, что письмо, которое Иван Ферапонтович написал 31 августа 41-го, было последним. Осенью 1944 года почтальон принес похоронку. Семья долгое время ничего не знала, где воевал Иван Ферапонтович, как погиб. Только спустя много лет его сын по крупицам восстановил боевой путь отца. Изучал архивные документы, читал мемуары участников событий, пытался представить, как всё происходило. В июле-сентябре 1941 года 630-й артполк участвовал в Киевской оборонительной операции, в ходе которой СССР лишился четырех армий. По официальным данным гитлеровской Германии, опубликованным 27 сентября 1941 года, были захвачены в плен 665 тысяч бойцов и командиров Красной Армии, безвозвратные потери советской стороны в ходе боевых действий составили
627 800 человек. Сколько точно советских солдат и офицеров на самом деле оказались в плену, даже теперь трудно сказать.

- Не могу найти имя отца в списках концлагерей, - говорит Иван Иванович Ванюшин. - Обстоятельства, при которых мой отец и другие бойцы в августе 1941 года попали в Киевский котел, а потом в фашистский плен, для меня остаются «белым пятном». Немногие выжили в концлагере для военнопленных. Но мой отец чудом уцелел. Страшно представить, что ему пришлось вынести, пока в 1944 году Красная Армия не освободила Украину. Потом был пересыльный лагерь НКВД, проверки и штрафная рота в 403-м отдельном пулеметно-артиллерийском батальоне.

Иван Ферапонтович Ванюшин участвовал в боях за Украину, Карпаты, в Черновицкой области в жесточайших схватках на границе с Румынией. Он погиб в бою за высоту 1453 на границе Румынии и СССР. В архивной справке Центрального архива Министерства обороны сказано: «По документам учета безвозвратных потерь сержантов и солдат СА установлено, что пулеметчик 403-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона 54-й УР рядовой Ванюшин Иван Ферапонтович, 1912 года рождения, уроженец Кабардино-Балкарской АССР, Прохладненского района, станица Прохладная, призван в СА Прохладненским РВК Кабардино-Балкарской АССР, погиб 22 сентября 1944 года. Похоронен: высота 1453… Высота 1453 расположена к 45 км северо-западнее крупного населенного пункта Кымпулунг (ныне Кымпулунг Молдовенский, уезд Сучава, Румыния) близ границы с Украиной в районе сёл Шепот и Селятин Путильского района Черновицкой области».

Русский солдат Иван Ванюшин лежит в чужой земле. На воинском обелиске над братской могилой сделана надпись на румынском языке: «Советские герои, погибшие в 1944 году»… Его жена Анна Никитична исполнила наказ мужа: сберегла детей, воспитала, поставила на ноги, дала образование. Если бы отец остался в живых, он наверняка гордился бы своим первенцем. Иван стал кадровым военным. В 1956 году он окончил Харьковское высшее военное училище связи. Получил распределение в город Самбор на Западной Украине, охранял воздушные рубежи Советского Союза. Затем служил в Германии, позже в Закавказском военном округе. Демобилизовался в 1984 году. Свою память об отце Иван Иванович передал новым поколениям своей семьи. Об одном сожалеет – что нет возможности побывать на безымянной высоте, где окончил свой земной путь солдат Иван Ферапонтович Ванюшин.

Великая Отечественная война, Иван Ферапонтович Ванюшин, 75 лет Великой Победы

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление