«У торговли – женское лицо и сильный характер»

Лариса Денежная

Интервью с руководителем комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Алексеем Ломановым.

Руководитель комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Алексей Ломанов.
Лариса ДенежнаяРуководитель комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Алексей Ломанов.

Сфера торговли Ставрополя — одна из самых емких по количеству занятых в ней работников. Вдумайтесь: в отрасли трудятся 56,5 тысячи человек! И от ее самочувствия в значительной степени зависит и благосостояние города в целом, и каждой отдельной семьи. Как живет сфера сегодня, какие планы строит на завтра? Какие трудности преодолевает и чем может гордиться? Об этом и другом мы беседуем с руководителем комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Алексеем Ломановым.

Наша встреча прошла незадолго до профессионального праздника торговли. И, нужно признать, руководитель комитета пребывал в хорошем настроении. Анализ промежуточных итогов деятельности сферы показал: есть повод для оптимизма. С этого мы и начали наш разговор.

- Алексей Алексеевич, отрасль уже два года работает в условиях взаимных санкций России – Запада. Чем был знаменателен этот год для торговли? Что считаете главным достижением сферы?

- Торговля – это стратегическое направление отраслей экономики, которое формирует основу экономики г. Ставрополя и Ставропольского края. Поэтому очень важно, как она сработает. Самое главное достижение сферы – мы достигли стабильности. Если в 2015 году уровень товарооборота стремительно падал и достигал 87 процентов, то по результатам первого квартала нынешнего года он составил 97 процентов к аналогичному периоду прошлого года. Спада уже нет. Это говорит о стабильности в работе.

Сначала были колебания цен в определенных товарных группах, какие-то позиции вымывались, но появлялись новые, других стран и производителей, и заполняли эту нишу. Рынок все выровнял. И сейчас прекратилась лихорадка как в ассортименте товаров, так и в ценообразовании. Да и мы стали более рачительными, более ответственно относиться к покупкам и меньше тратить. Сокращение товарооборота говорит о том, что мы покупаем социально значимые товары в том же объеме. Товары роскоши и дополнительного сегмента – их стало в нашей ежедневной потребительской корзине меньше.

Радуют показатели работы сферы. Есть положительная динамика в открытии торговых предприятий в Ставрополе – в 2016 году появилось 26 новых. Сейчас лишь единицы объектов, которые закрываются или перепрофилируются. Сегодняшний принцип: выживают, адаптируясь. То, что сфера торговли адаптировалась – неоспоримый факт.

Новый формат: булочная от «Хлеба Хмельницкого».
Лариса ДенежнаяНовый формат: булочная от «Хлеба Хмельницкого».

- Открытие каких новых торговых предприятий вы бы назвали событием года?

- В первую очередь – это открытие двух гипермаркетов «Лента» федерального ритейла – в торгово-развлекательном комплексе «Космос» и в поселке Верхнерусском, на границе со Ставрополем, который ориентирован на покупателей краевого центра. Для нас это событие. Торговых площадей много, но не все качественные. Эта сеть – один из сильных игроков на потребительском рынке.

- Раньше крупный ритейл не заходил в Ставрополь. Считалось, что их формат – для городов-миллионников. Что, кризис заставил пересмотреть свои позиции?

- Вы правы. Раньше такие сети говорили: мол, нам «маленький» потребитель не интересен, и они были ориентированы на города-миллионники или чуть меньше. Сейчас разговор иной. «Маленький», «большой» потребитель – не имеет значения. А благодаря таким сетям Ставрополь продолжает наращивать мускулы в плане развития розничной торговли.

Активно развиваются и местные торговые сети: «Ассорти-продукт», «Оптторг», «Закрома», «Копейкин дом», «Тамада», «Экономка», «Винотека» и другие. Фирменная торговая сеть представлена 240 торговыми объектами. Например, у молочного комбината «Ставропольский» – уже с полсотни магазинов, у Ипатовского «Сыродела» – девять, у «Хлеба Хмельницкого» – свыше десяти.

Мы не стоим на месте. Торговля становится не только доступной, но более привлекательной и эффектной. В каждом направлении появляется некий лоск. Выживает не просто сильнейший, а самый эффективный. Под последним подразумевается и форма подачи того или иного продукта, ее оригинальность. В Ставрополе, например, появилась сеть булочных, багетных. И это тоже тренд последнего года. Если раньше покупатели стремились к продукции широкого потребления ввиду отсутствия инициативы в хлебопекарном сегменте, сейчас – к изыскам. Многие потребители покупают изделия в этих специализированных магазинах, где хлеб пекут, можно сказать, на глазах покупателей, в торговом зале.

- Те тенденции, которые сейчас наблюдаются в отечественной торговле, отличаются от мировых?

- Недавно в Ставрополе мы принимали делегацию из Де-Мойна. Несмотря на глобальные политические тенденции и нынешнее противостояние в мире, наши города дружат. Это визит народной дипломатии. Общение было взаимно полезным. Мне, как руководителю, курирующему потребительский рынок, конечно, было интересно, какие тенденции идут в сфере торговли у наших зарубежных коллег. Так вот у них отрасль развивается в другом направлении. У нас идет укрупнение сетей. У наших коллег в Америке обратный процесс – крупные предприятия потихоньку начинают сворачивать свою деятельность. Гипер-, супермаркеты стали менее популярны, чем несколько лет назад. У них развивается тенденция придомовой торговли, шаговой доступности.

Открылся новый магазин местной торговой сети «Флагман».
Лариса ДенежнаяОткрылся новый магазин местной торговой сети «Флагман».

- В условиях санкций Минпромторг РФ рекомендовал регионам развивать малые формы торговли, а также организацию мобильной торговли, В частности, автокафе, что должно стать драйвером для отечественной автомобильной промышленности. Регионам дали установку на серьезное увеличение ярмарок. Как с этим обстоят дела в Ставрополе?

- Ярмарки выходного дня набирают популярность. Еженедельно в Ставрополе они проходят на двух площадках. В первом полугодии прошло уже свыше сорока ярмарок, тогда как два года назад почти столько же – за год. Развивается и мобильная торговля. Например, перед Дворцом профсоюзов работает кофейня на колесах. Здесь – широкая ассортиментная линейка кофе. Такой формат рушит стереотипы прошлых лет. Активно развивается мобильная торговля по продаже плодоовощной продукции в рамках акции «Овощи к подъезду».

- Жители Ставрополя обратили внимание, что на многих остановках общественного транспорта снесены торговые павильоны, которые стояли здесь много лет. На их месте уже оборудовали новые крытые остановочные площадки. Город избавляется от «непрофильного» использования этих объектов дорожной инфраструктуры?

- И от этого только выиграет. Торговые точки на остановках – промежуточный этап. Они начали появляться в приснопамятные 90-е годы. Краевой центр скоро избавится от несвойственного назначения остановок общественного транспорта. И я признателен всем предпринимателям, которые поняли чаяния города, желание навести порядок в безопасности транспортного движения. У нас большой транспортный поток. И иметь на остановках такую роскошь, как магазин, куда нужно подвозить товар, разгружать, город позволить себе уже не может. Депутаты приняли это решение, освободить остановки от торговых объектов, в 2013 году, когда разрабатывалась концепция формирования схемы мелкорозничной сети, и мы поэтапно движемся в этом направлении. Для тех, чьи торговые объекты оказались на остановках, был предусмотрен переходный период для переноса этих точек с тем, чтобы предприятия могли адаптировать свою деятельность в новых условиях. То, что раньше было актуально, со временем утратило свой смысл.

Не скрою, по некоторым объектам принимались судебные решения. Ведь город предоставлял участки под ними на короткий период – три, пять лет, для временных объектов – торговых павильонов. Но некоторые посчитали, что временное может быть постоянным.

И все же процесс сноса павильонов мы проводим взвешенно, аккуратно, предлагая альтернативу. Например, участок земли, на которой располагался так называемый птичий рынок, сейчас освобождается .Здесь будет физкультурно-оздоровительный комплекс с крытым ледовым катком. Сейчас идут проектно-изыскательские работы. Предпринимателям предлагаем места на рынке «Южный» и других с сохранением товарной специфики.

Сырные полки не пустуют, несмотря на санкции.
Лариса ДенежнаяСырные полки не пустуют, несмотря на санкции.

- Есть мнение, что дискаунтеры и магазины «у дома» постепенно вытеснят открытые рынки, киоски и другие устаревшие форматы.

- Доля рынков в розничном обороте сокращается – это тенденция последних лет. В Ставрополе продолжается работа по реконструкции розничных рынков в рамках реализация федерального закона, предусматривающего переход торговли из временных сооружений в капитальные. На территории рынка «Тухачевский» откроется «Городской рынок». Это современный рыночный комплекс в три уровня, с подземным паркингом, эскалатором, где для торгующих будут созданы все необходимые условия. Для производителей отведена единая торговая площадка. Она займет весь первый этаж. Управляющая компания понимает, что коммерческий успех будет зависеть от грамотно поставленной работы с производителями. Этот комплекс должен стать не рядовым объектом, которых уже много на сегодняшний день и где высокая конкуренция, а уникальным. Потребитель воспринимает рынок как возможность купить качественный продукт по доступным ценам. Этот рыночный комплекс и должен сократить путь товара к потребителю, без посредника. Основной объем производителей будет представлять Ставропольский край. Общая площадь комплекса – 23 тысячи квадратных метров. Открытие нового комплекса планируется в августе.

В нынешних условиях расширяется сеть магазинов-дискаунтеров. В этом формате лидирует сеть «Магнит», сочетающая формат дискаунтера и магазина «возле дома», «Пятерочка». В Ставрополе открылся уже четвертый по счету гипермаркет «Светофор». Это федеральный ритейл из Красноярска.

Что касается магазинов шаговой доступности. В условиях жесткой конкуренции они стали работать на более качественном уровне, чем прежде. Улыбающихся продавцов мы видим здесь гораздо чаще, и ассортимент стал шире.

- Если заглянуть в ближайшую перспективу, какие формы торговли в Ставрополе получат наибольшее развитие?

- Это, в первую очередь, интернет-торговля, чему способствует развитие средств телекоммуникационной связи. Да и жизнь задает быстрый ритм, у людей нет времени на поездки по магазинам и поиск нужных товаров. Это можно сделать не выходя из дома или офиса. Многие сетевые магазины имеют свои интернет-площадки. Через Интернет можно изучить ассортимент, заказать получение товаров или в самом магазине, или с доставкой по адресу. Например, можно таким образом сегодня купить бытовую технику или радиоэлектронику в «М.Видео». Есть такая возможность и у покупателей других сетевых магазинов.

- Сегодня – профессиональный праздник работников торговли. Что их отличает от представителей других сфер?

- Инициативность, предприимчивость, чувство конъюнктуры рынка, терпение и гибкость. У торговли – женское лицо и сильный характер. Когда-то на женских хрупких плечах выстояла торговля в 90-е годы. И сейчас, когда страна находится в непростых экономических условиях, слабая половина человечества, стоящая за прилавком, держит удар, достойно справляется с трудностями. А самый короткий путь к кошельку покупателя у них – улыбка. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех работников сферы с профессиональным праздником. Уверенности вам, стабильности, терпения, не терять боевой дух. И положительного сальдо между дебетом и кредитом!

торговля, магазины, Ломанов, лента, ТЦ Космос, рынок

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление