«Учитель года-2018» и «Воспитатель года-2018», Часть 4
Лариса РакитянскаяС 24 января по 2 февраля в нашем городе проходит II (городской) этап Всероссийского конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года» - 2018. Этот конкурс проводится уже в 27-й раз.
Сегодня «Вечерка» представляет четвертую группу конкурсантов в номинации «Воспитатель года».
Здоровый ребенок: любовь, движение и игра
Так считает Анна Александровна Мазникова, воспитатель детсада № 23 г. Ставрополя.
Ее путь в профессию педагога был необычным: он начинался с реализованной детской мечты – быть доктором.
- Да, я лечила людей и очень преданно служила своему делу, - рассказывает Мазникова. - Но именно серьезное отношение к здоровью детей привело меня к пониманию важного правила: лучший способ повысить иммунитет и сопротивляемость детского организма заболеваниям – спорт, интересные физические нагрузки, яркая жизнь в коллективе детей и родителей – в команде. Так я стала инструктором по фитнесу международного класса.
Физкультурная академия, в которой Анна Александровна училась, открыла для нее интересный и особенный детский мир, в котором обязательно нужны взрослые-помощники, ведь не все дети здоровы… А потом она стала мамой, и в ее профессиональном сознании случилось еще одно открытие – самое ценное лекарство и самый эффективный способ развития здорового ребенка: любовь, движение и игра - с его первых лет жизни! Все эти составляющие оказались в мире детства, который бережно сохраняет и раскрывает все его лучшие возможности. Это детский сад.
- Вот уже много лет я – педагог дошкольного учреждения, где каждый день оттачиваю профессиональные качества всех своих специальностей. Но главное – стараюсь быть естественной, искренней, открыто улыбаться, смеяться вместе с детьми и ... уметь посмеяться над собой. Ведь именно к такому педагогу охотно бегут дети!
Анна Александровна работает и размышляет, может ли она считать себя педагогом своего времени, успешным профессионалом?
- Сейчас мне еще трудно ответить на эти вопросы, я лишь на середине пути, признается она. - Сделано немало, еще больше предстоит сделать. «Я педагог еще пока растущий, Как в клумбе-цветнике с детьми расту. Играющий, смеющийся, поющий и дарящий «цветочкам» доброту!»...
«Химия» любви взаимной...
В детском саду № 59 г. Ставрополя работает воспитателем Наталья Николаевна Махонько. Она когда-то решила стать учителем химии и биологии, но, как сама признаётся, жизнь заставила окунуться в дошкольное образование.
- И хотя я имела о нём лишь поверхностное представление, сейчас благодарна судьбе, - говорит Наталья Николаевна. - Ведь воспитатель – это и артист, и художник, и психолог. Это должно быть в крови у человека, пришедшего в детский сад. Для меня очень важно увидеть в каждом ребёнке то хорошее, что помогло бы ему поверить в себя, в свои силы, почувствовать себя успешным и самодостаточным человеком. Развивая у детей интеллектуальные способности, мне бы хотелось, чтобы у них был интерес к познанию окружающего мира и себя самих и они как можно дольше оставались любопытными «почемучками».
Наталья Николаевна считает, что в процессе воспитания важно всё - логическое мышление, глазомер, мелкая моторика пальцев рук, волевые качества:
- Я счастлива, когда к моим детям приходит радость творческой деятельности и удивления от новых открытий. Но в основание этой работы, я считаю, необходимо положить любовь и доброту. Лишь педагог по призванию, умеющий тонко чувствовать ребёнка, его внутренний мир, способен познать счастье – счастье быть в окружении детей, быть всегда с детством.
Размышляя по поводу места воспитателя в детском саду, Махонько не задумываясь, на подсознательном уровне, называет своих воспитанников «мои дети». И уже не удивляется: ведь это так и есть, каждый ребенок для нее становится словно родным...
Музыка рождает красоту. Даже в маленьком человеке
Елена Анатольевна Михайличенко - музыкальный руководитель детского сада № 48 г. Ставрополя. Она теснейшим образом связывает вопросы педагогики и воспитания детей с … красотой.
- Именно это понятие душевной красоты вкладывал Ф. Достоевский в слова, известные всем: «Красота спасет мир», - говорит Елена Анатольевна. - Когда же накладывается красота души на мировосприятие и красоту мира, человек постигает истину творения. Он сам становится открытым миру, становится его частичкой, готов к самосовершенствованию и развитию, к созиданию и творчеству. Михайличенко сама пишет стихи. Вот отрывок из ее поэтических размышлений:
Что может быть прекраснее любви?
Цветок? Что аромат свой дарит?
Иль музыка, звучащая вдали,
Своею красотою манит?
Мы можем спорить, что прекрасней нет
Рассвета, моря, солнца, пенья…
Но дам я от души простой ответ:
Что все это - самой любви творенья!
А еще ее педагогическое кредо - трудолюбие. Она убеждена: очень важно воспитать это качество в ребенке, чтобы его способности могли раскрыться в полной мере. «Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться», - слова композитора П. И. Чайковского звучат для Михайличенко, как девиз.
- Моя профессия – учитель музыки – как нельзя лучше помогает ребенку в полной мере ощутить себя творцом. Мой новый этап педагогической деятельности – работа музыкальным руководителем в детском саду. И вновь на меня пытливо и с интересом смотрят детские глаза. И вновь нас сопровождает музыкальная сказка: «Щелкунчик», «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев». Я увлекаю детей в самый интересный мир – мир музыки. Она может заставить сопереживать, думать и восхищаться. Она объединяет всех людей, независимо от их национальности. Именно она как нельзя лучше помогает развить в человеке его важные моральные качества - сопереживание и сочувствие. И тогда родится красота — даже в маленьком человечке...
Елена Назаренко: «Я нашла «свой дом» - детский сад...»
Елена Николаевна Назаренко — воспитатель детского сада № 64 г. Ставрополя — признается: ее путь в профессию воспитателя был долгим. Но она нашла «свой дом» - детский сад.
- Мои знакомые часто спрашивают, почему ты работаешь в детском саду, ведь там очень трудно, - рассказывает Назаренко. - А я отвечаю: «Да, сложно, да, непросто, но именно здесь у меня есть возможность каждый день соприкасаться с миром детства». Для ребят детский сад – это новый дом, новые члены маленькой семьи. А как здесь страшно в первый день без мамы! Я стараюсь делать так, чтобы каждый день малыша в детском саду был интересен и неповторим, чтобы он чувствовал себя уверенно. Это очень кропотливый труд. Но нет ничего невозможного!
А еще Елена Николаевна определяет свою профессию как главную для общества. И приводит «неубиваемый» аргумент: потому что именно воспитатель дает первую путевку в жизнь своим воспитанникам. Ведь воспитатель – вторая мама. Он должен быть активным и спортивным. Назаренко, к примеру, любит кататься на велосипеде, ведет здоровый образ жизни.
Елене Николаевне близко и это умение - перевоплотиться в сказочного персонажа, прочитать художественное произведение так, чтобы дошколята почувствовали себя его героями.
Ну и конечно, воспитатель, по мнению Назаренко, это исследователь. Ей вместе с ребятами нравится творить: клеить, лепить, конструировать, рисовать...
- Мой рабочий день проходит незаметно, - говорит Елена Николаевна. - И каждый раз, когда меня спрашивают: «Почему ты выбрала эту профессию?», я отвечаю: потому что именно в этом «доме» часто, бывало, устаю, но неизменно повторю песню любимую свою, ту, что пою: «Мимо текла-текла река, плыли куда-то облака, шел человек, была дорога нелегка, да нелегка. И человек мечтал о том, что он построит где-то дом, и поселится счастье в нем, в доме одном…».
Ссылки по теме:
Лучший учитель Ставрополя-2018. Часть 1, Часть 2.
«Учитель года». Номинация «Педагогический дебют». Часть 1, Часть 2.
Городской этап Всероссийского конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года"-2018. Часть 1.
Городской этап Всероссийского конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года"-2018. Часть 2.
Городской этап Всероссийского конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года"-2018. Часть 3.
Городской этап Всероссийского конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года"-2018. Часть 5.