«Учитель должен»… А что должны ему мы?

Лариса Ракитянская

«Народная трибуна»: отчет

Так встречали любимых учителей на торжественном собрании,  посвященном профессиональному празднику, 2 октября на ступенях СДДТ.
Так встречали любимых учителей на торжественном собрании, посвященном профессиональному празднику, 2 октября на ступенях СДДТ.

1 и 2 октября «Вечерка» проводила «Народную трибуну», посвященную предстоящему Дню учителя. Мы просили наших читателей коротко рассказать о любимых учителях. И это получилось! Не обошлось, конечно, без споров, без обсуждения проблем современной школы. Но такая уж это профессия – «общественная», «существенная». И сущая во все времена!

 

Первый учитель – очень важный взрослый

Коллектив родителей учеников 5-го «А» класса направил в адрес министра образования Ставропольского края Е. Н. Козюры благодарность в адрес Натальи Григорьевны Андреевой, учителя начальных классов лицея № 35 города Ставрополя. Вот что они пишут:

«Наше обращение связано с важным событием в жизни наших детей – окончанием начальной школы. В свое время многие из нас делали осознанный выбор именно нашего учителя. За четыре учебных года об этом не пожалели ни разу. В нашей жизни первый учитель играет наиважнейшую роль: задает цель, уровень, темп развития, помогает понять, что важно, что второстепенно, на чем необходимо сконцентрироваться, где остановиться и подумать, что можно и нужно делать, а что – категорически нельзя. На плечах учителя лежит огромная ответственность за обучение и воспитание детей. Именно первый учитель развивает желание учиться, мотивирует на новые достижения по получению знаний. Для детей он становится очень важным взрослым, который знает очень много, делится этими знаниями и потом проверяет, насколько хорошо они их усвоили.

Наталья Григорьевна Андреева – прекрасный педагог, учитель, наставник. Это наше совместное с детьми мнение, а не просто родительское видение – со стороны.

Академизм, знания, организация обучения, взаимодействие с учениками – это слова, которые не могут полностью передать то, как наши дети за четыре года превратились в организованных, умных, слушающих, умеющих и желающих учиться людей. Как родители, мы очень благодарны, что эти годы нам было так спокойно и понятно все о наших детях, об их обучении и моментах, на которые нужно обратить родительское внимание даже при минимальной потребности личного присутствия и общения. Наталья Григорьевна всегда делает упор на общение с детьми, а не с родителями. С первого класса она приучала их к самостоятельности и ответственности. Очень импонирует спокойное и четкое информирование о предстоящих событиях, отсутствие нагнетания обстановки вокруг планируемых контрольных работ, ВПР (Всероссийские проверочные работы. – Л. Р.). Прекрасное руководство, знание индивидуальных особенностей каждого ребенка и большое терпение есть у нашего учителя. Уровень полученных знаний у наших детей высок: это подтверждает количество призеров школьных, городских и региональных олимпиад и конкурсов, число лауреатов различных премий и спортивные достижения ребят. У достойного учителя всегда хорошие дети. Самая лучшая награда для учителя – это его успешные ученики. Наша благодарность Наталье Григорьевне безмерна! Таких учителей хочется пожелать нашим детям на всех этапах их образовательного пути».

 

Школа – это не только знания. Это – территория культуры

Ольга Островская рассказала, что выросла она не в Ставрополе и училась в школе далеко-далеко от нашего города. Это было в советские годы. Ольга призналась честно: до восьмого класса учиться не любила, любимых учителей не было, а в школу она ходила лишь по обязанности. Но так случилось, что после 8-го класса родители перевели Ольгу в другую школу, и уже в 9-м классе ее классным руководителем стала Валентина Федоровна Зайцева.

– Валентина Федоровна вела у нас химию, была отличным специалистом по своему предмету, смогла увлечь им всех нас. Но она подарила своим ученикам и нечто другое: дала понять, что школа – это не только знания, это – территория культуры, личного развития, умения общаться. Переломом в моем отношении к школе стала поездка в Киев, которую организовала для нас Валентина Федоровна. Ну как организовала? Точнее будет сказать, что она мотивировала нас к этому. Чтобы заработать деньги на билеты, мы сдавали макулатуру и металлолом, подрабатывали на предприятиях. И вот на зимних каникулах мы отправились в поездку. Класс моментально сплотился: мы узнали друг друга получше, с удовольствием общались, делились впечатлениями. А на летних каникулах у нас был еще и четырехдневный поход по пушкинским местам. А потом вместе с классом и Валентиной Федоровной я впервые в жизни побывала в театре. На билеты тоже сами заработали, и это тоже был эмоциональный взрыв, эхо от которого сохранилось до сего дня…

Интересно, что моя школьная жизнь словно бы повторилась в моем сыне. У него было ровно так же, как у меня: перешел из одной школы в другую (это уже в Ставрополе было), и тут вмиг изменилось отношение к учебе. В лицее № 14 у сына классным руководителем стала Надежда Евгеньевна Вабель, кстати, тоже химик. Надежда Евгеньевна сумела объединить класс не только вокруг своего предмета – жизнь ребят изменилась в лучшую сторону. И это тоже были походы, поездки, театр, кино…

А еще я запомнила первого директора своей школы. Это был Николай Петрович Балясников, ветеран Великой Отечественной войны, – продолжает Ольга Островская. – Преподавал историю. На его уроках всегда было так интересно! Но мы, детвора, зная, что он воевал, всегда просили его рассказать о войне. И он для этого находил время, а рассказы его были полны таких деталей военной «работы», каких не найдешь ни в одном учебнике… Но и читать нас учителя приучили: как раз в нашей школе библиотекарем работала супруга директора школы Балясникова, и она тоже приобщала нас к чтению, она научила любить и ценить книгу. До сих пор помню этот упоительный запах библиотеки, эти зачитанные и замусоленные книжки. Мы их и выбирали по этому принципу: чем старше выглядит переплет и чем больше затерты страницы, тем книга будет интереснее…

 

Научил нас Гамлетович патриотизму…

Василий Польсков окончил 11-ю школу в Андроповском районе Ставропольского края чуть меньше пяти лет назад. Он рассказывает:

– Больше всего запомнился мне наш учитель Григорий Гамлетович, который в начальной школе преподавал у нас музыку, а потом – МХК. Свои предметы он любил, обо всем рассказывал с душой. У него всегда были горящие, восторженные глаза, и мне кажется, что этой своей увлеченностью и восторгом он заразил и нас: мы научились от него ценить мировую культуру, историю нашей страны. А патриотизм он привил нам просто: от него мы узнали военные песни, и они запали нам в душу. Это было точное попадание!

 

Работать руками научил трудовик

Александр (так и представился, и просил не называть фамилию. – Л. Р.) учился в советской школе. Говорит, что зря сейчас советское образование осуждают. Его личный пример опровергает все домыслы.

– У нас был учитель труда, который научил нас работать руками и инструментами. До сих пор у меня осталась эта привычка: если я чего-то не умею и не знаю, просто беру и делаю – умение приходит в процессе. Учитель научил нас не бояться труда и времени, которое ты на него потратишь. Ему я благодарен за то, что уже будучи в возрасте собрал своими руками машину ГАЗ-69 буквально из груды металлолома. Я считаю, что в школе должны учить труду. И делать это должны только мужчины. Кстати, наш трудовик преподавал у нас и черчение, и этот предмет давал нам представление о том, как инструменты и детали устроены «изнутри», что потом очень пригодилось в жизни…

 

Они делали из нас людей!

Наталья Александровна Нешто от имени выпускников 1976 года передала поздравления с Днем учителям всем учителям гимназии № 30, которая в этом году отмечает свое 55-летие:

– Мы передаем привет Елене Георгиевне Хныкиной (это наша первая учительница), Надежде Георгиевне Яхно (завучу по внеклассной работе, учителю немецкого языка в те годы, когда мы учились), Валентине Семеновне Поляковой. Эти учителя всю душу отдают и отдавали детям. Мы тепло вспоминаем уже ушедшую из жизни Лениану Аркадьевну Орехову, которая была у нас классным руководителем. Все эти и многие другие наши учителя сделали из нас людей! Им всем – наш низкий поклон!

 

Учителя должны отвечать за своих учеников

Учителя должны отвечать за своих учеников. В этом убеждена позвонившая на «Народную трибуну» Нина Георгиевна Гончарова. Моя мама Наталья Ивановна Иванова (уже ушедшая из жизни) работала учителем. Я ее мало видела дома. У нее было педагогическое кредо: чтобы ее ученик непременно добился успеха в школе, а потом – в жизни. Она бы очень удивилась, если бы увидела современную школу, когда многие ребята только с телефонами. Она бы спросила, откуда они берут знания? Моя мама была бы возмущена тем, что дети в школе будто бы ничему не учатся, а потом их родители нанимают своим чадам репетиторов, платят им большие деньги. Когда моя мама работала в школе, такого не было. Я думаю так: если учитель не справляется со своими обязанностями и ученик не усваивает программу школы, то такого учителя надо от работы освобождать!

Вот такая получилась «Народная трибуна». Оказалось, что главная ее тема не изменяется: «учитель нам должен». А что мы ему даем взамен?

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

первый учитель, День учителя

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Общество»